Вопросы для обсуждения: В чем отличие вертикальных коммуникаций от горизонтальных?Назовите

Вертикальные коммуникации — Энциклопедия по экономике

Вопросы для обсуждения:  В чем отличие вертикальных коммуникаций от горизонтальных?Назовите
Нисходящий уровень вертикальных коммуникаций — это передача информации с высшего уровня на низший о текущих задачах, рекомендуемых процедурах, технологиях, изменении приоритета, уточнение конкретных заданий и т.п.
 [c.

136]
Восходящий уровень вертикальных коммуникаций — это передача информации с низшего уровня на высший о возникших идеях относительно рационализации процесса производства. Если руководитель решит, что идея заслуживает поддержки, он сообщает о ней на следующий, более высокий уровень.

Инициатива, возникшая на низшем уровне, должна подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления.
 [c.136]

Нисходящий уровень (направление) вертикальных коммуникаций — это передача информации с высшего уровня на низший о текущих задачах, рекомендуемых процедурах, технологиях, изменении приоритета, уточнение конкретных заданий и т. п.

Нисходящий уровень используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах, для того чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить обратную связь по результатам работы.
 [c.316]

Восходящий уровень (направление) вертикальных коммуникаций — это передача информации с низшего уровня на высший о возникших идеях относительно рационализации процесса производства.
 [c.317]

Сложность вертикальной коммуникации возрастает под влиянием иерархии, затрудняющей обмен информацией  [c.114]

Коммуникативная функция характеризуется множеством типов и форм, способов, методов и приемов реализации. Во внутри-организационных взаимодействиях выделяют вертикальные и горизонтальные коммуникации. Вертикальные коммуникации — это обмен информацией между соподчиненными (иерархическими) уровнями структуры управления организацией.

Такие коммуникации могут быть нисходящими и восходящими. В нисходящих коммуникациях руководитель реализует свои управленческие воздействия приказы, распоряжения, предписания, рекомендации и т. п. Восходящие вертикальные коммуникации — это обратная связь между подчиненными и руководителем.

Такие коммуникации обеспечивают передачу информации различного функционального назначения сигналы о возникновении проблемной ситуации на подчиненном уровне управления, официальные отчеты, неформальные сообщения и т.п.

Горизонтальные коммуникации — это коммуникации между паритетными подразделениями, взаимодействие исполнителей и коммуникации между паритетными руководителями в общей плоскости управления.

Несмотря на особую значимость вертикальных коммуникаций, реализующих иерархический принцип построения структуры управления организацией, горизонтальные коммуникации обеспечивают не менее важный принцип координации профессиональной деятельности. Лишь сочетание видов коммуникаций образует каркас всей коммуникативной сети организации.
 [c.40]

Опережающее развитие горизонтальных коммуникаций, в то время как в прошлом обществе была гипертрофия вертикальных коммуникаций.
 [c.267]

Проведем сравнение элементов развитых современных систем вертикальной коммуникации и горизонтальной коммуникации в табл.3.189.
 [c.124]

Поскольку любая организация иерархически организована, можно выделить следующие виды внутренних коммуникаций вертикальные, горизонтальные и диагональные горизонтальные коммуникации.

Вертикальные коммуникации — это общение между руководителем и подчиненным.

К ним относятся распоряжения, приказы, рекомендации, которые руководитель дает подчиненному, а также отчеты, сообщение о выполнении задания, то есть
 [c.136]

Диагональными называют коммуникации, связывающие подчиненных и начальников разных отделов, то есть коммуникации, которые сочетают в себе свойства горизонтальных и вертикальных коммуникаций.
 [c.137]

Соотношения между горизонтальными и вертикальными коммуникациями, с одной стороны, и межличностными и организационными коммуникациями представлены в таблице.
 [c.138]

Вертикальные коммуникации Горизонтальные коммуникации
 [c.139]

Как правило, коммуникационные сети включают вертикальные, горизонтальные и диагональные связи.

Вертикальные связи делятся на два вида нисходящие (движение информации от руководителей к подчиненным) и восходящие (отчет подчиненных перед руководством).

При этом вертикальные коммуникации обладают весьма серьезным пороком с точки зрения полноты и достоверности информации. Так, Е.В. Троицкая приводит следующие данные о потерях информации в вертикальной цепи коммуникаций (табл. 2)  [c.84]

Превращение коллектива фирмы в единую двухзвенную команду с четкими вертикальными коммуникациями может выступать добротной основой для консолидации вокруг генерального менеджера всего персонала.

Такое прорастание связей на морально-психологической и производственно-технологической основе может обеспечивать эффективное преодоление кризисного состояния с минимальными издержками, которые неизбежны в любом развивающемся организме.
 [c.403]

Исследование коммуникативных сетей в организации дает возможность проанализировать целостность системы, ее взаимосвязь с окружающей средой, восприимчивость к нововведениям.

