Виды конкуренции и их роль: Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических

Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции

Виды конкуренции и их роль: Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических

Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные ресурсы.

Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между участниками рынка (предпринимателями), в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции.

Различают несколько видов конкуренции:

1) По методам ее осуществления:

Ценовая конкуренция – это способ соперничества когда однородные товары предлагаются по разнообразным ценам, изменение цены становится основной с помощью которой производитель (продавец) выделяет свой товар, привлекает внимание к нему и в конечном счете завоевывает себе желаемую долю рынка.

Неценовая конкуренция – выдвигает на первый план более высокую, чем у соперника надежность товара, меньшую цену потребления, более современный дизайн.

К числу неценовых методов относятся также предоставление большого комплекса услуг, бесплатное сервисное обслуживание, маркетинговые исследования, реклама и т.д.

2) По степени дифференсации товара:

-однородную конкуренцию

-разнородную конкуренцию

3) По степени свободного проникновения в отрасль различают:

-открытую конкуренцию

-закрытую конкуренцию

4) По отраслевому признаку различают:

— внутриотраслевую конкуренцию

— межотраслевую конкуренцию

5) По состоянию рынка:

— совершенную конкуренцию

— несовершенную конкуренцию

6) По степени цивилизованности ведения конкурентной борьбы различают:

Добросовестная – конкурентная борьба достаточно строгая, по заранее определенным правилам.

Недобросовестная конкуренция – это конкуренция без правил, которая включает в себя следующие методы:

1) Распространение ложных или не точных сведений о конкуренте.

2) Введение в заблуждение потребителей относительно характера способа изготовления товара и его качества.

3) Незаконное использование товарного знака конкурента.

4) Реклама товара, не отвечающего требованиям качества.

5) Искажение рекламной информации об истинных свойствах товара, некорректное сравнение товаров.

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет работать, можно выделить конкуренцию 3х видов.

1) Функциональная конкуренция – возникает потому что любую потребность можно удовлетворить различными способами. При этом все товары, обеспечивающие такое удовлетворение является функциональными конкурентами.

2) Видовая конкуренция – вследствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающимся по каким то важным параметрам.

3) Предметная конкуренция — результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, такая конкуренция часто называется межфирменной.

4. Совершенная конкуренция – это конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности экономических субъектов.

Она предлагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих что создавать и в каких количествах.

Модель совершенной конкуренции характеризуется 5-ю признаками:

1) Наличие большого числа экономических субъектов.

— продавцов

— покупателей

2) Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

3) Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга.

4) Однородность продаваемой продукции.

5) Свободный вход на рынок и выход с него.

Рынок совершенной конкуренции – это некоторая идеальная модель, которая в принципе не существует, поскольку ни один реальный рынок не удовлетворяет и не соответствует всем перечисленным условиям.

5. Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

Это рынок, на котором не соблюдается хотя бы одни из перечисленных признаков совершенной конкуренции. Это рынок где 2ва и более продавца обладают некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой за продажу. Кроме того, это рынок на котором покупатели или продавцы обладают способностью воздействовать на рыночную цену.

Выделяют различные виды рынков несовершенной конкуренции:

— монополистическая конкуренция

— олигополия

— монополия

1. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, который объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых достаточно полно удовлетворяет не большую долю рыночного спроса, размеры рыночных долей фирм монополистической конкуренции составляет в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке.

Выход на рынок затруднен, но не настолько легок как при совершенной конкуренции.

2. Рынок олигополии – это тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких крупных фирм от 2 до 7, контролирующих значительную часть производства и сбыта, конкурирующих друг с другом. Каждая из фирм проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.

Товар может быть дифференцирован и стандартизирован. Новым претендентам сложно проникнуть на этот рынок.

Можно выделить такую разновидность олигополий, так как олигополия с доминирующей фирмой, для нее характерны следующие признаки.

1) Наличие доминирующей фирмы, которая продает и покупает значительную долю объема и рынка.

2) Наличие большого числа фирм, небольших по размеру, выпускающих тот же или близкий товар, но не способный влиять на рыночную цену.

3) Рыночная цена устанавливается под влиянием доминирующей фирмы.

4) Наличие барьеров входа и выхода.

Монополия – это тип рынка, на котором существует единый продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль, при монополии существует высокие барьеры вхождения в отрасль, монопольное положение на рынке может быть обеспеченно искусственно:

При помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья и с помощью недобросовестной конкуренции.

В зависимости от масштаба захватов рынка существует чистая и абсолютная монополии:

Чистая монополия действуют в масштабе одной отрасли рынка. Она образуется, как правило, частным лицом.

