Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

Экзистенциализм С. Кьеркегора

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

Основоположником этого философского течения является датский философ Серен Кьеркегор (1811-1855).

Одним из первых он обратил внимание на глубинные пласты человеческой души, ярко показал присущие ей противоречия; его философия вторгается в сферу психологии, а психология — в сферу философии.

Слово экзистенциализм происходит от латинского слова existentia, что означает существование. Здесь, однако, речь идет исключительно о духовной стороне нашего существования.

Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания. В этом Кьеркегору видится некий качественный скачок, а именно переход от незнания к знанию. Он должен рассматриваться как поворотный пункт в судьбе человечества (и человека), как начало всемирной истории.

Вступив на путь Разума и отвернувшись от Веры, человек, однако, сильно обманулся. Избегнув одной необходимости, подчинения воле Бога, он попал «в капкан» других рамок еще более жесткой необходимости, ибо разум все сводит к поискам законов и конечных причин.

Человек оказывается игрушкой в руках природы и общества, где над ним господствуют эти законы и причины. Иначе говоря, обретенная свобода оборачивается несвободой нового свойства. В этом заложен трагизм человеческого бытия.

Его сущность раскрывается в категориях «страх», «свобода», «отчаяние», «надежда», «вина», «вера», «безверие».

Началом философии (экзистенциализма) Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа, а отчаяние. Оно возникает тогда, когда человек осознает отсутствие возможностей. Первородный грех, порожденный желанием свободы, оборачивается страхом перед «Ничто», т.

к. Бог уже не с человеком, а далеко от него. Вот почему страх Кьеркегор называет «обмороком свободы». Именно в этой точке духовного одиночества и незащищенности человека возникает отчаяние как осознание своей обреченности. Поиски спасения и рождают философию.

Отчаяние может отступить только в том случае, когда через бесконечное самоотречение и осознание своей вины человек возвращается к Вере. Безверие обрекает человека на гибель. Таким образом, чтобы преодолеть отчаяние, мы должны отвергнуть Разум и принять Веру, от древа познания вернуться к древу жизни.

Мыслить в рамках экзистенции, по Кьеркегору, означает столкнуться с ситуацией личного выбора. В реальной жизни каждый из нас находится в этой ситуации. Выбор осуществляется при наличии альтернативных возможностей.

Кьеркегор призывал отличать в человеке «зрителя» (согласно Гегелю человек есть лишь игрушка в руках мировой необходимости) от «актера», который, играя свою роль, тем самым творит спектакль (реальную жизнь). Только «актер» вовлечен в экзистенцию. Выбор всегда связан с принятием решения.

Он может опираться на научные, математические знания, на этические и эстетические представления. Но всегда за ним стоит конкретная человеческая жизнь, и поэтому отвлеченные рассуждения при выборе мало помогают. Этот субъективный элемент часто заменяется апелляцией к научному знанию, логике и пр.

, а между тем он присущ всем людям и поэтому очень важен для них. Экзистенция уникальна, тогда как научное, философское и др. знания обладают всеобщностью.

Но именно в силу уникальности индивидуального душевного опыта (переживания) истина имеет исключительно субъективный характер, она формируется при движении человеческой жизни от сущности к существованию. Причиной экзистенциальной ситуации Кьеркегору видится отчуждение человека от Бога.

Чем дальше это происходит, тем больше в человеке растет чувство отчаяния. Причем в толпе (в церкви, этнической группе, в социальной общности и т. п.) человек не обретает истины, а отдаляется от нее, ибо и там действует отчуждение человека от Бога.

Только личное прояснение своей сущности в Боге дает человеку освобождение от отчуждения.

Этот процесс, согласно Кьеркегору, длится в форме трех последовательных фаз, которые он называет стадиями жизненного пути: эстетическая, этическая, религиозная.

На первой (эстетической) личность руководствуется своими эмоциями и внутренними импульсами. Здесь человек движим чувствами, и общечеловеческие нормы морали для него особой роли не играют. Это относится и к религии.

Мотивацией поступков выступает желание наслаждения, но человек сам ограничивает себя в этом.

В итоге индивид или остается на этой стадии с ее фатальными соблазнами, или решает избегать их, двигаясь в направлении следующей стадии.

На второй (этической) стадии человек уже оставляет критерий индивидуального вкуса и принимает правила поведения, сформулированные разумом. Человек становится этическим; он воспринимает моральные нормы, имеющие общезначимый характер, и это придает его жизни начала формы и постоянства.

Вместе с ними человек принимает и ограничения и связанное с ними чувство ответственности.

В конечном счете, этический человек приходит к заключению, что он не способен следовать моральным законам, и это порождает у него чувство вины, которое преодолевается через приобретение духовной силы и уверенности в Боге, для этого человек должен совершить скачок в своем сознании.

И, наконец, религиозная стадия. Здесь человек на основе своего сугубо субъективного и поэтому уникального опыта, осознавая свою вину и переживая отчаяние, делает окончательный выбор Веры и обретает себя в Боге. Каждый человек наделен сущностью, которую он должен в себе привести в действие. И это может быть сделано им только через приход к Богу.

Своими идеями С. Кьеркегор первый привлек внимание к сложному духовному миру человека. Он раскрыл его глубинную жизнь, ее сильные и динамические проявления, которые невозможно свести к «технологии разума».

Источник: https://studopedia.su/11_77214_ekzistentsializm-s-kerkegora.html

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

1.Экзистенциализм —направление философии, главным предметомизучения которого стал человек, егопроблемы, трудности, существование вокружающем мире.

Экзистенциализмкак направление философии началзарождаться еще в середине XX в., а в 20-е— 70-е годы XX в. приобрел актуальность истал одним из популярных философскихнаправлений в Западной Европе.

2.Актуализациии расцвету экзистенциализма в 20-е— 70-е гг. XXв. способствовали следующие причины:

• нравственные,экономические и политические кризисы,охватывавшие человечество перед первоймировой войной, во время первой и второймировых войн и между ними;

• бурный ростнауки и техники и использованиетехнических достижений во вред человеку(совершенствование военной техники,автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применениеотравляющих веществ в ходе боевыхдействий и т. д.);

• опасность гибеличеловечества (изобретение и применениеядерного оружия, приближающаясяэкологическая катастрофа);

• усилениежестокости, бесчеловечное отношение кчеловеку (70 миллионов погибших в двухмировых войнах, концлагеря, трудовыелагеря);

• распространениефашистских и иных тоталитарных режимов,полностью подавляющих человеческуюличность;

• бессилие человекаперед природой и перед техногеннымобществом.

3.Экзистенциалистскаяфилософия распространилась в ответ наэти явления. Можно выделить следующиепроблемы,которым уделяли вниманиефилософы-экзистенциалисты:

уникальностьчеловеческой личности, глубина егочувств, переживаний, тревог, надежд,жизни в целом;

• разительноепротиворечие между человеческимвнутренним миром и окружающей жизнью;

• проблемаотчуждения человека (общество, государствостали для человека абсолютно чужими,реальностью, которая полностьюпренебрегает человеком, подавляет его»Я»);

• проблемаодиночества, заброшенности человека(человек одинок в окружающем мире, унего нет «системы координат», гдеон чувствовал бы себя нужным);

• проблемабессмысленности жизни;

• проблемавнутреннего выбора;

• проблема поискачеловеком своего как внутреннего «Я»,так и внешнего — места в жизни.

4.Основателемэкзистенциализма считается датскийфилософ СьоренКьеркегор (1813- 1855).

Он поставил вопрос:почему философия занимается такимбольшим количеством всевозможныхвопросов — сущностью бытия, материей,Богом, духом, пределами и механизмамипознания — и почти не уделяет вниманиячеловеку, более того, растворяетконкретного человека с его внутренниммиром, переживаниями во всеобщих,абстрактных, как правило, не интересующихего и не касающихся его насущной жизнивопросах?

Кьеркегорсчитал, что философия должна повернутьсяк человеку, его маленьким проблемам,помочь ему найти истину, понятную ему,ради которой он мог бы жить, помочьчеловеку сделать внутренний выбор иосознать свое «Я».

