Вопрос 17. Философия Аристотеля: Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Вопрос 17. Философия Аристотеля:  Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель – величайший мыслитель Древней Греции. Родился в г. Стагире во Фракии, в семье придворного врача царя Македонии. С юных лет проявлял незаурядные интеллектуальные способности, благодаря которым в 367 г. до н.э.

был принят в платоновскую Академию, в которой затем находился около двадцати лет, до самой смерти Платона. Однако Аристотель вскоре разошелся во взглядах со своим учителем, о чем свидетельствует широко известная фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».

Более трех лет (343-340) Аристотель был наставником будущего царя Александра Македонского. В 335г. основывает в Афинах собственную на-учную школу – Ликей (названную так потому, что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского, то есть Волчьего).

В состав территории школы входил тенистый сад с галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также перипатетической (от греческого «перипатетио» – прогуливаться), а члены школы – перипатетиками. Аристотель преподавал в Лике двенадцать лет и имел несколько сотен уче-ников и последователей. В 323г.

, после внезапной смерти в по-ходе Александра Македонского, в Афинах произошло антима-кедонское восстание, Аристотель был обвинен в богохульстве и был вынужден покинуть Афины, а вскоре умер в изгнании на одном из островов Эгейского моря.

Основные положения философии Аристотеля

Понимание предназначения философии. Аристотель очень высоко ценил философию как вид интеллектуальной дея-тельности и четко выделял её из всей сферы знания. Причем он различал «первую философию», которую в I-м в. до н.э.

систематизатор его учения Андроник Родосский на-звал «метафизикой» (испорченное греческое «мета та физика» – «то, что следует после физики») и «вторую философию», под которой он имел в виду собственную физику. Предметом «пер-вой философии» является не природа, а то, что существует в ней и сверх нее.

Таким предметом должно быть «сущее». Оно шире природы, которая для Аристотеля лишь один из родов сущего.

И философия, в отличие от физики, должна исследовать нематериальные, сверчувственные, неподвижные и вечные сущности, разумеется, сперва показав их наличие: «необходимо исследовать, существуют ли одни только чувственно воспри-нимаемые сущности или также другие помимо них, и [если также другие], то имеются ли такие сущности только одного вида или их несколько родов… а также математические предметы как промежуточные между эйдосами и чувственно вос-принимаемыми вещами существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная или нет и что же она такое, если существует».

Учение о бытии. Материя и форма.

Центральным в философии Аристотеля является учение о материи и форме. В отличие от Платона, Аристотель считал, что подлинным бытием обладает не общее, не идея, не число, а конкретная единичная вещь. Это, так сказать, сущность первого порядка.

Вид, к которому принадлежит единичная вещь, – это сущность второго порядка, род – сущность третьего порядка и т.д. Только такая вещь может быть субстанцией (от лат.

«субстанциа», буквально «то, что лежит в основе»), то есть чем-то самобытным, существующем в самом себе, а в мышлении способным выступать в качестве субъекта суждения, но не его свойства (атрибута) или отношений между субъектами.

Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, материал («субстрат»), из которого она состоит. Однако к одной лишь материи вещь не сводится.

Чтобы стать вещью, материя должна принять форму; без формы материя остается вещью только в возможности, но не в действительности. «…Материя есть в возможности, потому что может приобрести форму, а когда она есть в действительности, у неё уже есть форма».

Форма, суть бытия и первая сущность в «Метафизике» являются синонимами: «Формой я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность» – подчеркивал Аристотель. Но сама по себе форма не может стать вещью в её еди-ничном бытии, форма без материи в плане познания – понятие о вещи, а в плане бытия – суть вещи.

Сама по себе форма есть нечто общее; а чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей. Соединение материи с формой представляет собой реализацию возможного, возникновение реально существующей конкретной вещи.

Понятия материи и формы у Аристотеля не абсолютны, а взаимообусловлены. То, что является материей в одном отношении, в другом может быть формой. В качестве примера единства материи и формы Аристотель приводит бронзовую статую. Материей для статуи в данном случае служит бронза.

Но ведь глыба бронзы, из которой отлита статуя, тоже была единичной, актуально существующей вещью, следовательно, представляла собой некоторое единство материи и формы, некий «вид».

Материей по отношению к этому виду служат четыре элемента («стихии», «буквы») – огонь, вода, земля, воздух, из сочетания которых в определенных пропорциях получается вещество, обозначаемое как бронза.

Но и эти четыре элемента не лишены формы – каждый характеризуется некоторой ком-бинацией качеств и, следовательно, опять-таки может рассматриваться как «вид». Лишь первичная материя (prote hyle), которой нельзя приписать никаких качеств, абсолютно бесформенна и не является видом. Она не может выступать как единичная вещь, она – чистая возможность.

Понятия души и мышления в философии Аристотеля

Во взглядах на данные феномены Аристотель также разошелся с Платоном. По Аристотелю, душой может обладать только естественное живое тело – растение, животное и человек. Скажем, топор души не имеет.

Душа – это осуществление (Аристотель использует термин «энтелехия») возможности жизни: «…душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела… душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью».

Душа в понимании Аристотеля является, так сказать, спутницей жизни, её наличие свидетельствует о завершенности тела, осуществленности возможности жизни.

