Вопрос 38. Философия субъективного идеализма: 1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые

Объективный идеализм Г. Гегеля

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма: 1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые

Объективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.

Рассматривая понятие как нечто первичное па отношению к материальным предметам, О. и. тем самым мистифицирует действительные отношения между ними. Так, уже Платон считал общие понятия извечно существующими в «мире идей», а материальные предметы — бледными отблесками, тенями этих идей. О. и.

, как правило, сливается с теологией и является своеобразной философской основой религии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Ничто не предвещало в этом человеке гения. Он жил обычной жизнью. Родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель в 1770 г. в Штутгарте, в семье чиновника, где царили строгие нравы, аккуратность и благочестие. В положенное время он поступил в Тюбингенский университет, изучал там философию и богословие.

Закончив его, удостоился следующей характеристики: «… Одарен хорошими способностями и характером; несколько порывист; не обладает большим даром слова; очень хорошо знаком с богословием и филологией, но совершенно безразличен к философии». Его ближайшими друзьями в университете были Шеллинг и Гельдерлин.

Первый был моложе Гегеля на пять лет, но уже в 23 года стал известным философом, автором признанных книг, профессором. Второй, удивительный немецкий поэт, сумел вернуть отечественной публике богатства античной культуры, а Гегелю — привить любовь к древнегреческой литературе и этому оригинальному стилю мышления.

Всю жизнь был благодарен Гегель своим друзьям за ту душевную работу, которую они стимулировали в нем.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

  • * теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
  • * диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

  • * «Феноменология духа»;
  • * «Наука логики»;
  • * «Философия права».

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в «Науке логики» — Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы — в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы — «Философию духа».

Высшей ступенью развития объективного духа является нравственность, в которой сливаются личное и общественное.1 Здесь абсолютная идея становится по Гегелю «абсолютным духом». Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер (все законы развития действительности отражают развитие идеи, т.к.

действительность — отражение идеи). Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики.

Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития (законы диалектики), понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития (закон единства и борьбы противоположностей) и отрицание отрицания.

В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

С одной стороны диалектика — учение о действительности, а с другой — метод познания. Гегель считал свою концепцию завершающей, итоговой, т.к. она открывает основные принципы познания: 1) развитие; 2) взаимосвязанность — 2 основных принципа диалектики. То есть столкновение 2х теорий, идей необходимый момент в познании, толчок к развитию познания путём разрешения противоречий.

Гегель назвал свою философию «абсолютным идеализмом», а исходное понятие своей философии — «абсолютной идеей». Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием.

Абсолютная идея Гегеля есть всеобщее родовое начало, всеобщий род всего, что существует в универсуме, она есть «подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного… выходит за пределы всех их и составляет основание всего».

Гегель неоднократно ссылается на Платона как на своего предшественника в том смысле, что платоновская идея есть не что иное, как всеобщее, о котором говорится и в гегелевской философии. Но Гегель одновременно критикует идеализм Платона за отрыв идей (помещенных Платоном в потусторонний мир) от чувственных вещей.

Гегель ссылается на Аристотеля и соглашается с ним, что сущность и то, по отношению к чему она является сущностью, не могут существовать врозь, они существуют вместе. Если взять, например, человека, то род как общее начало «проходит сквозь всех этих отдельных людей и связывает их друг с другом».

И это, по Гегелю, справедливо в отношении всех существующих конечных вещей — их сущностью, их первоначалом служит род, всеобщность, стало быть, мыслимое начало, мысль, но последняя находится в неразрывной связи с единичной вещью. Все конечное есть противоречие бесконечного родового начала и единичной чувственной конечности.

«Абсолютное, как бы по своей доброте, отпускает от себя единичности, чтобы они наслаждались своим бытием, и это же наслаждение само затем гонит их обратно в абсолютное единство».

Единичное существо возникает из родовой общности и по истечении срока уходит обратно в породивший его род, потому что оно носит в себе зародыш смерти — противоречие рода и индивидуальной конечности. Введение в философию: Учеб.

пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.- 224 стр.

Все существующее для познания, т,е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту.

А Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский пессимизм, причина которого в понимании трагичности существования человека, которая кроется в характере мировой воли. Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление», «О воле в природе», «О свободе человеческой воли».

Лекции И. Г. Фихте, прослушанные А. Шопенгауэром в 1811 году, а также неудачное соперничество с лекционными курсами Гегеля навсегда оттолкнули философа от поприща «академического» философа, выработали в нем стойкую неприязнь к современности и ее проблемам. Отныне уединенная жизнь мыслителя становится жизненным стилем Шопенгауэра.

В методическом и методологическом плане Шопенгауэр стремился создать философскую систему, обнимающую всеобщность бытия и мышления.