Философомбыли выделены понятия:

неподлинноесуществование —полная подчиненность человека обществу,»жизнь со всеми», «жизнь как увсех», «плывя по течению», безосознания своего «Я», уникальностисвоей личности, без нахождения истинногопризвания;

• подлинноесуществование —выход из состояния подавленностиобществом, сознательный выбор, нахождениясебя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинноесуществование и есть экзистенция. Всвоем восхождении к подлинномусуществованию человекпроходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетическойстадии жизнь человека определяетсявнешним миром. Человек «плывет потечению» и стремится только кудовольствию.

На этической стадиичеловек делает сознательный выбор,осознанно выбирает себя, теперь имдвижет долг.

На религиознойстадии человек глубоко осознает своепризвание, полностью обретает до такойстепени, что внешний мир не имеет длянего особого значения, не может статьпрепятствием на пути человека. С этогомомента и до конца своих дней человек»несет свой крест» (уподобляясьэтим Иисусу Христу), превозмогая всестрадания и внешние обстоятельства.

Лучшимипредставителями экзистенциализма XXв., собственносоздавшими его, были:

• Карл Ясперс(1883 — 1969);

• Жан-Поль Сартр(1905 — 1980);

• Альбер Камю(1913 — 1960);

• Мартин Хайдеггер(1889 — 1976).

5.Карл Ясперс (1883- 1969) — немецкий философ — был одним изпервых, кто поднял экзистенциалистскиепроблемы в XX в. (в книге «Психологиямировоззрений», вышедшей в 1919 году —после окончания первой мировой войны).

СогласноЯсперсу человек обычно живет «заброшенной»,не имеющей большого смысла жизнью —»как все». При этом он даже неподозревает о том, кто он такой вдействительности, не знает своих скрытыхспособностей, возможностей, подлинного»Я».

Однако в особых случаях истиннаянатура, данные скрытые качества выходятнаружу. По Ясперсу, это пограничныеситуации —между жизнью и смертью, особо важныедля человека, его дальнейшей судьбы.

Сэтого момента человек осознает себя истановится самим собой, он соприкасаетсяс трансцедентальностью— высшимбытием.

Вся жизнь человекаосознанно или неосознанно направленак трансцеденции — к полному раскрепощениюэнергии и пониманию некого высшегоабсолюта.

Человекприближается к транцеденции, абсолюту,высвобождает энергию, осознает себячерез так называемые «шифры»трансцедентального:

эротику,секс;

• единство себяс собственным внутренним миром (согласиес собой);

• свободу;

• смерть —конечность бытия.

6.Основнаяпроблема экзистенциональной философииЖана-ПоляСартра (1905— 1980) — проблемавыбора.

Центральнымпонятием сартровской философии является«для-себя-бытие».

«Для-себя-бытие»- высшая реальность для человека,приоритетность для него прежде всегоего собственного внутреннего мира.Однако полностью осознать себя человекможет только через «для-другого-бытие»— различные взаимоотношения с другимилюдьми. Человек видит и воспринимаетсебя через отношение к нему «другого».

Важнейшимусловием жизни человека, ее «стержень»,основание активности — свобода.

Человекнаходит свою свободу и проявляет ее ввыборе,ноне простом, второстепенном (например,какую одежду надеть сегодня), а в жизненноважном, судьбоносном, когда решенияизбежать нельзя (вопросы жизни и смерти,экстремальные ситуации, жизненно важныедля человека проблемы). Такой вид решенияСартр именует экзистенциальнымвыбором. Сделавэкзистенциальный выбор, человекопределяет свою судьбу на многие годывперед, переходит из одного бытия вдругое.

Вся жизнь — цепочкаразличных «маленьких жизней»,отрезков разного бытия, связаннаяособыми «узлами» — экзистенциональнымирешениями. Например: выбор профессии,выбор супруга, выбор места работы,решение изменить профессию, решениепринять участие в борьбе, пойти на войнуи т. д.

ПоСартру, свободачеловека абсолютна (тоесть безотносительна). Человек свободенпостольку, поскольку он способен хотеть.Например, сидящий в тюрьме заключенныйсвободен, пока он чего-либо хочет: сбежатьиз тюрьмы, сидеть дальше, покончитьжизнь самоубийством. Человек обреченна свободу (в любых обстоятельствах,кроме случая полного подчинения внешнейреальности, но это тоже выбор).

Вместес проблемой свободы возникает проблемаответственности. Человекответственен за все, что он совершает,за самого себя («Все, что со мнойпроисходит, — мое»).

Единственное, зачто человек не может отвечать, — это засвое собственное рождение. Однако вовсем остальном он полностью свободени должен ответственно распоряжатьсясвободой, особенно при экзистенциональном(судьбоносном) выборе.

7.Альбер Камю (1913— 1960) сделал главной проблемой своейэкзистенциональной философии проблемусмысла жизни.

Главныйтезис философа — жизньчеловека в сущности бессмысленна.

Большинстволюдей живет своими мелкими заботами,радостями, от понедельника до воскресенья,из года в год и не придает своей жизницеленаправленного смысла.

Те же, ктонаполняют жизнь смыслом, тратят энергию,мчатся вперед, рано или поздно понимают,что впереди (куда они изо всех сил идут)— смерть, Ничто. Смертны все — инаполняющие жизнь смыслом, и ненаполняющие.

Жизньчеловека — абсурд (впереводе — не имеющая оснований).

Камюприводит два главных доказательстваабсурдности, безосновательности жизни.

соприкосновениесо смертью — при соприкосновении сосмертью, особенно близкой и внезапной,многое, ранее казавшееся важным длячеловека, — увлечения, карьера, богатство— теряет свою актуальность и кажетсябессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновениес окружающим миром, природой — человекбеспомощен перед существующей миллионылет природой («Я чувствую запах травыи вижу звезды, но никакое знание на Землене может мне дать уверенность, что этотмир мой»).

В итогесмыслжизни, поКамю, находится не во внешнем мире(успехах, неудачах, взаимоотношениях),а всамом существовании человека.

8.Мартин Хайдеггер (1889— 1976) занимался разработкой самихоснов экзистенционалистическогопонимания предмета и задач философии.

Экзистенция,поХайдеггеру, — бытие, к которому человексам себя относит, наполненность бытиячеловека конкретикой; его жизнь в том,что ему принадлежит и что есть для негосущее.

Бытиечеловека происходит в окружающем мире(именуется философом «бытиев мире»). Всвою очередь, «бытиев мире» состоитиз:

• «бытия сдругими»;

• «бытия самогосебя».

«Бытие с другими»засасывает человека, направлено на егополную ассимиляцию, обезличивание,превращение в «такого, как все».

«Бытие самогосебя» одновременно с «бытием сдругими» возможно только при отличии»Я» от других.

Следовательно,человек, желая остаться самим собой,должен противостоять «другим»,отстаиватьсвою идентичность. Тольков этом случае он будет свободен.

Отстоятьсвою идентичность впоглощающем человека окружающем мире— главнаяпроблема и забота человека.

9.Философияэкзистенциализма очень популярна всовременной Западной Европе и актуальнадля нее.

В настоящее времянаблюдается тенденция смешения центратяжести философских исследований напроблемы человека, его жизни в окружающеммире, поиска самого себя, сохранениеуникальности, смысла жизни.

Даннаяпроблематика (жизнь человека, егопроблемы) можетстать основным вопросом философии вбудущем, отодвинув на второй планпроблему первичности и отношений материии сознания.

Источник: https://studfile.net/preview/5056646/page:54/

Экзистенциональная философия С. Кьеркегора

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

ID: 20673

Название работы: Экзистенциональная философия С. Кьеркегора

Категория: Реферат

Предметная область: Логика и философия

Описание: Кьеркегора. Сёрен Кьеркегор 18131855 датский философ его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма.

он закончил теологический факультет Копенгагенского университета Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге религии вере отношении личности и Бога единичного бытия человека к Всевышнему.

В 40х годах 19го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-07-31

Размер файла: 47 KB

Работу скачали: 15 чел.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) датский философ, его творчество относят к первым этапам зарождения западного экзистенциализма. Теолог по своему первому образованию (в 1838 г.