В отличие от Платона, Аристотель настаивает на неразрывной связи души и тела. Душа без тела существовать не может. Он различает три вида души: растительную, животную и разумную. Первым видом души обладает растительный мир, а признаками такой души является способность к питанию.

Чтобы быть животным, достаточно к функциям растительной души добавить чувство осязания (ощущение): «животное впервые появляется благодаря ощущению». Наконец разумная душа, означающая способность к рассуждению и размышлению, это – достояние человека.

Разумеется, в каждой из высших душ присутствуют и свойства низших.

Учение об истине

Аристотель является создателем классической, так называемой корреспондентной теории истины.

Истина, согласно Аристотелю, состоит в соответствии мысли действительности: «Что же касается сущего в смысле истинного и несущего в смысле ложного, то оно зависит от связывания и разъединения, а истинное и ложное вместе от разграничения членов противоречия, а именно: истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание того, что на деле разъединено, а ложно то, что противоречит этому разъединению… Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в рассуждающей мысли».

Телеология Аристотеля

Для объяснения процессов движения, изме-нения и развития, происходящих в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и целевые: «Все … причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида.

Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода – все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрата (например, части), другие – как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма).

С другой стороны, семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, – все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего» должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе».

Таким образом, причиной того, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которую приобрела бронза в результате деятельности ваятеля (формаль-ная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил перед собой ваятель (целевая причина или «ради чего», как обычно говорил Аристотель). Аристотелевское учение о конечной, це-левой причине получило название телеологии (от греч. «телеос» – цель).

Физика, космология, биология

Аристотель оставил в наследство потомкам физику, которая просуществовала чуть менее дух тысячелетий и была опровергнута только в начале XVI века знаменитым итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, слово «физика» понималось им шире, чем это принято сейчас, включало и биологию, так что оно было синонимом современного понятия «природоведение».

В основе физики лежал принцип, что сила является причиной движения тел (о свойстве инерции Аристотель и не подозревал). Далее, он отказался от демокритовского пустого пространства и заполнил пространство «эфиром» – сплошной средой, не обладающей тяжестью и другими физическими свойствами. В физике Аристотеля всякое тело обладает естественной, присущей ему от природы формой движения.

Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой к центру космоса (то есть к центру Земли), если они тяжелые (как земля, вода и сложные тела, в состав которых они входят), либо от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т.п.). В надлунном же, небесном мире естественным является вечное равномерное круговое движение.

Насильственное движение земных тел осуществляется под действием силы.

Древние греки предполагали, что Земля имеет шарообразную форму (вспомним этимологию слова «антиподы» – люди, ходящие по отношению к нам вверх ногами на противоположной стороне земного шара), и Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, в два раза превышающий его действительное значение. Надлунный мир, как и у Платона, у Аристотеля является неподвижным и неизменным вечным миром.

Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки. В своих биологических сочинениях он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.

Логика. Аристотель является создателем логики как науки о правильном мышлении. (Правда, сам он называл её «Аналитикой», а название «Логика» она получила в середине XI века).

Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов – странство-вавших по Греции учителей-надомников, дававших уроки детям богатых, но не слишком образованных греков, и морочивших им голову с помощью намеренных логических ошибок (софизмов) с целью выманить за уроки побольше денег. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позднее в работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» создал теорию правильного дедуктивного рассуждения (так называемую силлогистику). Только в середине XIX столетия были заложены основы современной, символической логики, не опирающейся на аристотелевские принципы.

Учение Аристотеля о государстве и обществе

Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своего значения до сих пор.

Причина возникновения государства и его предназначе-ние. Согласно Аристотелю, основой существования государства служит стремление людей к совместной жизни и политическому общению. В этом смысле человек по своей природе есть существо политическое. Люди всегда стремятся соединяться в какие-либо сообщества.

Государство возникает лишь тогда, ко-гда несколько семей объединяются ради достижения возможно лучшей жизни. Таким образом, согласно Аристотелю, причиной возникновения государства является не только политическая (общественная) природа человека, сама по себе, но и польза, выгода, которую он может получить от совместной жизни с другими людьми.

Другими словами, для философа одним из важнейших критериев является общественный интерес.

Цель создания государства – стремление к счастью. Только в государстве человек может реализовать нравственные добродетели и быть счастливым.

Аристотель видит совершенство человека в том, чтобы тот был совершенным гражданином. А его совершенством, в свою очередь, является совершенность государства. При этом государство стоит как бы «впереди» семьи и индивида. Иными словами, совершенство гражданина обусловливается качеством общества, к которому он принадлежит.

Чтобы быть гражданином, необходимо принимать участие в управлении, принятии законов, реализующих справедливость. Прежде всего, необходимо проявить своё гражданское сознание и чувство ответственности за судьбу своей страны.

Поэтому ни житель колонии или завоеванного города, ни ремесленник, ни даже свободные люди не могут быть гражданами, если они не имеют необходимого свободного времени, чтобы управлять своим государством.

Число граждан очень огра-ничено, прочие же лишь удовлетворяют их нужды.

Классификация государств. Аристотель выделяет три правильных и три неправильных формы государственного устройства. Правильными являются монархия, аристократия и полития. Неправильные – тирания, олигархия и демократия (охлократия, то есть «власть толпы»).

Принцип деления на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы приносить людям счастье.