Анализ коммуникаций должен носить многоуровневый характер 1) личностные сети индивида 2) сети группы 3) сети системы, на каждом уровне которых выделяются соответствующие показатели (например, разобщенность, сплоченность, доминирование в системе, открытость системы) 4) вертикальные сети (как восходящие, т. е. от низших уровней к высшим, так и нисходящие) 5) горизонтальные между отделами, подразделениями 6) неформальные сети..Особо выделяются коммуникации руководитель-подчиненный , входящие в вертикальные коммуникации в связи с тем, что они являются основной частью коммуникативной деятельности руководителя.
 [c.488]

Совершенно иная мотивация у руководителей и работников организации, имеющей небольшое количество уровней управления (мелкую или плоскую организационную структуру). В такой организации легче формируются вертикальные коммуникации высшее руководство находится ближе к линейным подразделениям.

Значительная нагрузка менеджеров, невозможность уследить за всеми подчиненными вынуждает их серьезно относиться к подбору работников, делегировать им задачи и полномочия.

Персонал мотивирован на проявление самостоятельности, инициативы в большей степени реализуются потребности людей в уважении, самовыражении, в меньшей — чувство защищенности, причастности, потому что работники вынуждены самостоятельно принимать решения по многим возникающим проблемам.
 [c.7]

Диалоге подчиненным (вертикальная коммуникация).
 [c.135]

По мере развития феодального общества постепенно начала складываться система общественного уклада, представлявшая собой пирамиду имущественных и властных полномочий обособленных групп людей, связанных между собой системой вертикальной коммуникации, предполагавшей обмен учетной информацией финансового характера.

В то время слово ценилось выше документа, поскольку считалось, что последний можно легко фальсифицировать, поэтому письменные документы были лишь дополнением к наиболее важной учетной информации, зафиксированной в результате устных договоренностей. Такое положение сохранялось во многих странах Европы вплоть до XIV в.

(особняком стояли города Северной Италии).
 [c.202]

Эффективная вертикальная коммуникация. Информирует начальство обо всех важных продвижениях, сообщает ему как хорошие, так и плохие новости
 [c.89]

Сообщение — это информация, которая передается и воспринимается. Оно может быть письменным, устным, невербальным, формальным, неформальным, внешним, горизонтальным или вертикальным. Горизонтальными считаются сообщения, которыми обмениваются люди, по положению. Вертикальная коммуникация имеет
 [c.324]

Должностной отчет — это метод горизонтальной и вертикальной коммуникации.
 [c.333]

Межуровневые коммуникации в организациях. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие.

Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п. Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта.

В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.
 [c.186]

Лучше горизонтальные и вертикальные ции. Отношения между индивидами, как правило, Это довольно трудно доказать, но многие японские менеджеры, работающие в дочерних компаниях за рубежом, утверждают, что у иностранцев коммуникации хуже.
 [c.352]

Локальные сметы разрабатываются на отдельные виды работ и части зданий и сооружений (табл.. 4.2).

К ним относятся общестроительные работы, внутренние санитарно-технические работы (водопровод, канализация, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение), электроосвещение, электросиловые установки, монтаж и приобретение оборудования, КИП и автоматика, промышленная связь и сигнализация, специальные строительные работы (фундаменты под оборудование, обмуровка и изоляция оборудования и трубопроводов, каналы, промышленные печи и трубы и др.). Кроме того, локальные сметы составляются для определения затрат на приобретение приспособлений, мебели, производственного и хозяйственного инвентаря для отдельных зданий, а также на вертикальную планировку площадки для строительства, устройство инженерных коммуникаций, дорог, благоустройство и озеленение территории и т. п.
 [c.76]

Указанный баланс достигается путем переплетения вертикальных (административная часть) и горизонтальных (техническая часть) связей и коммуникаций. Работник в каждой ячейке матрицы (рис. 7.13) подчиняется одновременно двум властям. Специалисты функциональных отделов закрепляются на формальной основе за определенным продуктом и поэтому должны подчиняться двум руководителям.
 [c.307]

Порой бывает очень трудно провести разницу между этими двумя типами конфликтов. Внутриорганизационный конфликт тем не менее чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации.

Выделяются четыре разновидности этого конфликта вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты. Так, вертикальный конфликт — это конфликт между уровнями управления в организации.

Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре цели, власть, коммуникации, культура и т.п. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей.

Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп.

Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание (подробно этот вопрос рассмотрен в гл. 1).
 [c.415]

Вертикальный конфликт — это конфликт между уровнями управления в организации, который часто вызывается недостаточно продуманными правами и полномочиями на каждом уровне управления, методикой разработки целей и проектированием коммуникаций.