он закончил теологический факультет Копенгагенского университета) Кьеркегор в первую очередь стремится в своей философии исследовать вопросы о Боге, религии, вере, отношении личности и Бога, единичного бытия человека к Всевышнему. В 40-х годах 19-го столетия Кьеркегор прослушал лекции Шеллинга, от которого перенял неприязнь к философской системе Гегеля.

Под влиянием немецких романтиков центральным методом его философии становится ирония, что находит отражение в магистерской диссертации «О понятии и иронии» (1841), в которой Кьеркегор обращался к «сократической иронии». Основные труды: «Дневник». «Или — или». «Страх и трепет». «Философские крохи». «Понятие страха». «Этапы жизненного пути».

«Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам». «Назидательные речи». «Жизнь и власть любви». «Христианские речи». «Болезнь к смерти». «Упражнение в христианстве». «Рекомендовано для самопроверки современности».

Кьеркегора в научной исторической литературе зачастую называют «датским Сократом».

Подобное «прозвище» он получил за то, что, в отличие от сложившейся в классической философии традиции обращаться к «объективному содержанию», ставит в центр своих произведений, подобно античному мыслителю, конкретного человека, пытаясь показать и понять всю глубину переживаний личности.

Свою философию Кьеркегор называл экзистенциальной, и определяющим положением для неё являлся тезис: «мыслить, чтобы жить, а не жить, чтобы мыслить». То есть рациональное должно быть подчинено жизни человека, а не наоборот, бытие индивида должно быть исчерпано определяться через категории «абсолютного» разума.

Фундаментом «экзистенциальной философии», философии обращённой к личности, становятся такие категории, как страх, смерть, выбор, вина. Именно эти понятия, которые ранее рассматривались большинством философов лишь вскользь, станут центральными и для современного экзистенциализма и многих идеологических течений.

(Ряд исследователей истории философии, не без оснований, полагают, что отправной точкой для оценки происходящего с другими людьми для Кьеркегора стали собственные страдания, вызванные плохим состоянием здоровья. То есть, философ свои внутренние переживания преподносил в качестве состояния присущего всему человечеству).

Прежде всего, Кьеркегор выступил с критикой «нового времени». Философ указывает в своей «философии кризиса», что усиливающиеся тенденции консервативного традиционализма, революционизма, реформизма, превращающих всё в политику в современном мире, способны лишь привести историю к «кровавой тьме».

Единственный выход — обратиться к вечности, к духовно-нравственному и его проблемам. Но, в данный момент философия, твердящая об «абсолюте» и «духовности» (имеются ввиду, прежде всего, гегельянцы), сделать это не способна. Не под силу это и религии.

Более того, классическая философия и религия, по его мнению, являются в этом случае не жертвами, а главными виновниками кризиса и распада истории. Именно они навязали основную безнравственную идею этой эпохи – призыв к человеку отрешиться от себя, отдаться во власть внешнего (общества, класса, церкви, духа и т. д.).

Наиболее ярко этот призыв прослеживается в философии Гегеля. Кьеркегор ставил ему в вину «панфилософизм», согласно которому философия (как учение об объективной реальности) считается венцом, высшей мудростью культуры, выражением объективного разума и разумности истории.

Между тем обычному человеку с его тревогами и бедами нечего ждать от такой философии. «Экзистенция соотносится с реальностью Единичного. Она, оставаясь в стороне, не совпадает с понятием…[обобщением, универсалией – В.М.]- пишет Кьеркегор.

Конкретный человек лишен концептуальной экзистенции [то есть, его частная, уникальная жизнь не подчинена абстрактной теории – В.М.]. Но философию интересуют только понятия, ей ни к чему конкретные существа, «Я» и «Ты» в своей неповторимости и незаменимости».

Далее Кьеркегор указывает на «панрационализм» и «панлогизм», которые отстаивают универсальность прав и возможностей разума, философских дисциплин (например, логика), занимающихся проецированием разума в действительность, самопознанием разума и доведением его до разума практического, т.е.

законодательствующего в социально-нравственной области. Здесь, в качестве порочной черты философии Гегеля, также называется восхваление научности, идеалов объективизма, системности.

«Притязая взирать – отмечает Кьеркегор – на все мирское глазами Творца, всеведущий Гегель забыл самую малость – человека и его экзистенциальную реальность. Систематическая философия на деле смехотворна в основании: «говорит об Абсолюте, потеряв из виду человеческое существование».

Кьеркегор пишет, что Гегель тяготея к якобы абсолютному, объективному, превращает реального человека в познающую логическую машину. Гегельянская философия становится не просто бесполезной, но сугубо вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями.

По мнению Кьеркегора, систематизм Гегеля с его претензией на всеохват и всепонимание, пытается запрятать экзистенцию и всё человеческое в клетку системы, но результат получается только комический. Комичной выглядит и фигура Гегеля.

Обращаясь к «философии человека», Кьеркегор говорил о том, что это не первая попытка поставить личность в «центр мира». Но субъективизм, идеализм и прочее  всегда говорили не о реальном человеке, а о некой конструкции, далёкой от жизни человеческого «Я».

Экзистенциональная философия обязана так поставить и решить проблемы «Я» и мира, чтобы самоопределение человека не ограничивалось рациональным познанием, формулами науки и логики.

Если мы обращаемся к «Я», как центру философии, то прежде всего должны понимать, что пред нами живой реальный человек для которого главное в жизни его страх, преодоление страха и греховность, бытие, выбор, смерть. Если речь и пойдет об истине, то это должна быть такая истина, ради которой человек готов жить и умереть.

По убеждению философа «единичный» индивид является категорией, через которую следует рассмотреть время, историю, человечество. Именно личность является «здоровой» альтернативой гегелевской системе.

Единичный человек важнее рода и гегелевского «человечества». «Я» оспаривает и ниспровергает систему. Кьеркегор пытается противостоять всем формам мировоззрения, где универсальное порабощает индивидуальное.

Единичный человек, по его мнению, исток всего трансцендентального и христианства в том числе.

Согласно размышлениям Кьеркегора «экзистенция» проявляется в таких сущностных вопросах для человека, в которых он пытается раскрыть смысл происходящего с ним и отношение к себе внешнего мира.

К «экзистенциональным» вопросам он относил следующие: Где я? Кто я? Как я пришел сюда? Что это за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, кто заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я был куплен у некоего «продавца душ»? Как я обрел интерес к этому большому предприятию, которое называется реальностью? И почему я вообще должен иметь интерес к нему? Что это, моя добровольная забота? И если я вынужден принять в нем участие, где директор? Я хотел бы сделать ему мои замечания. Никакого директора нет? Но к кому я тогда обращусь с моей жалобой? Существование (экзистенция), безусловно, есть полемика — и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения была принята к рассмотрению? Если нужно принять мир таким, каков он есть, не лучше ли было бы вовсе не узнавать, каков он? 

Трагизм человеческого существования порождается, согласно Кьеркегору, по причине неисчерпаемой отчужденности мира от хрупкого и конечного «Я». Так же из-за стремления увидеть свою индивидуальность через других людей и их абстрактную сущность (рационально–теоретизированную сущность). Причина кроется и в «безумие мира», которое заражает и человеческую личность.

Выбор человеком самого себя, своего уникального и неповторимого «Я» носит неотлагаемый и мгновенный характер. Но происходит это настолько быстро, что у личности не остаётся время на эксперименты и зачастую сама жизнь («безумный мир») делает выбор за нас, тем самым лишая человека своего «Я».

Но если мы успеваем самостоятельно сделать этот выбор, то способны осознать своё назначение и важность своего существования.

Основное место в экзистенционализме Кьеркегора занимает Бог, религия, грех. Философ пытается понять религиозность человека. Смысл веры он стремится раскрыть в работе «Страх и трепет», посвящённой экзистенциальному исследованию ветхозаветной легенды о жертвоприношении Авраама.

Здесь Кьеркегор обращает внимание на то, каким парадоксом является вера для человека, которая превращает убийство любимого ребёнка в священное и богоугодное деяние, но при этом способная вновь возвратить Исаака Аврааму.