Для государства обязательно наличие свода законов, и власть предержащие обязаны применять эти законы для защиты государства и граждан. В принципе могут существовать государства во благо гражданам или во благо власть предержащим.

Поэтому для мыслителя критерием отличия правильных и неправильных форм является учёт политиком общественного интереса.

Государство и его формы:

Власть исходит:Правильные (управление в соответствии с общим благом)Неправильные (управление в соответствии с собственным интересом)
От одногоМонархияТирания
От немногихАристократияОлигархия
От большинстваПолитияДемократия (охлократия)

Правильным называется государство, в котором один правитель (монарх) свои силы употребляет во благо его граждан.

Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия.

Полития – это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно.

Есть и неправильные государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть только в своих интересах. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить собственные богатства за счет других граждан.

Под «демократией» Аристотель понимает стиль правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потакает интересам нищих не только в материальном, но и в духовном смысле слова.

Отсюда новый смысл слова демократия – демагогия.

Философ уточняет, что ошибка возникает тогда, когда люди, равные в своих политических правах начинают считать себя равными во всём прочем, хотя это далеко не так.

Аристотель утверждает, что, конечно же, первые две формы правления предпочтительнее, но, принимая людей такими, какие они есть, лучшей формой следует признать политию. Она воплощает средний путь, путь между олигархией и демократией, т.е. путь демократии умеренной, где удержаны достоинства олигархии и устранены дефекты демократии.

Имущественная обусловленность социальных процессов. Цели, интересы и характер деятельности людей в государстве зависят от их имущественного положения.

Бедные и богатые оказываются в государстве группами, диаметрально противоположными друг другу. Есть три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между первыми и вторыми.

В зависимости от преобладания той или иной группы устанавливается и соответствующая форма государственного строя.

В основе всех общественных потрясений лежит социальное неравенство.

Когда в государстве многие люди лишены политических прав, и когда в нём много бедняков, то неизбежно появляются враждебно настроенные граждане. Равновесие обеспечивает наличие среднего «промежуточного» слоя.

Лишь те государства стабильны, где этот слой составляет большинство и играет преобладающую роль по сравнению с остальными социальными слоями.

Аристотель не отрицал рабства. Как правило, в Древней Греции рабами были чужеземцы. Поэтому философ полагал, что иноземец, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный.

Согласно Аристотелю, власть господина над рабом, организация семьи, государство и царская власть в своей глубинной основе в чём-то схожи. В то же время он признаёт, что власть господина над рабом противоестественна, и существует лишь по закону, по своей же природе все равны. Стало быть, она ос-нована на насилии и несправедлива.

Раб, как и ремесленник, есть одушевлённое орудие (в отличие от орудия неодушевлённого, например, лопаты или кирки). Но от ремесленника он отличается тем, что является одушевлённой собственностью. Раб всецело принадлежит своему господину.

Однако рабство не сводится лишь к отношениям частной собственности. В своих трудах Аристотель затрагивает не только социальную, но и психологическую проблематику: господин и раб как состояния души. Причём дело не только в физических, но и в духовных особенностях людей. По словам мыслителя, одни люди по своей природе свободны, а другие – рабы, и вторым рабами быть «и полезно, и справедливо».

Рабу и господину полезно взаимное дружеское отношение. Когда же их отношения построены не на дружбе, приходится прибегать к насилию.

В учении о государстве Аристотель поставил многие и поныне актуальные проблемы. Среди них: цели государственного строительства, проблема справедливого устройства государства и имущественная обусловленность социальной активности.

Кроме того, на протяжении веков человеческую мысль волновали затронутые им вопросы активности гражданина, а также господства и рабства как духовных составляющих человеческой личности.

Окончательное решение всех этих вопросов до сих пор не найдено и нередко каждый их решает по-своему.

Значение аристотелевского наследия

Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля прослеживается вплоть до Нового времени.

Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида», «рода» – далеко не всегда у него последовательные) породили в начале нашего тысячелетия полемику номиналистов и реалистов о природе общих понятий – так называемых универсалий.

Телеология органически вписалась в христианское богословие, и не случайно в средневековых университетах Аристотель признавался философом № 1. Непререкаемым был авторитет Аристотеля как творца логики – её изучали во всех университетах и в модернизированном виде аристотелевскую силлогистику преподают до сих пор.

Аристотелевское понятие истины успешно используется во всех областях научного познания, кроме чистой математики. В то же время политические взгляды и идеи Аристотеля, привязанные к существованию городов-государств, морально устарели еще при его жизни, поскольку эпоха подобных государств закончилась в Греции во второй половине IV-го в. до н.э.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/aristotel

Философский словарь — значение слова Аристотель (384 — 322 До Н.э.)

Вопрос 17. Философия Аристотеля:  Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

— древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально-временную логику и систему силлогистики, а также неформальной логики, разработав теорию аргументации. Родился в Стагире, во Фракии. Отец А.

— Никомах — был представителем рода Асклепидов, в котором врачебное искусство было наследственным. В 15 лет А. осиротел. В 367 до н.э. А. переехал в Афины и стал учеником Платона. В 343 Филипп Македонский предложил А. быть наставником своего сына Александра. После восшествия Александра на престол (336 до н.э.) А. возвращается в Афины.