Абсолютная монополия захватывает всю сферы национального хозяйства и находится в руках государства.

причина возникновения монополии, это концентрация производства, которая осуществляется по следующим направлениям:

1)Горизонтальная интеграция – это слияние двух и более компаний занятых в одной сфере производства.

2)Вертикальная интеграция – это комбинация разно-отраслевых компаний, производство которых связана одной технологической цепью.

3) Диверсификация – это комбинация разно-отраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Этим направлениям соответствуют следующие организационные формы монополии:

1) Картели — это монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

2) Синдикаты — монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

3) Тресты – это монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления собственности и сбытом товара

4) Концерны – это многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвляющихся технологий обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

5) Конгломераты – это объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

Основные черты рыночной ситуации Рынок совершенной конкуренции Рынок не совершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монопольная конкуренция
Количество фирм производящих продукцию Множество независимых производителей Одна, крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип продукции Стандартизированный Уникальный, нет близких заменителей Стандартный Дифференцированный
Контроль на ценой Цены определяются рынком Практический полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможен

Источник: https://studopedia.su/10_31481_konkurentsiya-i-ee-rol-v-rinochnom-mehanizme-vidi-konkurentsii.html

Виды конкуренции и их роль

Виды конкуренции и их роль: Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы.

По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую, неценовую, недобросовестную. По степени ограничения конкуренции различают типы рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция представлена соперничеством производителей аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Этот вид конкуренции называют ещё предметной или межфирменной.

Внутриотраслевая конкуренция втягивает производителей (продавцов) в борьбу за технический процесс, побуждает к скорейшему использованию достижений науки и техники, к совершенствованию применяемых технологии и техники производства; к совершенствованию организации управления производством; к повышению квалификации работников и т. д. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция втягивает экономических субъектов отрасли, в борьбу за совершенствование всех условий производства, стимулирует поиск экономного и наиболее эффективного использования всего многообразия материальных и людских ресурсов (основных и оборотных средств предприятий), способов обеспечения высокого качества товаров, услуг и обслуживания покупателей (потребителей).

Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме.

Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли.

Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль.

Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль.

Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли.

Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции.

Все большее распространение обретает конкуренция неценовая.

Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи.

Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция».

К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур.

Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-76037.html

Конкуренция и её роль в экономике. Виды конкуренции

Виды конкуренции и их роль: Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических

Конкуренция(лат. concurrere — состязаться) — соперничествомежду участниками рыночного хозяйстваза лучшие условия производства, куплии продажи товаров. Такое неизбежноестолкновение порождается объективнымиусловиями: полной хозяйственнойобособленностью каждого субъекта рынка,его полной зависимостью от хозяйственнойконъюнктуры и противоборством с другимипретендентами за наибольший доход.

Борьбачастных товаровладельцев за экономическоевыживание и процветание — закон рынка.

Сутьконкуренции проявляется и в том, чтоона. с одной стороны, создает такиеусловия, за которые покупатель на рынкеимеет великое множество возможностейдля приобретения товаров, а продавец -для их реализации.

С другой стороны, вобмене принимают участие две стороны,любая из которых ставит свой интересвыше интереса партнера.

В результате ипродавец, и покупатель при заключениисоглашения должны идти на взаимныйкомпромисс при определении цены, иначесоглашение не состоится, а каждый изних понесет убытки.

Непременнымусловием конкуренции есть независимостьсубъектов рыночного отношения отопределенных «высших» и внешних»сил.

Эта независимость проявляется,во-первых, в возможности самостоятельнопринимать решение о производстве иликупле товаров или услуг; во-вторых, всвободе выбора рыночных партнеров.

Впроцессе конкуренции хозяйствующиесубъекты как бы взаимно контролируютдруг друга. Конкуренция также естьважным инструментом регулированияпропорций общественного производствав условиях рынка.

Выделяютследующие функции конкуренции:

  • выявление или установление рыночной стоимости товара;
  • выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
  • регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существуютнесколько видов конкуренции. Рассмотримклассификацию видов рыночной конкуренциипо ряду признаков.

Видыконкуренции по масштабам развития

Помасштабам развития выделяют следующеевиды:

  • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Похарактеру развития конкуренцияразделяется на свободную и регулируемую.Также конкуренцию делят на ценовую инеценовую.

Ценоваяконкуренция возникает, как правило,путем искусственного сбивания цен наданную продукцию.