Это противоречие, в котором сталкиваются два нравственных императива, неподвластно никакому мышлению, ибо вера начинается как раз там, где прекращается мышление.  Для Кьеркегора, вера есть парадокс и страх перед лицом Бога как бесконечной возможностью.

Именно в страхе, в признании собственного бессилия и отчаяния открывается возможность свободы, выраженной в Боге, в вере.

В качестве способа обоснования пути человека к высшим нравственным ценностям Кьеркегор указывает на особую «моральную диалектику». Согласно последней, только человеку, сознающему свою виновность и слабость перед Богом, доступны истинные вера, духовность, нравственность.

Философ, прежде всего, говорит о том, что конечное человеческое существование отражает не гегелевская формула «и — и», в которой снимаются и примиряются противоположности, а «или — или» (одноимённая работа Кьеркегора «Или – или»).

Первое положение больше соответствует человеку, эстетический жизненный идеал которого заключён в поиске наслаждений, проживании моментом, не обременяя себя этическими обязательствами. Внутренний переворот открывает идеал «или – или». Личность выбирает путь этической жизни, за которым следует подвиг веры.

И только в вере начинается и раскрывается подлинная конечная экзистенция – встреча единичной личности и уникально единого Бога. Вера выводит за пределы этического идеала жизни. Смирение перед Богом соединяется в философии Кьеркегора с отстаиванием достоинства, свободы, свободы выбора и возможностей личности.

Путь к Богу и вере, по мнению Кьеркегора, начинается с отчаяния, страдания, страсти человека. «Моральной болезнью» он называет отчаяние, спасение от которого дает вера. Кьеркегор указывал, что стремление к Богу не является одинаковым для всех людей, а зависит от стадии познания человеком своего существования. Он выделил три стадии и, соответственно, определил три человеческих типа. 

Первая стадия и форма — эстетическая. Кьеркегор называет «эстетиком» человека, который захлестнут переживаниями минуты; он охвачен желанием «остановить мгновение».

Вместе с тем эстетик недоволен своим «Я»; он ждет его чудесного превращения в некое другое «Я». Для эстетика характерно безразличие к этическому измерению существования.

И хотя он переживает отчаяние и стремится к спасению, его отчаяние неистинно, ибо сковано слабостью.

Вторая стадия и форма — этическая. Этический человек живет мыслью и заботой о будущем. В отличие от эстетика, он не сконцентрирован на настоящем. Для него характерна глубокая серьезность и нравственная ответственность. Он движется к Богу и вере через отчаяние, но его отчаяние не имеет ничего общего с временным и искусственным отчаянием мысли, разума.

Отчаяние этика – это отчаяние личности, соединенное с мужеством и моральной ответственностью. Все силы души концентрируются в акте отчаяния, чтобы духовность проложила путь к вере. Но и этический человек обладает существенным пороком — он охвачен гордыней и уповает лишь на собственные силы.

Подобный тип людей свой прорыв к будущему ценит выше приобщения к вечному, истинно абсолютному.

Третья стадия — религиозная. Религиозный человек оставляет позади и «отчаяние слабости» эстетика, и «отчаяние-вызов» этика. Он поднимается на высшую стадию — абсолютного отчаяния. Оно выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно соединяются с вечностью.

«Моральную диалектику», рассмотренную через три стадий познания человеком своего существования, Кьеркегор называл «качественной» диалектикой, которую философ противопоставил диалектике Гегеля («количественная диалектика»). В диалектике всё, что находит выражение в объективном, исчисляемом, относится к количественной диалектике.

Но есть феномены и процессы, которые невозможно выразить в объективной форме. Таковыми по Кьеркегору являются переживания страха, отчаяния, вины, греховности.

Им присуща глубокая, тонкая диалектика, которая носит качественный характер, ибо фиксирует противоположности человеческого существования, ухватываемые не рациональным мышлением, а экзистенциальным переживанием и его внутренне религиозным истолкованием.

В целом Кьеркегор выступает против христианской религии за то, что она создала образ Бога как Богочеловека. Очеловеченный Бог оказывается вездесущим и всемогущим, из-за чего и человек проникается непростительной дерзостью.

Лишь для «равновесия», для отдаления Бога от человека изобретается доктрина первородного греха.

Но, разбирая типичные для официального христианства трактовки греха и страха, Кьеркегор приходит к выводу, что, внушив человеку глубокий комплекс неполноценности, религия в то же время сняла с него личную ответственность, ибо лишили понятие греха всякой серьезности.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=20673

Философия экзистенциализма. Сёрен Кьеркегор

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

МИИГАиК

Кафедра философии

и социально-экономических наук

Реферат по философии

студента КФ II-3

Мельниченко А.Д.

Преподаватель Сагдединова И.Н.

2001 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ2

I.ВВЕДЕНИЕ3

II.БИОГРАФИЯ3

III.ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ4

IV. «СТРАХ И ТЕРПЕТ». ПАРАДОКС ВЕРЫ7

V.«ПОНЯТИЕ СТРАХА». НЕВИННОСТЬ, ГРЕХ И НАКАЗАНИЕ17

VI.ИСТОКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА20

VI.ИСТОЧНИКИ23

Страх это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает его обманчивость.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia существование), или философия существования направление современной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.

Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Центральное понятие экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Философия экзистенциализма оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада. Идейным истоком послужило учение датского писателя, философа и теолога Сёрена Кьеркегора.

Сёрен Абюэ Кьеркегор родился в Копенгагене 15 мая 1813 года. Мрачность, набожность и богатое воображение его отца, который был богатым купцом и строгим лютеранином, оказали большое влияние на Кьеркегора. Он изучал теологию и философию в Копенгагенском университете, где познакомился с философией Гегеля и активно выступил против неё.

Будучи в университете, он перестал заниматься лютеранством и некоторое время вёл экстравагантный образ жизни, стал завсегдатаем копенгагенских театров и кафе. Однако после смерти отца он решил возобновить изучение теологии.

В 1840 он обручился с Региной Ольсен, но почти сразу понял, что брак не совместим с его задумчивой, сложной натурой и растущим чувством философского призвания. Он разорвал помолвку в 1841 году, но этот эпизод имел для Кьеркегора большое значение, и намёки на него постоянно проскальзывают в его книгах.

Но в то же время, он чувствовал, что не хочет становиться лютеранским пастором. Наследство отца позволило ему всецело посвятить себя писательской деятельности и в оставшиеся 14 лет жизни он создал более 20 книг: «Илиили» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845) и др.

, в которых противопоставил «объективизму» диалектики Г. Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к богу: эстетическую, этическую и религиозную.

Полемизируя с официальной теологией, Сёрен Кьеркегор защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Он оказал большое влияние на развитие датской литературы, а в XX в. на экзистенциализм и диалектическую теологию.

  1. ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Датский философ Сёрен Кьеркегор опубликовал основные свои работы в 40-х годах 19-го столетия. Это было время, когда рационалистическая философия окончательно утвердила свои позиции в западноевропейской мысли.

Именно к этому времени выходят основные работы Гегеля, философия которого была наиболее популярна в эти годы. Рационализм «пустил свои корни» в науку, культуру, этику, быт и даже в религию, перекроив по-своему догматы христианства.

Поэтому, иррационализм Кьеркегора, хотя и произвел резонанс в философии того времени, но, все же, остался «невостребованным».

Философия Кьеркегора по-новому началась осмысливаться только в 20-м веке.

Идеи датского философа повлияли на творчество Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Льва Шестова, Жан Поль Сартра, Альбера Камю и многих других философов экзистенциалистской направленности.

Кьеркегора по праву можно назвать «предтечей экзистенциализма». Именно Кьеркегором были заложены основные категории экзистенциализма: страх, отчаяние, вина, абсурд и др.

В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и, прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.

В отличие от философов-рационалистов, датский философ и не пытается строить метафизические «картины мира», не создает никаких философских систем.