Однако он с неприязнью относился к системосозидающим корифеям немецкой классики — Фихте, Шеллингу и Гегелю именно за их стремление представить мир во всей полноте; он называл их прославленными софистами послекантовского периода, которых следует изгнать из царства философов за шарлатанство.

Судьба его учения складывалась не просто.

Его не признавали при жизни, а в нашей стране в советское время его имя упоминалось лишь в негативном смысле, сопровождаемое упреками в субъективизме, пессимизме, иррационализме, волюнтаризме, реакционности, враждебности к революционным преобразованиям мира и прочих смертных грехах.

Этот одинокий угрюмый человек, считавший оптимизм «гнусным воззрением», неотступно думавший о человеческом счастье и изучавший восточную философию, создал собственное учение, в котором человек и природа едины, и обогатил человечество рядом замечательных догадок, далеко опередивших его время.

В конце 90-х годов XVIII века учение о науке представляло собой уже не теорию абсолюта, а теорию абсолютного знания — единственного пути к познанию абсолюта.

Абсолютное знание при этом представало как следствие абсолюта, но не как действие Бога: Фихте противостоял здесь искушению поставить бессмертное Я на то место, которое в рациональной теологии занимал Бог философов.

К 1800 году его интерес к абсолютному знанию переместился к абсолютному бытию; в 1810 году это абсолютное бытие он назвал бытием Бога. Гегель продолжил и усилил дрейф Фихте в сторону объективного идеализма. Для него абсолютное знание есть полное самораскрытие Бога. Шопенгауэр всю жизнь яростно этому противился.

Шоппенгауэр принадлежал к такому направлению критики Гегелевской философии как неклассическая идеалистическая философия. Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм (А.Шоппенгауэр) и «философия жизни»(Ф.Ницше)

В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

  • * закон бытия — для пространства и времени;
  • * закон причинности — для материального мира;
  • * закон логического основания — для познания;
  • * закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

  • * непосредственного познания;
  • * отвлеченного (рефлективного) познания;
  • * интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля: творчество энгельс идеализм гегель

  • * лежит в основе сознания;
  • * является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

  • * окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
  • * сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;
  • * мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
  • * точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;
  • * воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли;
  • * окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные»насущные» философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, «философии жизни») и позитивизма.

Источник: https://studwood.ru/542882/filosofiya/obektivnyy_idealizm_gegelya

Философия субъективного идеализма

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма: 1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

• во-первых, единственной реальностью является идея;

• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.

2.Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

• само понятие материи ложно;

• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711 — 1776) — другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

• проблема отношения бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно к идеям;

• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

• человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;

• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции» Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте.

Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»).

Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу — объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

• отвергает саму идею «вещей в себе» — непознаваемой разумом внешней реальности;

• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);

• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;

• вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;

• само «Я» — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис — антитезис — синтез», а именно:

• Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);

• «Я» полагает (образует) «не-Я» — внешнюю окружающую действительность (антитезис);

• «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом — окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» — окружающим миром внутри «Абсолютного Я» — субъективного духа может быть:

• практическим (от «Я» — к «не-Я»; «Я» — творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);

• теоретическим (от «не-Я» к «Я» — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» — окружающего мира — в «Я» (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы.

По Фихте, свободадобровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность — воплощение духа. Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.

) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.

Источник: https://students-library.com/library/read/17968-filosofia-subektivnogo-idealizma

Объективный идеализм Гегеля (стр. 1 из 4)

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма: 1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые

Оглавление

Ведение 3

1. Объективный идеализм Г.Гегеля 4

2. Феноменология духа 7

2.1. Этапы феноменологического пути 9

2.2. Сознание(чувственная достоверность, восприятие и рассудок) 9

2.3. Самосознание (диалектика господина – раба, стоицизма

скептицизма и несчастного сознания) 10

2.4. Разум 11

2.5. Дух 12

2.6. Религия и абсолютное знание 12

3. Логика 13

3.1. Учение о бытии 14

3.2. Учение о сущности 15

3.3. Учение о понятии 16

4. Философия природы 18

5. Философия духа 19

Заключение 22

Список литературы 23

Ведение

Целью данной работы является глубокое рассмотрение и изучение философии Гегеля.

Основными задачами является рассмотрение:

1. Объективного идеализма Гегеля. Попытаться дать наиболее точное и доступное для тех, кто мало знаком с философией, определение Абсолютной идеи.

2. Феноменологии Духа. Раскрыть значение и направленность.

3. Наиболее важной работы Гегеля «Наука логики», раскрытие этой темы и подробное рассмотрение гегелевской конструкции.

4. Философии природы и духа.

И в заключении подытожить проделанную работу.

1. Объективный идеализм Г.Гегеля

«Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Смысл заключается в следующем: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира.