При материальной поддержке со стороны Филиппа и Александра А. собирал в Македонии натуралистические материалы для «Истории животных». В 335 до н.э. А. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Из-за обвинения в неуважении к богам был вынужден в 323 покинуть Афины, «чтобы афиняне еще раз не погрешили против философии» (см. Сократ).

(Формальным предлогом обвинения послужил один из гимнов, в котором А. восхвалял добродетель как наивысшее божественное состояние. Действительной же причиной явилось происхождение А.: афиняне стремились противостоять македонской гегемонии.) Скончался вследствие болезни желудка, от которой страдал всю жизнь. По свидетельствам, А.

любил изысканно одеваться, носил кольца и обувь на высоких каблуках; вел свободный образ жизни и был «привержен к наложницам». Свои рукописи и большую библиотеку он завещал своему преемнику по школе — Теофрасту. Последний, в свою очередь, завещал их некоему Нелею, наследники которого хранили их в погребе около ста тридцати лет; в результате этого рукописи оказались сильно поврежденными.

Римский полководец Сулла, захватив Афины, переправил их в Рим. Впоследствии грек по имени Тираннио получил право издать тексты. Дошедшие до нас сочинения А. условно можно разделить на семь частей. Логические трактаты: «Категории», «Об истолковании», «Аналитика первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях», «Риторика».

Физико-астрономические сочинения: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Трактат о «первой философии»: «Метафизика». Биологические трактаты: «О душе», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных». Этические сочинения: «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика».

Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская политая». Эстетический трактат: «Поэтика». По утверждению Гегеля, А. впервые делает философию научной, осуществляя умозрение в форме спекулятивных понятий. Однако части философской науки располагаются им не системно, их связь как бы «заимствуется из опыта».

Тем не менее, невзирая на отсутствие единого «движения науки», представленного гегелевским методом, у А. мы находим «целостную спекулятивную философию». Предметом «первой философии» как науки особого рода А. выделял то, что называется «сущим как таковым», — сущее в аспекте его четырех причин: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели.

Перечисленные четыре начала определяются, исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель — понятие действительности, при этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения — конкретное. Исходя из нового понимания предмета «первой философии», А.

подверг критике платоновскую теорию идей как явно ненаучную. Следуя рассуждениям самого Платона, А. показал, что идеи — либо действительность без возможности, либо возможность без действительности. В первом случае эйдосы, будучи чистой действительностью, не являются материальной причиной.

Однако, не имея в себе материального начала, они не могут быть и формальной причиной, так как форма не отделима от материи (одна и та же для чувственного и сверхчувственного мира). Таким образом, идеи ничего не дают для познания вещей, не являясь ни их формой, ни их материей.

Во втором случае, как чистая возможность, идеи — это не целевая причина, следовательно, и не начало движения, потому что вечные и неизменные идеи не могут служить источником движения в предметном мире. Выходит, что они ничего не дают и для бытия вещей. Не являясь ни одной из четырех причин, эйдосы без надобности раздваивают мир сущего. Благодаря учению о четырех причинах, А.

решает теоретические вопросы как «первой философии», так и физики и биологии, поэтому «первая философия», физика и биология у него тесно переплетены. Основное понятие А. — «перводвигатель». Бог или «последняя форма».

Следует отметить, что эта «форма без материи» представляет собой не чистую формальную причину, как позднее полагала схоластика, а своеобразное единство формальной, движущей и целевой причин. Сущность «последней формы» — вечная актуальность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины.

В «перводвигателе» действительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения. «Последней форме» противостоит чистая материальная причина, возможность как таковая. Это второе основное понятие А.

Материя лежит в основе всех противоположностей, главные из которых образуют четыре элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), вода (холодное и влажное), земля (холодное и сухое). Всякая случайность есть проявление материального начала, то есть переход от одной противоположности к другой (возникновение и уничтожение).

Комбинации из четырех элементов, вызванные действием материальной причины, образуют весь предметный мир. Эфир, пятый элемент, в отличие от четырех других, является невозникшим, неуничтожимым и неизменяющимся. В нем нет ничего противоположного, поэтому он лишен материи. Из эфира состоит крайняя сфера неподвижных звезд. Эта сфера совершает бесконечное, непрерывное и равномерное движение по кругу.

Ее движение есть одно изменение, без возникновения и уничтожения (двигаясь по кругу, из точки X мы движемся к точке X), вследствие чего крайняя сфера есть чистое начало движения. Помимо этого совершенного вида движения выделяются еще два не менее основных: прямолинейное к центру, направленное вниз (Земля — центр Вселенной), и прямолинейное к периферии (вверх).

Прямолинейное движение есть чистая целевая причина. Движение по прямой осуществляется через стремление элементов к их «естественным местам». Вода и земля стремятся вниз, а огонь и воздух — вверх. Этому движению соответствуют возникновение и уничтожение (двигаясь по прямой, из X мы движемся к не-Х).

Смешение кругового движения (движущей причины) и прямолинейного (целевой причины) образует остальные виды движения — движения неравномерные, в них целевая причина не совпадает с движущей. Непосредственно в основе каждой вещи чувственного мира находится именно этот смешанный вид движения, детерминирующий конечность всякого предмета.