В предисловии к своему первому крупному произведению «Страх и трепет» Кьеркегор иронично (а ирония одна из характерных особенностей его произведений) пишет: «Создатель данного произведения никоим образом не является философом, он не понял настоящей философской системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь система и завершена ли она; для его слабой головы уже достаточно одной самой этой мысли, а такую несчастную голову должен в наше время иметь всякий, поскольку у всякого есть эти несчастные мысли». Именно таким «несчастным мыслям» посвящено творчество Сёрена Кьеркегора.

В своих работах Кьеркегор по-своему развивает «старую и достойную внимания философскую терминологию: тезис, антитезис, синтез». Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез это отношение двух членов. Это отношение полагает дух.

А отношение, которое относится к самому себе это есть Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние.

Только через качественный прыжок к Богу (впоследствии экзистенциалисты, в частности Камю (см. «Миф о Сизифе»), назвали это «экзистенциалистским прыжком») страх и отчаяние могут быть опосредованы (хотя, в строгом смысле слова, гегельянский термин «опосредование» здесь не совсем применим).

Только через веру в Бога, а именно, в Христа, человек может быть спасен.

«Если бы у человека не было вечного сознания, если бы в основе всего лежала лишь некая дикая сила сила, что, сплетаясь в темных страстях, порождает все, от великого до незначительного, если бы за всем была сокрыта бездонная пустота, которую ничем нельзя насытить чем была бы тогда жизнь, если не отчаянием?» Именно, этой мыслью пронизаны все сочинения Кьеркегора.

Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только «в качестве единичного индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту», т.е. к Богу.

Суть метода Кьеркегора можно выразить формулой, данной Теренцием «Если познано одно, познано все».

Это является единственной возможностью не упустить из виду индивида, в котором, как во всяком существующем субъекте, воплощен дух.

Конечно, это относится не к мелким конкретным отличиям одного индивида от другого, но к познанию сущности человеческой личности, и через это к познанию всего мира и места человека в этом мире.

Кьеркегор стремился снять «шоры категорического императива», так как выработанные нравственные кодексы претендовали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор считал, что человек это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд и определяет свою судьбу.

Поэтому, в своих работах Кьеркегор критикует объективный идеализм Гегеля и всю рационалистическую традицию запада. Он подвергает критике гегелевский принцип примирения противоположностей. Основной принцип кьеркегоровской субъективности это Entweder Oder («или или»), поскольку человек сам должен сделать свой «выбор».

«Мое «или или» обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу».

В гегелевской же философии уничтожается сама возможность выбора и у человека «отбирается» его главное достояние его свобода.

Чем выше самосознание человека, тем он чаще обращается к своему Я, тем он чаще ищет закон своих действий в себе самом, и, наоборот, чем менее развит человек, тем менее он осознает свое Я и тем более он должен искать закон своих действий в других. В зависимости от осознания человеком своего Я Кьеркегор пытается определить типы людей.

Прежде всего, Кьеркегор выделяет эстетический тип людей, отличительной чертой которых является «не сознательное умственное или душевное развитие человеческой личности, а непосредственность». Самый высший идеал такого человека это красота физическая. В принципе, это относится ко всей древнегреческой культуре, культуре в высшей степени

Источник: https://www.studsell.com/view/192006/

У истоков экзистенциальной философии с. кьеркегор

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

По предмету «Философия в современном мире»

На тему

«У истоков экзистенциальной философии: С. Кьеркегор»

Подготовил

Студент 5 курса 5 группы

Кухарёнок Д.К.

Минск 2010

Сёрен Обю́ Кьеркего́р (5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855) — датский философ, протестантский теолог и писатель.

В противовес немецкому классическому идеализму (а точнее, развитию, которое придал ему Гегель) настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере.

Этот и ряд других — не вполне ясных при поверхностном рассмотрении — моментов в сложном и внешне противоречивом творчестве Кьеркегора, очевидно, послужили распространению необоснованной точки зрения, согласно которой датский мыслитель является характерным представителем иррационализма.

Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

1838—1841 («Из записок еще живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)

1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)

Полемика 1845—1846 в «Корсаре» вместе с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом

1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)

1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация антиклерикальных проповедей в газете «Мгновения»).

Одной из основных идей философа является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая и религиозная. На эстетической стадии человек живет, руководствуясь чувствами. Главное на этом этапе — удовольствие в жизни, девиз — «срывай день!». Высшее и конечное проявление этой стадии — эротика.

На этой стадии человек может провести всю жизнь. Но часто, существуя на эстетической стадии, человек сталкивается с отчаяньем бессмысленности такой жизни. Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга.

На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим. В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.

Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму.

Также, исследуя идею датского философа, следует рассмотреть иные его работы. В частности, в экзистенциальной философии, выделяется страх, как одно из ключевых понятий. Следует отметить, что Экзистенциализм уделяет большое внимание эмоциональной жизни человека, так как на все, что его окружает, человек реагирует не только теоретически, или интеллектуально, но в первую очередь эмоционально.

Страх — это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает его обманчивость.

В контексте проблематики веры и знания, Кьеркегор уделяет внимание страху в книге «Страх и трепет». Сюжетная линия этого произведения посвящен ветхозаветной повести об Аврааме. «Бог искушал Авраама…

Бог сказал: возьми сына твоего единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу «В этой истории сокрыт глубокий парадокс веры и Кьеркегор пытается показать те «нужду и страх», которые преследовали Авраама, и которые должны присутствовать в душе любого истинно верующего человека. Кьеркегор определяет Авраама как рыцаря веры. Рыцарь веры проделывает движение бесконечного самоотречения, посредством которого он выражает свое желание духовно и, тем самым, достигает бесконечности. Однако, с помощью веры, а именно, веры силой абсурда рыцарь веры получает конечное. По сути дела, посредством веры происходит примирение конечности человека с отчаянием перед лицом бесконечности. «Он испытал боль отказа от всего самого любимого, что бывает только у человека в этом мире, и все же конечное для него так же хорошо на вкус, как и для того, кто не знает ничего более высокого… Кьеркегор отрицает необходимость аскезы: в вере чувственные наслаждения

являются уже чем-то безразличным. И все-таки, стать монахом — величайшее

движение самоотречения, считает Кьеркегор. В этом движении человек постигает всю тоску одиночества, пристально вглядывается в свою душу, и вытаскивает на поверхность не только хорошие, но и самые темные влечения.

В этом состоит великий страх и ужас существования в одиночестве. Однако, как считает Кьеркегор, уход в монастырь — это, все же, только движение самоотречения.

Истинное движение — движение веры, монаху нужно еще осуществить силой абсурда.

В своем творчестве Кьеркегор пытается дать психологическое объяснение страха, присутствующего в каждом человеке, с точки зрения христианства. Этому посвящена одна из книг Кьеркегора — «Понятие страха». Эта книга была написана через год после публикации «Страха и трепета», и посвящена проблеме первородного греха, лежащего в основе страха.

Через грех Адама грех вошел в мир, а через грех каждого человека страх входит в сознание каждого индивида. Но страх также является состоянием, предшествующим всякому греху. Самый первый грех, грех Адама, открыл, вместе со страхом, дорогу смерти. Пониманию того, как грех вошел в первого человека, и как он продолжает входить в каждого последующего человека, посвящено «Понятие страха».

В рассмотрении понятия страха и греха Кьеркегор сразу же усматривает некоторые трудности. Если понятие страха принадлежит психологии, то «понятие греха, по сути, не принадлежит никакой науке».

Это рассмотрение «ориентируется на догматику, вместе с тем принадлежит сфере психологии», так как понятие греха ближе всего находится к догматике.

Тождественно ли понятие первородного греха понятию первого греха в последующем человеке? Если тождественно, то объяснив грех Адама, можно таким образом объяснить как грех «поселяется» в душе каждого человека и, следовательно, как возникает страх.

В невинности человек еще не определен как дух, но определен душевно. «Дух в людях грезит. » Так как невинность — это неведение, то в невинности отсутствуют понятия добра и зла.

«В этом состоянии царствуют мир и покой; однако в то же самое время здесь пребывает и нечто иное, что, однако же, не является ни миром, ни борьбой; ибо тут ведь нет ничего, с чем можно было бы бороться. » И это — Ничто.

Это Ничто порождает страх. Однако этот страх не является чем-то, он отличен от боязни, которая страшиться чего-то конкретного. Здесь объектом страха является Ничто.