Горизонтальный конфликт вовлекает в себя равные по статусу части организации и чаще всего является конфликтом между целями подразделений и способами их достижения. Линейно-функциональный конфликт чаще всего носит субъективный и эмоциональный характер его участники — линейные руководители и специалисты.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает не соответствующее этой роли задание или поручение.
 [c.125]

Внутрифирменные коммуникации бывают вертикальными (восходящими и нисходящими), т.е. между различными иерархическими уровнями, и горизонтальными (между различными подразделениями). Разновидность внутренних коммуникаций — коммуникации между руководителем и его командой.
 [c.136]

Коммуникации по восходящей вертикальной линии выполняют функцию оповещения высших органов о том, что происходит на
 [c.136]

Конечно, создание бизнес-единиц в электроэнергетике в рамках вертикально-интегрированных структур и особенно ДАО потребует изменения характера координации их деятельности, роли корпоративного центра (рис. 22.

12), внедрения системы внутренних (трансфертных) цен, использование которых затруднительно в условиях электроэнергетического производства вообще и в условиях нестабильной экономики в частности, серьезного изменения властных отношений, коммуникаций и, по существу, коснется преобразований во всей системе управления.
 [c.354]

Управляющие проектами (программами) для выполнения работ привлекают специалистов из функциональных отделов. В процессе такого взаимодействия возникают вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации.

Таким образом, при матричной структуре управления исполнитель имеет не одного, а двух и более руководителей он получает общие указания от своего непосредственного начальника, а особые инструкции по ведению работы над проектом — от руководителя проекта.

И если функциональный управляющий решает, кто и каким образом выполнит тот или иной объем работы, то управляющий проектом — что и когда должно быть выполнено. Создание при такой структуре междисциплинарных групп, включающих различных специалистов, позволяет наиболее эффективно и глубоко решать сложные проблемы.
 [c.355]

В Испании бизнес представлен, как правило, семейными фирмами с авторитарным стилем руководства и неформальной организационной структурой. Коммуникации в основном носят вертикальный характер, коллективная деятельность практически отсутствует.

Важнейшие решения по вопросам закупок чаще всего передаются высшему руководству для конечного одобрения чтобы предотвратить блокирование нужного для вас решения, жизненно важно поддерживать хорошие отношения с руководством среднего звена.
 [c.

123]

МЕЖУРОВНЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчи-
 [c.167]

Для повышения надежности коммуникации возможно, например, увеличение числа экземпляров отчетов, позволяющее знакомить с ними более широкий круг лиц. Получателям информации следует учитывать возможное ее искажение отправителями. При вертикальной коммуникации менеджер должен время от времени направлять информацию вниз, минуя непоч средственных подчиненных.
 [c.116]

Высокие профессиональные требования к руководителям Сложные коммуникации между исполнителями Низкий уровень специализации руководителей Ярко выраженный авторитарный стиль руководства Перегрузка руководителей Увеличение штата за счет штатных структур Опасность конфликтов линейных и функциональных структур Сложность вертикальных коммуникаций Нечеткость процедур принятия решений Сложность подготовки и согласовани решений Отсутствие единого руководства Дублирование распоряжений и коммуникаций Сложность контроля я
 [c.92]

Поскольку при горизонтальной коммуникации ее участники находятся на одном иерархическом уровне информационный обмен может быть более дружелюбным и эффективным чем в случае вертикальной коммуникации.

Такой обмен является хорошим средством развития компетенций сотрудников, усиления их мотивации за счет межфункционального взаимообогашения, возможности посмотреть на проблему с другой точки зрения, расширения социальных контактов в организации.

В тоже время, находящиеся на одном уровне работники могут конкурировать за организационные ресурсы,внимание и расположение руководства или рядовых сотрудников, что может осложнять коммуникационный процесс и отрицательно сказываться на результатах организации.
 [c.299]

Достоинства такой структуры заключаются в четком разграничении ответственности и компетентности, относительной простоте контроля, персонифицированости ответственности. Недостатки — увеличение штата за счет роста числа штатных структур, опасность конфликтов линейных и функциональных структур, сложность вертикальных коммуникаций.
 [c.90]

Тот факт, что обособление функциональных служб следует организационной схеме сразу же за уровнем высшего руководств придает силу и престиж важнейшим функциям.

Следствием это является укрепление вертикальных связей и коммуникаций в opt низации и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уро ней в организации.

Функциональная департаментизация открывае таким образом, путь к количественному росту организации, сохр няя до определенной степени также качественные характеристи работы.
 [c.302]

При группировании кластеров следует проанализировать вертикальные (поставщик/пифебитель) и горизонтальные связи (общая база потребления, технологии) на региональном уровне. На первом этапе надо привлекать важнейшие ноу-хау и технологии из других стран.