Вещи с более выраженной целевой причиной делятся на те, которые существуют по природе, — это одушевленные тела, и те, которые существуют вопреки природе, — это искусственные предметы. Первые, обладая душой, могут иметь начало движения в самих себе. Вторые создаются из цели (замысла) творца, для них движущая причина — форма как эталон изделия.

Одушевленное тело есть сочетание формальной и целевой причин (душа — форма тела, потенциально обладающего в возможности жизнью). Движущая причина свойственна органическому телу лишь отчасти, одушевленное тело не может совершать произвольные движения постоянно. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность (форма) одушевленных тел».

Искусственный предмет обладает только формальной причиной. Например, «топор» — это не душа, а форма, потому что в самом топоре нет целевой и движущей причины. Психологические феномены А. рассматривал отдельно логическим и физиологическим способом. Например, «гнев», с логической стороны, есть желание возмездия, а с физиологической — вскипание крови в сердце. А. выделял три типа души.

Под действием целевой причины из растительной (питающей) души развивается животная (ощущающая) душа, а из нее — человеческая (разумная). Бессмертна только разумная часть души, т.е. ум. По мысли А., для того чтобы воспринимать формы окружающих вещей, ум должен быть таким, каково постигаемое мышлением в возможности.

Если божественный ум, «перводвигатель» или «демиург» есть непрестанная деятельность по оформлению предметов, то человеческий ум — это, согласно А., «возможность предметов без материи». Ум бога вечно актуален, так как он все производит. Человеческий же ум всегда потенциален, поскольку он лишь становится всем. Сквозной темой «Метафизики» — собрания четырнадцати книг А.

разнородного содержания, традиционно располагавшихся после (meta-) его «Физики» (physika), — явилась критика различных взглядов предшествующих философов, главным образом Платона и пифагорейцев, а также выяснение вопроса о том, что следует понимать под первой философией и какие ее понятия должны быть исходными. По утверждению А.

, существует три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Исследует она его посредством определений, не мыслимых отдельно от материи. Например, сущность «вогнутого» может мыслиться отдельно от материи, а сущность «курносого» — нет. Предмет математики — сущее, которое не способно двигаться.

Определения математики лишь иногда мыслятся отдельно от материи, но в большинстве случаев, как и в физике, они предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: «Наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе».

Однако сущее и единое — одно и то же. Например, «он есть человек» и «он есть один человек» выражают одну и ту же вещь. Отсюда, по А., следует, что философия есть наука о едином: «так что сколько есть видов единого, столько же и видов сущего, и одна и та же по роду наука исследует их суть». Каждый род, будучи воспринимаем одним чувством, изучается одной наукой.

В первой философии постигают вместе с тем не отдельный какой-либо род, а сущее в целом. Поэтому все частные науки составляют часть первой философии. Далее, поскольку противоположности относятся к одному роду, а значит изучаются одной наукой, философия исследует помимо единого и иное, т.е. лишенность или инаковое. Раскрывая сущность, философ должен сперва «исследовать начала умозаключения».

В соответствии с этим изучению сущего как такового должно предшествовать указание достоверного начала для всего. Таким началом, по А., выступает закон противоречия: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».

Согласно этому закону, если мыслится что-то одно, то ему должно соответствовать только одно определение, выражающее суть бытия. Нельзя быть человеком и не быть им, т.е. быть двуногим живым существом и не являться таковым. Отсюда истинное никогда не может быть ложным; следовательно, нечто одно необходимо или утверждать, или отрицать.

Тезисы «все течет» Гераклита, «всякое смешано во всяком» Анаксагора, «пустое и полное одинаково имеются в любой частице» Демокрита и подобные изречения других философов расходятся с этим началом. Заблуждение же этих философов коренится, по мысли А., в том, что они в качестве сущего признавали исключительно чувственно-воспринимаемое.

Однако в действительности сущее — это суть бытия, или определение. Итак, философия должна исследовать то, что составляет сопутствующие свойства сущего как такового и противоположности его как сущего. Диалектика и софистика, также имея дело с сопутствующими свойствами вещей, не изучают при этом сущее как таковое, т.е. определения, выполняющие роль первых посылок аподиктического доказательства.

Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам относятся: форма, материя, начало движения и цель. Например, у дома начало движения — строительное искусство и строитель, цель — сооружение, материя — земля и камни, форма — замысел дома. Форма представляет собой сущность чувственно-воспринимаемых вещей как действительных.

Материя — это сущность чувственно-воспринимаемых вещей в возможности. Возникновение происходит из противоположного, поэтому предполагает материю как субстрат различных альтернатив. Состоит материя из элементов — предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля.

Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность, противоречащая их круговому движению, отсутствует, а значит они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой. Природа, по А., — это то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности.

Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют «противоположение». Началами для цвета будут, соответственно, поверхность, белое и черное, для дня и ночи — воздух, свет и тьма. Основное начало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е.

такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. Зрительным образом Бога служит небесный купол, обладающий круговым движением. Данное начало самодостаточно, вследствие чего «Бог есть вечное, наилучшее живое существо». В наибольшей степени уму отвечает целевая причина. На этом основании именно движение светил представляет собой цель всякого движения.

Платоновскую философию А. критикует за то, что в соответствии с ней эйдосов должно быть больше, чем самих вещей. Например, возможен эйдос не-человека, эйдос чего-либо привходящего, эйдос эйдоса и т.д. Познавать же вещи посредством того, что превосходит их по числу, есть невыполнимая задача. Пифагореизм А.