Этот страх есть «действительность свободы», которая отражает возможность для возможности. И однако здесь нет объекта для этой возможности.

Дух боится самой возможности, по сути дела, объекта для этой возможности нет, это — Ничто.

Животные и бездуховные люди не подвержены этому страху, потому что они по определению духовны. И чем более духовен человек, тем более подвержен он страху.

Страх по Кьеркегору — это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия. С одной стороны человек боится возможности, которая заложена в страхе, но с другой стороны он как раз и стремится реализовать эту возможность, поскольку она является запретной. В этом заложена двусмысленность страха.

Через страх человек становится виновным, и одновременно он является невинным, так как страх — это сила, которую он не любил, которая чужда для него.

«Так, кто через страх становится насквозь виновным, все же является невинным, ибо он же сам стал таким, но страх, чуждая сила, подтолкнула его к этому, сила, которую он не любил, нет, сила, которую он страшился; и все же он виновен, ибо он погрузился в страх, который он все же любил, хотя и боялся».

За словами запрета следует наказание. И это наказание — смерть. Вместе с грехом человек стал смертен. «Только плодов дерева, которые среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Адам, будучи невинным, конечно же, не знает, что значит умереть. Однако он чувствует, что это нечто ужасное, и поэтому, он пребывает в страхе перед

Ничто.

Кьеркегор разделяет два понятия: объективный страх и субъективный страх.

Объективный страх — это страх, присутствующий в роде, а субъективный страх это страх, присутствующий в каждом субъекте. В каждом последующем роду полагается больше чувственности, чем в предыдущем. Поэтому, страх в последующем индивиде более рефлективен, чем в предыдущем.

Следовательно, в каждом последующем индивиде увеличивается некая предрасположенность к греху. Но при переходе от рода к роду страх, заложенный в роду, количественно увеличивается и Ничто страха постепенно переходит в некое Нечто.

Однако, в строгом смысле слова, это Нечто не является грехом — это, опять-таки, Ничто, просто Ничто страха «превращается здесь в переплетение предчувствий, которые, отражаясь друг в друге, все ближе и ближе подходят к индивиду, хотя, опять-таки, будучи рассмотренными по существу, в страхе они снова обозначают Ничто, надо лишь заметить, что это не такое Ничто, к которому индивид не имеет никакого отношения, но Ничто, поддерживающее живой союз с неведением невинности. «. В заключительной главе «Страх как спасение силой веры» Кьеркегор объясняет, что, будучи «возможностью свободы», страх обладает «абсолютной воспитательной ценностью». Он «пожирает все конечное» и учит индивида вверять себя Провидению, и тогда вера делает его способным увидеть все в новом свете, а значит, «получить все обратно — как никто другой в действительности».

Также важными понятиями в философии Кьеркегора являются смерть и отчаяние. Смерть в представлении С. Кьеркегора тесно связана с духовным миром человека. Не сам ее факт, но осмысление «конца всего» является предметом философии смерти. Вообще подход к смерти как к биологическому факту, т. е.

подход научный, «беспристрастный» (по мнению Кьеркегора, попросту тщеславный) не адекватен человеческому запросу, т. к. «беспокойство — это истинное отношение … к нашей личной реальности» 1, 251. Следовательно, необходимо не столько удовлетворить «бесчеловечное любопытство» 1, 251, сколько избавить от естественной тревоги.

Такова побудительная причина и одновременно цель рассуждений о смерти.

Смерть, однако, стоит не в одном ряду с теми предметами, которые вызывают обычную озабоченность, это совершенно особенный, по мнению Кьеркегора, феномен.

Некоторые события мы определяем для себя, как долженствующее произойти с необходимостью, но осознание их рождает самый разный отклик нашего духа, в то время как осознание смертности порождает отчаяние («болезнь к смерти»).

Метафора болезни дает представление о природе отчаяния: очаг можно подавить, однако семена болезни остаются в теле до нового рецидива.

Отчаяние излечимо только чудом (фактически — верой в абсурдное), поскольку эта болезнь такова, что возобновляясь, она перечеркивает весь период здоровья духовного, которое было до настоящего момента.

Причем отчаяние — та болезнь, большее внимание к которой и большее понимание механизмов которой только обостряет страдание зараженного. самое подлинное отчаяние настигает индивида, прекрасно знающего как свое «Я», так и природу своего недуга. Болезнь к смерти действует и через эмоции (подавленности, страха, неудовлетворенности), и через интеллект, т. е. на всех ступенях рефлексии человека. В этом отношении заражены все люди, все человечество — а отчаяние является важнейшей характеристикой нашего существования.

Термин «отчаяние», т. о., приобретает у Кьеркегора новые коннотации. Теперь это не столько отказ от надежды, т. е. не столько некий отрицательный итог определенных усилий, сколько состояние, постоянная оценка своих действий как обессмыслившихся. Кьеркегор стоит на позиции христианина и человека европейской культуры.

Тот, кто не вылечен от отчаяния панацеей абсурдного (=иррационального) упования на Бога, для него является безусловно отчаявшимся, причем философ отметает при этом самооценку индивида: для него совершенно непоказательно, считает он себя зараженным отчаянием или нет, счастлив он или нет.

Одно душевное состояние скрывается внутри «Я» от другого — но речь идет как будто не о бессознательном. «Отчаявшийся» или «неотчаявшийся» незаметно становятся оценочными характеристиками, наподобие «нравственный» — «безнравственный», «спасенный» — «погибший» (в смысле «праведник» — «грешник»). Ситуация усугубляется, когда Кьеркегор пытается проследить процесс «излечения».

С одной стороны, отчаяние необходимо осознать, высветить, отрефлексировать, чтобы от него, из самых его глубин закономерно обратиться к вере. С другой — чем яснее болезнь, которая требует лечения, тем острее она переживается, тем недоступнее кажется спасение.

Убегая от осознания отчаяния в повседневность, забываясь временными интересами (позже Фромм назовет это «бегством от свободы»), человек борется с отчаянием без радикального вмешательства и проигрывает. Сталкиваясь с ним напрямую, он осознает свое поражение, и может быть спасен только актом веры.

В связи с новизной употребления термина «отчаяние» возникает некоторое недоумение: становится не совсем понятно, какое отношение «болезнь к смерти» имеет непосредственно к смерти, тем более, что Кьеркегор утверждает, что болезнь к смерти к реальной смерти не ведет.

Смерть физическая выносится за скобки, посмертное существование определяется тем состоянием духа, в каком пребывает человек на данный момент времени — так можно истолковать датского философа. В свете «болезни», которую он усматривает в человеке, Кьеркегор берет на себя роль диагностика, а не реаниматора и даже не лечащего врача. Победивший отчаяние дух (т. е.

, фактически, «Я», пришедшее к вере), поддерживает потом свое состояние сам собою, у него сформирован мощный иммунитет как перед разочарованием — отчаянием в вещах временных (которые он, конечно, утратит со смертью или ранее), так и перед отчаянием «в себе относительно вечности» 1, 208, если в своей болезни к смерти он отступил именно столкнувшись с вечностью.

Пример индивида, победившего свое отчаяние, мы находим в фигуре Авраама («Страх и трепет»), безупречного «рыцаря веры», который не отчаивается ни в смысле своего земного существования, когда у него требуют принести в жертву единственного сына, продолжателя рода, ни в естественных и моральных законах, ни в своем Боге. Вера в Бога стоит выше понимания Бога.

Естественно, обретя такое состояние духа, человека не будет уже волновать его смерть. Формула, вернее даже заклинание «Для Бога все возможно», излечивает от любых сомнений. При этом философ закрывает глаза на то, что это «возможно» совершенно не обязательно будет соответствовать ожиданиям «Я». «Силой абсурда», говорит он, все устроится так, что отчаяние уступит место радости.

Логично (а вовсе не абсурдно) предположить, что действительно такая — выстраданная, смирившая интеллект, добровольно ослепшая вера получит вознаграждение.