Сознание человека нельзя вывести из материи, так как нельзя объяснить, как неживая материя могла породить человеческий разум. Это суждение направлено против материализма.

Материя невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это суждение направлено против субъективного идеализма Дж. Беркли.

Если ложны обе философские позиции, то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой считает Гегель, является Абсолютная идея, или Мировой дух, – внечеловеческое (находящееся вне субъекта) сознание.

Первоначало (Абсолютная идея) – есть тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все – и природа, и человек, и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально. Затем Абсолютная идея сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т.д.».[1]

«Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность – Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом.

Важнейшее свойство Абсолюта – творческая активность, развитие, развертывание.

В самом развитии он проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели – к самопознанию».[2]

«Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность, становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит, и отрицательное («Omnis determinatio est negatio» – «Всякое определение есть отрицание»). Бесконечное – позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, свойственное всему конечному.

Конечное как таковое имеет чисто идеальную, или абстрактную, природу, ибо его нет в чистом виде, в противовес бесконечному (вне его). Это, по мнению Гегеля, основное положение любой философии. Гегелевский бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике: частное всегда разрешается во всеобщем, сущее – в должном, реальное – в разумном.

Движение как свойство Духа, подчеркивает Гегель, – это движение самопознания.

В циркулярном движении духовной основы философ различает три момента: 1) бытие-в-себе; 2) инобытие, бытие-для-другого; 3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя. Гегель иллюстрирует схему примером «эмбрион-человек».

Последний момент, когда личность не просто дана в себе, но и для себя, наступает вместе с моментом созревания разума, который и есть ее подлинная реальность.

Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Вот почему Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух.

Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе».[3]

«У Гегеля нет объяснения того, как из Абсолютной идеи рождается Природа или из Природы – Дух; он всего лишь утверждает тот факт такого порождения.

Так, например, в «Феноменологии духа» он говорит, что Абсолютная идея, познав собственно содержание, «решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве Природы».

Аналогично, говоря о порождении духа, он только замечает, что при этом Абсолютная идея покидает природу, преодолев собственное инобытие, и возвращается к самой себе в качестве Абсолютного духа.

При этом необходимо учитывать, что, по Гегелю, весь этот процесс развертывания Абсолюта происходит не во времени, он носит характер вневременного – находящегося в вечности.

Отсюда и вывод о вечном существовании природы («Мир сотворен, сотворяется теперь и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира». Гегель. Сочинения. М. – Л.,1934. Т. 2. С. 22.

); о протекании во времениможно говорить только относительно событий человеческой истории, связанных с развитием Духа.

Поэтому процесс развития Абсолюта оказывается у Гегеля и развитием по замкнутому кругу: одновременно вечной и непрерывной борьбой (и единством) противоположностей – Абсолютной идеи и Природы, и вечным результатом (синтезом) этих противоположностей – Духом. Важнейшая идея Гегеля состоит в том, сто конечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения, «голый результат» есть «труп».[4]

«По Гегелю, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии — сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание).

Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи — от мифологии до самой вершины — философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи.

Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи».[5]

2. Феноменология духа

«Гегелевская Феноменология духа построена с использованием следующей модели. Дорога [сознания как самопознания духа] – драматична. Она развертывается на двух уровнях.

С одной стороны, речь идет о переходе сознания индивида от самой простой формы чувственного опыта (воспринимаемой достоверности, sinnlicheGewiβheit) к философскому знанию (абсолютному знанию).

С другой стороны, имеется в виду формирование человеческой истории, начиная с античной Греции и кончая временем Наполеона. Феноменология духа может быть охарактеризована в качестве о повествовании о философском странствии [Одиссеи духа]. Она дает нам описание странствия сознания по истории в направлении к самопознанию.

Гегель рассматривает различные фазы этого исторического опыта как ступени развития духа. Это кажется несколько странным для современного читателя, но если понимать под «духом» «дух времени» в его повседневном смысле, то это затруднение может быть преодолено. Человек и причастен к духу времени, и преобразует его.

В Феноменологии духа Гегель начинает с прояснения недостатков традиционных эпистемологических концепций. По мнению Гегеля, эпистемология сожержит в себе дилемму. Она предполагает, что перед тем, как индивид приобретет подлинное знание, необходимо определить, что должно и не должно считаться знанием.

Гегель полагает, что это условие не реализуемо. Каждая эпистемологическая точка зрения, требующая проверки любого предполагаемого знания, сама претендует на то, чтобы быть знанием.

Но, согласно Гегелю, искать знание до того, как начат процесс познания, так же абсурдно, как пытаться научиться плавать не входя в воду».[6]

«В момент философствования человек поднимается над уровнем обыденного сознания, а точнее, на высоту чистого разума в абсолютной перспективе (т.е. он обретает точку зрения Абсолюта).