Неценоваяконкуренция проводится главным образомпосредством совершенствования качествапродукции, технологии производства,инноваций и нанотехнологий, патентированияи брендирования и условий ее продажи,«сервизации» сбыта.

Видыконкуренции в зависимости от выполненияпредпосылок конкурентного равновесиярынка

Можновыделить совершенную и несовершеннуюконкуренции.

Совершеннаяконкуренция-конкуренция, базирующаяся на выполнениипредпосылок конкурентного равновесия,к которым можно отнести следующие:наличие множества независимыхпроизводителей и потребителей: возможностьсвободной торговли факторами производства;самостоятельность субъектов хозяйствования;однородность, сопоставимость продукции;наличие доступности информации о рынке.

Несовершеннаяконкуренция -конкуренция, базирующаяся на нарушениипредпосылок конкурентного равновесия.Несовершенная конкуренция имеетхарактеристики: раздел рынка междунесколькими крупными фирмами или полноегосподство: ограниченная самостоятельностьпредприятий; дифференциация продукциии контроль за сегментами рынка.

Видыконкуренции в зависимости от соотношенияспроса и предложения(товаров, услуг)

Можновыделить следующие виды конкуренции(разновидности совершенной и несовершеннойконкуренции):

  • чистая;
  • олигополистическая:
  • монополистическая.

Чистаяконкуренцияпредставляет собой предельный случайконкуренции и относится к виду совершеннойконкуренции. Ключевыми характеристикамирынка чистой конкуренции являются:большое число покупателей и продавцов,не обладающих достаточной силой, чтобыповлиять на цены; недифференцированные.

Олигополистическаяконкуренция— это конкуренция, относящаяся кнесовершенному виду. Ключевымихарактеристиками рынка олигополистическойконкуренции являются: незначительноечисло конкурентов, создающих сильнуювзаимосвязь; большая рыночная сила:сила реактивной позиции, измеряемаяэластичностью реакций фирмы на действияконкурентов; схожесть товаров иограниченность количества их типоразмеров.

Монополистическаяконкуренция— это конкуренция, несовершенного вида.Основные характеристики рынкамонополистической конкуренции:многочисленность конкурентов иуравновешенность их сил;дифференцированностьтоваров

Видыконкуренции в зависимости от соотношениячисла субъектов хозяйствования поповоду приложения капитала в областипроизводства или сбыта

Различаютвнутриотраслевую и межотраслевую видыконкуренции.

Внутриотраслеваяконкуренция— это конкуренция между субъектамиотрасли за более выгодные условияпроизводства и сбыта продукции, получениесверхприбыли. Внутриотраслеваяконкуренция является исходным пунктомв механизме конкуренции. Основныефункции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
  • выявление слабых, менее организованных производителей;
  • ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслеваяконкуренция— это конкуренция между предпринимателямиразличных отраслей за более выгодноеприложение капитала на основеперераспределения прибыли. Возникновениемежотраслевой конкуренции базируетсяна неодинаковых условиях производства(различные структура капитала и скоростьего оборота, колебание рыночных цен),приводящих к разной норме прибыли.

Основныефункции межотраслевой конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;
  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

Видыконкуренции в соответствии с потребностью,заложенной в основе товара

Можновыделить горизонтальную и вертикальнуювиды конкуренции.

Горизонтальнаяконкуренция — это конкуренция междупроизводителями одного и того же видатовара. Является разновидностьювнутриотраслевой конкуренции, т.е.конкуренции по поводу наиболее лучшегопроизводства функциональных свойстви параметров товара.

Вертикальнаяконкуренция— это конкуренция между производителямиразных товаров, способных удовлетворитьодну и ту же потребность покупателя.Например, с помощью телевизора можноудовлетворить потребность в полученииинформации, досуга, обучения и др.

Видыконкуренции в зависимости от соотношенияспроса и предложения на конкретныйтовар

Выделяютследующие виды конкуренции, являющиесяразновидностями внутриотраслевойконкуренции: конкуренция продавцовтовара и конкуренция покупателей товара.

Чемвыше степень конкуренции продавцов,тем ниже степень конкуренции покупателейи наоборот. Векторы действия этих двухтенденций противоположны, носила ивоздействие их на общество одинаковы,поэтому между ними существует определенноеравновесие.

При взаимодействии кривыхспроса и предложения возникает периодотносительного равновесия, которыйимеет три фазы: кратковременную. среднююи длинную. При кратковременном равновесиицена определяется спросом.

По мереудлинения периода времени цена ужеопределяется стоимостью, т.е. издержками.

Источник: https://studfile.net/preview/1714740/page:36/

Scicenter1
Добавить комментарий