И так же логично, если уж приходится на что-то полагаться бездоказательно, положиться именно на Бога, а не на «всеобщую абстракцию» 1, 280, однако вера в благополучный исход дела не может безоговорочно спасти от волнения и отчаяния. Да, Авраам не усомнился. Усомнился ли Иов? К.

Юнг, точно так же, как Кьеркегор, определяет Бога как «чистую возможность», но рассматривает случай с другим праведником, который подвергся такому же жестокому, неожиданному и необъяснимому испытанию («Ответ Иову»).

Иов так же упрямо надеется на благость Божью, но выходит из поединка с другими, нежели Авраам, результатами: он познал противоречивость Бога, он проник в Его суть глубже, чем это сделал Сам Яхве, он превзошел Его в справедливости — и хитрости, ибо слабый человек, чтобы выжить, вынужден был сомневаться, заниматься самопознанием и познанием своего Творца-противника, и милосердного, и ревниво-жестокого, использующего человека для знакомства с самим собою, в одно и то же время. Кьеркегор ошибочно предполагал, что разум совершенно отрекается от своих прав, когда человек начинает верить вопреки вероятностным прогнозам. Разум разгадывает скрытые возможности (в то время как дух их только жаждет), но в этой интуитивной (не абсурдной) игре он может ошибаться — и в результате называть благом то, что ему было дано вместо ожидаемого (де-факто). Вера не стабильна; Бог активен, Бог совершает действия, которые нуждаются в человеческой оценке и переоценке; вера поэтому не всегда развивается «вглубь». Вера Авраама сменилась бы отчаянием, если бы на горе Мориа пролилась кровь Исаака, а Господь потом дал бы ему другого первенца (как это произошло в истории Иова). Другой разговор, что Бог, в своем всеведении, не посылает душе испытания больше, чем она способна вынести (во всяком случае, Он должен быть в этом заинтересован). Вера верующего (например, того же Кьеркегора) согласится с аргументами философа, но отчаяние он определяет как осознанный акт, т. е. человек подлинно отчаивается, лишь добросовестно (без ужаса) рассуждая о незавидном положении своего «Я». Если он затем примется рассуждать о вере, т. е. о неявных шансах на спасение, на которые он раньше не обращал внимания, он так же точно может усомниться и заочно отчаяться в Боге (хотя бы зная и «примерив» на себя историю ни в чем не повинного Иова).

Кьеркегор свидетельствует о Боге как верующий и как теолог, предлагает, как ему кажется, единственный и универсальный путь. Философия его была бы лишена всякой оригинальности, если бы этим он и ограничился.

Но стоит присмотреться к тому, что не устраивает философа в другом образе жизни, отличном от христианского.

Человек «непосредственный» (лишенный способности осознавать свою внутреннюю жизнь, жизнь духа), или язычник, или неоязычник (мнимый христианин) далеки от выхода из состояния отчаяния не в силу лживости своих богов или абстракций. Кьеркегор, оказывается, видит несостоятельность язычества и пр.

в том, что они не взыскуют человека в его духовности. А отчаяние, как раз, есть «духовное ничто». Истинной «формулой» всякого отчаяния Кьеркегор в конечном итоге называет отчаяние «относительно вечного и в себе самом», и никто, кроме христианского Бога, не заинтересован в том, чтобы вернуть человеку его «Я».

По Кьеркегору, мы имеем некий факт (смерть), и чутье подсказывает нам, что этот факт коснется нас непосредственно. Раз неизбежного не миновать, необходимо успокоить свои сомнение и отчаяние, которое сильно в силу того, что оно способно лишить смысла и прошлое, и настоящее, и будущее.

Дух успокаивается верой — в то время, когда разум отчетливо видит, что верить алогично, абсурдно. но, как выясняется, абсурд не более чем кажимость, т. к.

существует и не является тайной некоторое предназначение человеческого «Я»: «По сути, наша изначальная структура всегда организована как некое Я, задача которого — становление самого себя; и, будучи таковым, Я никогда не лишено углов; отсюда, однако же следует лишь то, что эти углы следует укреплять, а не смягчать». Далее: «Я» диалектично.

С одной стороны, оно причастно вечности и возможности (эти дары оно получило от Бога как его подобие), с другой стороны, «Я есть четкая определенность, а стало быть, необходимость» и «Я» смертно. Все, что способствует убавлению вечности и нарушает равновесие необходимости и возможности, склоняет человека к отчаянию.

«Я» — это как бы тонкий, точно выверенный духовный механизм, чувствительный к любому сбою, который работает хорошо только под присмотром создавшего его мастера. «Язычник не осознает себя перед Богом как дух», поэтому он, по мнению Кьеркегора, просто не обратится за этим к своему богу (т. е. и не поймет своего отчаяния, и не понадеется на излечение).

Язычество, правда, «обращено» к духовности, но не более того. Любой язычник суть отчаявшийся, и чем меньше он испытывает отчаяние, тем дальше он от избавления. Получается, т. о., что ни один язычник никогда не был до конца собою, его «Я» не раскрылось окончательно, до тех глубин, на которых нет отчаяния.

Однако если настоящая цель человека — становление «Я», то условие, что жизнь устроена «для Бога» — чисто формальное, или лучше сказать — историческое, не имеющее прямого отношения к организации бытия. Если индивиду и нужна насущно какая-то вера, то именно вера в те ценности, которые образуют «Я», а не в Бога.

«Я» избрало их без другого основания, кроме своей воли; возможно, сама свобода воли получена от Бога (как возможна версия Кьеркегора, по которой отчаяние является прямым следствием первородного греха), но этот факт второстепенен. Зевс ли сделал «Я» таковым, какое оно есть, или Иегова, «Я» должно испытывать равную сыновью благодарность к своему творцу.

Но корни отчаяния не тянутся в такую метафизическую глубину. Кьеркегор смешивает отчаянное положение, в котором. с его точки зрения, оказывается лишенное веры в Бога «Я», и действительное отчаяние, которое охватывает «Я» (и впрямь не всегда осознанно), если это «Я» не может реализоваться. Тому может быть много причин, в т. ч.

, как справедливо рассматривал философ, и узость восприятия, неразвитость. Однако, желать «развиться» такому человеку этически оправдано только тогда, когда общий уровень культуры, в которой он пребывает, выше его уровня, иначе это будет духовной экспансией и насилием.

Кьеркегор, кажется не отдает себе отчета, что большинство проблем, освещаемых им, не прояснено, а привнесено христианством. В частности, предстояние во грехе перед богом такого масштаба, каким обладает христианский Бог, порождает действительно бесконечное отчаяние, настолько велик этот контраст.

В целом, подводя итог очень сжатой работы, следует сказать, что философское наследие датского философа противоречиво, однако оперирует ключевыми в экзистенциальной философии понятиями, а сам Кьеркегор сыграл в ней очень важную роль.

Список использованной литературы:

1. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80,_%D0%A1%D1%91%D1%80%D0%B5%D0%BD_%D0%9E%D0%B1%D1%8E

3. http://hpsy.ru/authors/x122.htm

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_08/191.htm

Философия экзистенциализма

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора,

Фотограф Andrea Effulge

Философия экзистенциализма (латинское existentia — существование, или латинское exsistere — существовать, выступать, становиться) — не конкретная философская концепция, а, скорее, совокупность различных идей общей направленности, которые сформировались как теоретический ответ пессимистическим взглядам на бытие, существование и жизнь, как бы оппонирующим концепциям, провозглашающим счастье в жизни и изначальное хорошее её основание, и противоположным фактам страдания существования и жизни.