критикует за то, что, по его словам, нет смысла вводить наравне с обычными числами также само-по-себе-одно, саму-по-себе-двойку и т.д. Например, «странно, если сама-по-себе-тройка не есть большее число, чем сама-по-себе-двойка; если же оно большее число, то ясно, что в нем содержится и число, равное двойке, а значит, что последнее неотличимо от самой-по-себе-двойки». В «Метафизике» А.

также проясняется значение многих понятий: тождество, качество, соотнесенное, часть, целое и т.д. По используемой лексике и общему содержанию книги «Метафизики» примыкают ко «Второй аналитике» (входящей в «Органон»). Большинство ее книг — это отдельные части из различных несохранившихся логических сочинений, посвященных формам доказательного знания. В связи с этим уместно напомнить, что в «Метафизике» первая философия рассматривается как наука, строящаяся на аподиктических доказательствах, первые посылки которых представляют собой общие для всех наук начала или определения. В европейской традиции общее название собрания книг стало употребляться как синоним слову «философия» — «метафизика» стала обозначать науку об отвлеченных началах. Для этических воззрений А. характерно понимание природы добродетели как середины между двумя крайностями. Например, дружба, будучи добродетелью, находится между себялюбием и самоотречением. Определение понятия добродетели следующее. Добродетель — это «порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением». Отсюда к добродетели следует отнести, во-первых, выбор правильных средств, то, что является предметом рассудительности, и, во-вторых, следование добропорядочной цели — правильному предмету желания. А. подверг критике этику Сократа за то, что в ней добродетель понимается исключительно как бесстрастный разум, то есть добродетелью считается лишь выбор правильных средств. Деятельность души сообразно добродетели приносит благо, одновременно удовольствие и счастье. Цель государства видится А. в благой жизни всех ее членов, для этого граждане должны быть добродетельными. Правосудие и дружба — основа нормального государственного устройства. Рабство, по А., является этически оправданным. «Всякое рабство противно природе», но поскольку рабу не свойственна рассудительность (выбор правильных средств), он лишен и добродетели. Раб способен выполнять только физическую работу, тем самым он призван подчиняться, выполняя роль инструмента. Творческое наследие А. оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение А. до сих пор остается образцом системно выстроенной философии. [См. «Метафизика» (Аристотель).]

Смотреть значение Аристотель (384 — 322 До Н.э.) в других словарях

Аристотель — (384-322 до н. э.) – ученик Платона. Происходил из македонского города Стагира, откуда он прибыл в Афины для обучения философии в Академии у Платона. Позднее он организовал……..
Политический словарь

Аристотель (384-322 До Н .э.) — — греческий философ и политический мыслитель. С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим……..
Политический словарь

Аристотель (384-322 До Н.э.) — — крупнейший древнегреческий мыслитель. С именем А. связано зарождение политической науки. Свое политическое учение А. раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская политая»,……..
Политический словарь

Аристотель — (384-322 до н. э.) Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был……..

Экономический словарь

Аристотель (384-322 Гг. До Н.э.) — древнегреческий мыслитель. Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика». Рассматривая……..
Экономический словарь

Аристотель, Правовые И Политические Взгляды — (384-322 гг. до н.э.) — один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона………
Юридический словарь

Аристотель — (384-322 гг. до н.э.), греческий философ и энциклопедист. Разработал представление о Вселенной на основе четырех «стихий» (земля, воздух, вода, огонь) и системы концентрических……..
Научно-технический энциклопедический словарь

Аристотель (384-322 — до н. э.) — древнегреческий философ. Учился у Платонав Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. ВоспитательАлександра Македонского. Сочинения Аристотеля……..
Большой энциклопедический словарь

Аристотель — (384—322 до н.э.), древнегреческий философ, учёный-энциклопедист. В области биологии систематизировал значительный естественно-научный материал, собранный его предшественниками,……..
Биологический энциклопедический словарь

Аристотель — — великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший……..
Исторический словарь

Аристотель Фиораванти — (1415—1485?) — Итальянский архитектор и инженер. В 1475—1479 гг. проектировал и возглавлял строительство Успенского собора.
Большая биографическая энциклопедия

Аристотель — (Aрistotelns) (384-322 до н. э.) — др.-греч. философ и ученый, «…величайший мыслитель древности» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 414). Родился в городе Стагире, греческой колонии во Фракии………
Советская историческая энциклопедия

Кавторадзе, Аристотель Степанович — (? — 13.07.1941) — летчик-истребитель, лейтенант. Участник советско-финляндской войны. На фронтах Великой Отечественной с первого дня. Воевал в составе 38 иап. 13 июля 1941 г. в……..
Большая биографическая энциклопедия

322 До Н.э. — Умер древнегреческий философ Аристотель. Родился в 384, учился у Платона в Афинах, основал Ликей (335) и перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения……..
Исторический словарь

323 — 322 До Н.э. — Ламийская война — война за независимость греческих городов-государств и некоторых фракийских и иллирийских племен во главе с Афинами против гегемонии Македонии. Поводом……..
Исторический словарь