Гегель говорит об этом со всей ясностью: «Разум превращается в философскую спекуляцию, когда возвышается над самим собой до абсолютного».

Чтобы «посторить абсолют в сознании», требуется устранить и преодолеть конечность сознания и, тем самым, возвести эмпирическое «я» в «я» трансцендентальное, в степень Разума и Духа.

«Феноменология духа» была задумана и написана Гегелем с целью очистить эмпирическое сознание и «опосредованно» возвысить его до абсолютного Знания и Духа. По этой причине о «Феноменологии» говорилось именно как об определенного рода «введении в философию».

Согласно Гегелю, философия есть познание Абсолюта в двух смыслах: а) Абсолют как объект и б) Абсолют как субъект. Ведь философия – это Абсолют, познающий сам себя (самопознание через философию). Абсолют не только цель, к которой стремиться феноменология, но, по мнению многих ученых, также и сила, возвышающая сознание.

В «Феноменологии духа» имеются два сопряженных и взаимопересекающихся плана: 1) план движения Духа в русле самопостижения через все исторические перепетии окружающего мира, который, согласно Гегелю, есть путь самоосуществления и самопознания Духа; 2) план, относящийся к отдельному эмпирическому индивиду, который должен пройти и освоить тот же путь. Поэтому история сознания индивида есть не что иное, как повторное прохождение истории Духа. Феноменологическое введение в философию – освоение этого пути».[7]

«Гегель дает описание познания как феномена, то есть познания, как оно возникает. Это то, что Гегель понимает под «феноменологией», то есть

Источник: https://mirznanii.com/a/233557/obektivnyy-idealizm-gegelya

Философия субъективного идеализма — allRefs.net

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма: 1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые

Философия субъективного идеализма — раздел Философия, Лекционный материал по дисциплине философия 1. В Отличие От Объективных Идеалистов (Гегеля И Др.), Кото­…

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализмабы­ли убеждены в том, что:

• во-первых, единственной реальностью является идея;

• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли(1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

• само понятие материи ложно;

• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в

то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711 — 1776) — другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

• проблема отношения бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно к идеям;

• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;

• человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; «впечат­ления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;

• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб Фихте(1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции»Повод к ее выдвижению — про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником кото­рого был Фихте.

Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира («вещей в себе»).

Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу — объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

• отвергает саму идею «вещей в себе» — непознаваемой разу­мом внешней реальности;

• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в объект);

• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;

• вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей дейст­вительности нет;

• само «Я» — не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис — антитезис — синтез», а именно:

• Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);

• «Я» полагает (образует) «не-Я» — внешнюю окружающую действительность (антитезис);

• «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным нача­лом — окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции).

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» — окружаю­щим миром внутри «Абсолютного Я» — субъективного духа мо­жет быть:

• практическим (от «Я» — к «не-Я»; «Я» — творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);

• теоретическим (от «не-Я» к «Я» — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» — окружающего мира — в «Я» (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы.

По Фихте, свободадобровольное подчинение всеобщей необходимо­сти. Вся человеческая история — процесс распространения сво­боды, путь к ее торжеству.

Основа всеобщей свободы — наделе­ние всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания, объективную реальность — воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: http://allrefs.net/c1/3sv4h/p43/

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма: 1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализмабы­ли убеждены в том, что:

• во-первых, единственной реальностью является идея;

• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли(1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

• само понятие материи ложно;

• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в

то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711 — 1776) — другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

• проблема отношения бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно к идеям;

• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;

• человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; «впечат­ления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;

• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб Фихте(1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции»Повод к ее выдвижению — про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником кото­рого был Фихте.

Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира («вещей в себе»).

Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу — объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

• отвергает саму идею «вещей в себе» — непознаваемой разу­мом внешней реальности;

• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в объект);

• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;

• вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей дейст­вительности нет;

• само «Я» — не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис — антитезис — синтез», а именно:

• Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);

• «Я» полагает (образует) «не-Я» — внешнюю окружающую действительность (антитезис);

• «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным нача­лом — окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции).

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» — окружаю­щим миром внутри «Абсолютного Я» — субъективного духа мо­жет быть:

• практическим (от «Я» — к «не-Я»; «Я» — творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);

• теоретическим (от «не-Я» к «Я» — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» — окружающего мира — в «Я» (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы.

По Фихте, свободадобровольное подчинение всеобщей необходимо­сти. Вся человеческая история — процесс распространения сво­боды, путь к ее торжеству.

Основа всеобщей свободы — наделе­ние всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания, объективную реальность — воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.

Источник: https://cyberpedia.su/4x6016.html

Scicenter1
Добавить комментарий