Основателем экзистенциализма считается Кьеркегор, который критиковал современный ему романтизм и диалектику Гегеля, причём в многом методами несколько изменённой этой самой диалектики. Так, по Кьеркегору, экзистенциализм рассматривает оптимизм личности и убеждённость в истинности счастья в жизни как заблуждение, самообман. Лишь осознав перманентное страдание личности в мире, разум может считаться здоровым. Взгляды этого мыслителя в многом религиозны, да что уж там, они в основном религиозны и совпадают с христианской философией. Например, Кьеркегор считал, что душа первично и, разумеется, существует, а тело вторично, сама же личность человека является синтезом этих двух начал — вечного и временного, свободного и ограниченного. Уже в этом прослеживается ненаучный взгляд, без аргументации заявляющий вечность и свободу души и прочее. В этом синтезе личность в процессе своего существования проходит или должна пройти три основные стадии:

  • Эстетическую, в которой она наслаждается бытием, существованием и жизнью в различных формах, но, пресытившись удовольствиями и поняв их временность, сознательно переходит к следующей стадии;
  • Этическая стадия наступает, когда личность добровольно подчиняет себя определённой морали, возлагает на себя долг и благородные обязательства;
  • Религиозная стадия — это понимание личностью перманентного страдания и бренности чуждого ей мира, в который она помещена. Кьеркегор утверждал, что лишь служением богу личность может освободиться от страдания в мире, полном зла. Но если она попытается самообманом, например, деградацией в другие стадии, освободится от страдания, то прекратит свою религиозность, то есть служение богу. Страдание — это расплата перед богом за спасение (чистый христианский постулат).

Эти стадии, по Кьеркегору, иллюстрируют прохристианские и ненаучные взгляды философа, тем не менее, именно его концепция считается основанием философии экзистенциализма.

Не удивительно, что этот мыслитель выступал также против философии рационализма, для него истина представлялась субъективным феноменом, а критерием истинности была убеждённость в своей правоте, то есть фанатизм.

Кьеркегоровская экзистенциальная философия называла задачей существования (экзистенции) то же самое, что и оригинальная христианская философия — служение богу; более того, выдвигала совпадающие постулаты о жизни как страдании, невозможности избегнуть этого страдания иначе как самообманом и прочее.

И что немаловажно, Кьеркегор заявлял о принципиальной невозможности научного исследования бытия и существования, поэтому не задавался проблемами аргументации, в своих работах он просто высказывал своё мнение о проблемах бытия человека.

К счастью, философией экзистенциализма занимался не только Кьеркегор, проблемой экзистенции задавались Камю, Сартр, Хайдеггер, Бердяев, Пачи и другие.

Однако, их концепции и взгляды на экзистенциальную философию хоть и различны в критериях, выводах и категориях, но имеют общую смысловую окраску, тональность, которая подтверждает суть этой философии как теоретический ответ «духу времени» и кризису человечества, в том числе, после Первой мировой войны.

Если ранее существование (экзистенция) человека представлялась как процесс,  управляемый разумом и его трудом по познанию мира, способностью к рациональному прогнозированию и управлению процессами среды, в том числе социальной, то после мировой войны пришло мнение, что человек — хрупкий осколок в бушующей стихии мира, и весь его рационализм не гарантирует управляемости или хотя бы достойного прогнозирования процессов бытия. Разрешить эти новые для разумного человека проблемы в заново открытом стихийном мире и попытался комплекс идей и концепций философии экзистенциализма.

Ключевые понятия философии экзистенциализма — это сама экзистенция, то есть существование и сущее, которые рассматриваются как мост к понятию бытие; а поскольку речь идёт прежде всего о человеке, то и понятие жизнь тесно связано с этой философией. Если можно назвать сутью попытку сведения вместе совокупность нескольких философских концепций, исследовавших определённые предметы, тогда у экзистенциализма она заключается в переживании, осознании, отношении разума и человека к своему существованию, его критериям, причинам, сути и следствиям. Из-за того, что эти переживания в многом индивидуальны, сфокусировать на чём-то определённом им проблематично; так, источником называли надежду, страдание, страх, осознание долга или вины, и многое другое. В отличие от психологии, для которой это мотивационные черты личности, для экзистенциализма это сам человек, его сущее. В индивидуальном переживании своего существования определяется бытие личности; как известно, критерий бытия — это осознание существования, то есть то самое рациональное переживание, заявление отношения и связей личности, и факта её существования. То есть, научный поиск философии экзистенциализма заключается в исследовании как самого существования, так и бытия, через осознание первого. 

Экзистенция в философии

Однако экзистенция — это не синоним существования; Хайдеггер на основании феноменологии Гуссерля сформулировал краткое определение экзистенции, которую назвал интенциональное (смыслообразующее стремление, намерение) бытие, то есть восприятие окружающей реальности и самой личности её бытием, и наоборот — взаимодействием реальности с носителем бытия. Разум, человек разумный — это тот, кто осознаёт бытие, а бытие — это осознанное существование. Простое к пониманию, стройное, аргументированное и логичное описание двух ключевых понятий экзистенциальной философии в их взаимосвязи.

Так же мыслителями были сделаны вывод о том, что:

  • Экзистенцию нельзя исследовать как сторонний наблюдатель, будучи разумным существом — человеком;
  • Экзистенцию нельзя конкретизировать и сгруппировать, а затем подвергнуть исследованию;
  • Экзистенция каждого индивида предстаёт онтологической загадкой, или частной научной проблемой;
  • Экзистенция проявляется только при взаимодействии субъекта и мира, среды.

Таким образом, проблема человека в философии экзистенциализма опровергает в исследовании разума и человека совершенную отстранённость, стороннее наблюдение; исследователь так или иначе участвует в процессах бытия, а сама философия является со-бытием.

Само же описание экзистенции принимает форму обозначения разума и его бытия фактами его существования, например, «я есть мои переживания», «я есть мои идеалы», «я есть мой труд» и так далее.

Научная проблема исследования экзистенции в её ограниченности в времени, осознание и переживание существования различно в времени, но не бесконечно или достаточно долго для утверждения условной бесконечности, постоянства.

Но атеистические мыслители философии экзистенциализма не считали это проблемой, и даже принципиально отходили от поисков вечного в экзистенции, ориентируясь на временное, конечное, заведомо нецелое.

Это разумно, экзистенция, как процесс осознания и переживания из настоящего или прошлого, обращена в будущее, ей закономерно чего-то недостаёт, её суть незавершённость, и, вероятно, принципиальная незавершимость. Так, у Сартра, человек изначально есть ничто и никто, такова его человеческая частная и индивидуальная основа. А его бытие — это то самое осознание и переживание, существование и, соответственно, следствия этих процессов. На основании этого можно заключить, что статичности разума быть не может, другое дело, что в каком направлении — прогресса или регресса, осуществляется движение личности.

Философия экзистенциализма Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и других

Мнение основателя философии экзистенциализма Кьеркегора представлено в начале этой статьи, вспомним основные моменты. Человек начинает своё существование в мире обезоруженным, без знаний и понимания, вследствие чего среда ему кажется источником радости.

Но, проходя свой жизненный путь, человек преодолевает или должен преодолеть стадии от эстетического наслаждения к религиозному служению богу и осознанию сути существования как страдания.

Хайдеггер экзистенцией решает проблему человека в философии экзистенциализма и понимания основ мира и взаимосвязи человеческого существования с средой, а также способов осознания этого существования, являющихся формами бытия.

Выступал с критикой предметного существования — «я как все», человека толпы, частично отвергающего или вообще не способного к настоящему бытию.Ясперс предостерегает от нигилизма и цинизма, заявляет необходимость для каждого в частности и всех в общем сохранение бережно накопленных и выстраданных человечеством ценностей и знаний.

А экзистенцией представляет направление бытия, которое может привести существование всех к единству, настоящему коллективному сосуществованию в рамках мирового общества в истинном значении последнего.В своей философии экзистенциализма Сартр предлагает активное участие сознания, разума в построении своего существования.

То есть бытие, обращённое к существованию, представляется в стоической стойкости и выполнении своих целей и долга, а в случае условно непреодолимых помех этому, преобразование существования в бунт активным сознанием, следовательно, рациональное бытие ответственности перед миром, но понимание себя.

Философия экзистенциализма, хоть и неоднородна в концепциях и мнениях мыслителей,  её составляющих, несмотря на их порой радикальные взгляды,  приводящие к пропаганде анархизма, цинизма, крайних «левых»  или «правых» взглядов, в том числе реакционных и консервативных, несмотря на дихотомию взглядов и прочее, явила собой качественный прорыв в философском понимании существования, бытия и жизни человека как личности, так и разума социального.

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Источник: http://sargelas.com/filosofiya-ekzistentsializma

Scicenter1
Добавить комментарий