384 До Н.э. — — Родились Аристотель и Демосфен.
Исторический словарь

Аристотель — ('Aristotelns) (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — др.-греч. философ, естествоиспытатель, социолог, психолог, эстетик, муз. теоретик. Оказал влияние……..
Музыкальная энциклопедия

Аристотель — (384-322 до н. э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма,……..
Психологическая энциклопедия

Аристотель Стагирит — (384, Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ ученый-энциклопедист. Биография. В 367-347 гг. находился в Академии Платона, сначала в качестве слушателя, затем……..
Психологическая энциклопедия

Аристотель — (Aristoteles, Αριστοτέλης). Величайший из древних философов-натуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в г. Стагире, в 384 г.; отец его был врачом……..
Энциклопедия мифологии

Аристотель — (Aristotle) (384—322 гг. до н.э.) — основной греческий философ и наставник Александра Македонского, оказавший значительное влияние  на европейскую мысль, заметное в развитии……..
Социологический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Аристотель (384 — 322 До Н.э.)

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/885

Аристотель (384–322 гг. до н.э.)

Вопрос 17. Философия Аристотеля:  Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

Философия > Вечная философия

Не знаю, что вы об этом думаете, но вот Аристотель утверждал — и я бы не стал с ним спорить, — что философия начинается с удивления.

Удивления перед бесконечным миром с безумным множеством всего существующего в нем, перед жизнью. Удивления, рождающегося потому, что мы ощущаем свое собственное неведение и хотим познать и понять тайны, окружающие нас…

Неплохое начало?! Остается только пожелать, чтобы удивление не покидало нас и дальше.

Платон и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Аристотель. Завершение, финал античной мысли. «Князь философов», чьи идеи на долгие годы, долгие века определили основные направления развития философской мысли, а стало быть, и культуры Западной Европы.

На знаменитой фреске Рафаэля его правая ладонь, простертая горизонтально, обращена к земле, к чувственному, Аристотель словно пытается охватить, ощупать весь мир явлений. Его учитель Платон рядом с ним поднял перст вверх, указуя на доступный лишь разуму мир архетипов.

Две величественные фигуры. Два учения, два пути, две судьбы. Вечное противостояние и дополнение.

Широк круг интересов Аристотеля: география, жизнь животных, логика, политика, физика, поэтика, этика, риторика — трудно найти тему, которой бы он не коснулся. Наблюдение, анализ увиденного, сравнение, разделение общего и частного в явлении были его методом. Он был первым систематизатором знаний о природе.

Заложил фундамент нынешней европейской науки, основанной на описании и классификации явлений. Впрочем, возможно, завтра родится другая наука, совсем не похожая на эту, как есть и другие, «не-аристотелевские» логики. Возможно, сегодня многие его представления о мире покажутся наивными.

Но есть область, в которой его идеи не устаревают. Как не устаревают вопросы, которые задает себе каждый человек, в какое бы время он ни жил. Это область этики, это вопросы о счастье.

Именно к этим вопросам хочется обратиться, оставив в стороне достаточно громоздкое аристотелевское мироздание с полусотней сфер, усвоенное впоследствии христианской теологией.

Благо — высшая и конечная цель действий человека во всех сферах нашей жизни, считал Аристотель. Так, врач стремится достичь выздоровления своего пациента, видя в этом благо, а полководец по той же причине добивается победы в войне.

Однако мы говорим о благе человека именно как человека, а не как мастера в том или ином деле.

В чем же оно? И с другой стороны, если присмотреться к нам самим, мы увидим, что для одного благо — в обладании чем-либо, для другого в наслаждении, для третьего в успехе, а для четвертого в чем-то еще…

Давайте поразмыслим вместе с Аристотелем. Благо не может быть в богатстве, так как богатство лишь средство, а благо — цель. Успех же больше зависит от других, чем от нас самих.

Нельзя также не предположить, что благо человека должно отличаться от свойственного животным, как, например, в случае простого стремления к удовольствиям. Аристотель говорит о трех частях души человека — растительной, животной и разумной.

Благодаря первой мы растем и живем как существа биологические, благодаря второй чувствуем, испытываем желания и страхи, страдаем и радуемся. Благодаря третьей постигаем мир и самих себя, она — нечто трансцендентное, божественное в нас. Вечное и неизменное. Ветшает тело, но высшая часть нашей души не подвержена старости.

Так что же будет для человека лучшим, истинно человеческим благом? Нечто связанное с разумом — добродетель. Моральное совершенство, не свойственное никому, кроме человека. И жизнь души в согласии с добродетелью есть счастье.

Разум — высшее в нас начало — рождает добродетель, устанавливая всему правильную меру. Смотрите: добродетель щедрости — разумная середина между расточительством и жадностью, мужество — между трусостью и безрассудством. И все они не даются человеку богами, а воспитываются.

Как скульптор оттачивает мастерство с резцом в руках, так и совершенство в добродетели требует повседневной практики. Но именно эта практика приводит человека к блаженству и счастью.

Ведь вряд ли мы засомневаемся в ответе на вопрос, кто более счастлив: щедрый или жадный, мужественный или трусливый?

Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, — это второе я. Итак, если радостно знать самого себя, а знать себя невозможно без помощи друга, то самодовлеющий человек должен нуждаться в дружбе, чтобы познать самого себя.Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.Самому любить лучше, чем быть любимым: любить — это некое действие, доставляющее наслаждение и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. Тем не менее люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством. Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.Мужественные совершают поступки во имя прекрасного. В противном случае мужественными, пожалуй, окажутся даже голодные ослы, ведь они и под ударами не перестают пастись.Совершенная же дружба бывает между людьми добродетельными и по добродетели друг другу подобными, ибо они одинаково желают друг для друга собственно блага…Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.Аристотель

Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»

Источник: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_perrenis/Aristotel/

Вопрос 17. Философия Аристотеля

Вопрос 17. Философия Аристотеля:  Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 — 347 гг. до н. э. (20 лет) — работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 — 335 гг. до н. э. (12 лет) — жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

• 335 — 322 гг. — основал собственную философскую школу — Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

«Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская политая», «Поэтика».

2.Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

практическую — о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики — протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• данные веши называются индивидуумы (в переводе — «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т. д.;

• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

4. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

• сущность (субстанция);

• количество;

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материя это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

6. Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения.

Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания.

И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество — потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• выделил 10 философских категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

Источник: http://niv.ru/doc/philosophy/yakushev/017.htm

Философия Аристотеля: кратко и понятно

Вопрос 17. Философия Аристотеля:  Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского.

Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу.

Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями.

Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам.

Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья.

Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях.

Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/aristotel.html

Аристотель (384-322 до н. э.)

Вопрос 17. Философия Аристотеля:  Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ

Аристотель — знаменитый древнегреческий ученый, философ, основатель перипатетической школы[1] («перипатос» − крытая галерея вокруг двора, где философ проводил занятия или прогулка − манера ведения занятий Аристотелем), один из любимых учеников Платона, воспитатель Александра Македонского.

Аристотель родился в городе Стагире в семье, имевшей благородное происхождение:  отец Аристотеля − Никомах, был потомственным врачом, служил при царском дворе, что позволяло Аристотелю общаться с сыном царя Аминты III − Филиппом − будущим правителем и отцом Александра Македонского.     В 369 году до н. э. Аристотель потерял родителей, и стал круглым сиротой, но, благодаря опекуну − Проксену, он смог продолжить образование.

В 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где на протяжении двадцати лет работал вместе с Платоном (вплоть до его смерти в 347 г. до н. э.) в его академии и входил в содружество философов-платоников.

После смерти учителя Аристотель  по приглашению тирана Гермия жил в Малой Азии (город Ассос), однако в 345 г. до н. э. Аристотелю пришлось покинуть это место и переселиться со своей супругой на остров Лесбос.

В 343 или 342 до н.э. философу поступило предложение от Филиппа  II стать учителем для юного наследника престола − Александра, которому в то время было 13 лет. Аристотель помог сформировать образ мыслей и характер будущего полководца, при этом старался быть его старшим товарищем, сопровождающим юношу на его жизненном пути, без навязывания ему собственных мыслей.

Александру Македонскому приписывают следующее высказывание: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю — тем, что дает ей цену».

Находясь в завоевательных походах, Александр отправлял Аристотелю  образцы растений и животных из стран, в которых ему удавалось побывать, что являлось ценным источником для естественнонаучных исследований ученого.

В 335 г. до н. э. 50-летний Аристотель, оставив с Александром Каллисфена – племянника, философа, отправился в Афины, где основал Ликей — собственную школу.

Утром философ проводил занятие с узким кругом посвященных, а вечером его школа была открыта для всех людей, желающих побеседовать с философом.

Ликейский период является крайне важным этапом биографии Аристотеля: именно тогда появляются на свет одни из самых значимых трудов Аристотеля, которые во многом повлияли на  развитие мировой науки.

Несмотря на то, что Аристотель старался всегда быть вдалеке от политики, волна антимакедонских репрессий, прокатившаяся по стране после смерти Александра в 323 г. до н. э. вынудила его покинуть свое пристанище и отправиться с группой учеников в Халкиду, которая становится его последним пристанищем: наследственная болезнь желудка прервала жизнь 62-летнего философа.

Основные произведения

«Политика» – 2 книги»,

«Законы» – 4 книги,

«Никомахова этика»,

«О справедливости» 4 книги,

«О философии» 3 книги,

«О государственном деятеле» 2 книги,

«Извлечения из «Законов» Платона» – 3 книги,

«Извлечения из «Государства»» – 2 книги,

«Государственные устройства» 158 городов, общие и частные, демократические, олигархические, аристократические и тиранические

Основные идеи

Аристотель причислил этику к разряду  практических наук, целью которой является совершение поступков. Об этой науке нельзя говорить как о точном знании, так как ее предметы достаточно неясны и постигаются лишь приблизительно.  Согласно учению философа, предметом этики является благо, на достижение которого направлены определенные поступки и действия.

Высшим благом является благо государства или народа. Как и Платон, Аристотель считает, что благо полиса превосходит благо отдельного человека, ведь не целое должно существовать ради части, но часть ради целого. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государств».

В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «общественное животное» («человек от природы есть политическое животное»), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство.

Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает очень реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

Наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т.е. наихудшими государственными формами, являются тирания,олигархия, охлократия (господство черни).

[1] Школа в свое время соединяла функции своеобразной академии наук (производилась систематическая разработка всех областей знания на основе метода, предложенного Аристотелем) и высшей школы афинской молодежи.

Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/aristotle

Scicenter1
Добавить комментарий