В России необходимо сформировать конкурентоспособные отрасли-поставщики вокруг промышленных столпов и секторов экономики (агробизнес, автомобилестроение, кораблестроение, машиностроение, -здравоохранение, коммуникации, туризм, образование).

Китаю понадобилось почти 15 лет для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
 [c.77]

Источник: https://economy-ru.info/info/94844/

Вертикальная и горизонтальная коммуникация

Вопросы для обсуждения:  В чем отличие вертикальных коммуникаций от горизонтальных?Назовите

С точки зрения направления движения различают вертикальную (с направлением вверх или вниз) и горизонтальную коммуни­кацию.

Вертикальная коммуникация, направленная сверху вниз, поступает из высших уровней иерархической структуры в низшие: от начальника к подчиненным. Это, как правило, приказы, распоряжения с сопровождающими объяснения­ми задач, целей и методов исполнения, а также оценка ра­боты подчиненных, попытка стимулировать их мотивацию, поддержка и контроль.

К проблемам данного вида коммуникации можно от­нести следующие:

• исполнители и руководители часто говорят на раз­ных языках (в прямом и переносном смысле).

Даже если рабочий язык общения английский, уровень профессиональной подготовки различен, следовательно, есть опасность остаться непонятым, если один из собеседни­ков злоупотребляет техническими или профессиональными терминами.

Как правило, именно на низших уровнях работают представители местных национальных культур, для которых язык менеджеров часто неродной, поэтому необ­ходимо использовать простую, доступную лексику.

• руководителям порой трудно оценить, какую инфор­мацию необходимо направлять исполнителям: ее нехватка не позволит работнику правильно и эффективно выполнить задание, а избыток вызовет раздражение. Следовательно, информация должна быть правильно дозирована.

К вертикальной коммуникации, направленной снизу вверх относятся отчеты, служебные записки, различные сообщения подчиненных руково­дителю о ходе выполнения работы, возникших проблемах, новаторских идеях, рациональных предложениях, а также запросы. Это очень важная для менеджеров «обратная связь», содержа­щая информацию о состоянии дел, боевом духе работни­ков и возможных причинах недовольства.

Проблемы данного вида организационной коммуника­ции многочисленны:

• исполнители часто не посылают «наверх» негативные замечания из боязни быть наказанными или уволенными;

• часто направленные замечания остаются без ответа из-за занятости руководителя, и у рабочего создается ощу­щение бесполезности этого вида коммуникации;

• порой отправленная снизу критика не достигает сво­его адресата, поскольку перехватывается непосредственным начальником;

• за разъяснением каких-то проблем подчиненные ча­сто предпочитают обращаться к равным по положению со­трудникам, а не к руководителям;

• часто возникает чисто географическая или террито­риальная причина отсутствия такого вида связи: помеще­ния, в которых работают подчиненные и руководители, могут находиться на разных этажах здания, а порой в раз­ных зданиях, городах, и даже странах, что препятствует бы­строй и эффективной коммуникации.

Есть несколько способов разрешения перечисленных проблем:

§ поставить в организации специаль­ные ящики для анонимных предложений и замечаний;

§ ру­ководство может разработать систему поощрений наиболее инициативных сотрудников;

§ ру­ководство может продумать систему ком­муникации без промежуточных барьеров, напрямую от са­мого низшего уровня к самому высшему;

§ ввести порядок обязательной регистрации всех сообщений с контролем принятых ответных мер.

Горизонтальная коммуникация – это обмен деловой ин­формацией между сотрудниками, занимающими равное по­ложение в организации, как внутри одного отдела, так и между отделами.

Данный вид коммуникации необходим для создания хороших взаимоотношений между работниками организации, их полноценного общения, а следовательно, и для положительных результатов их совместной деятель­ности.

Среди проблем данного вида коммуникации следует прежде всего назвать:

• производственный жаргон, присущий каждому отде­лу и часто непонятный представителям других отделов, вы­ступающим в роли получателей информации;

• довольно распространен­ная тенденция считать свой участок работы самым важ­ным, что часто препятствует эффективному взаимодей­ствию сотрудников.

В качестве методов преодоления этих проблем рекомендуется:

§ в пер­вом случае упрощать и объяснять сообща­емую информацию;

§ во втором случае развивать способность пред­ставлять всю картину деятельности организации и пони­мать важность для общего дела всех ее отделов и подраз­делений.

В многонациональных компаниях вертикальная коммуникация имеет место между менеджерами штаб-квартиры (головного офиса) и подразделений различного иерархического уровня.

Она может принимать форму финансовой отчетности подразделений перед головным офисом, командировок из локальных подразделений в штаб-квартиры и, наоборот, участия подразделений в процессе планирования и т.д.

Горизонтальная коммуника­ция, с другой стороны, происходит между равными по статусу сотрудниками МНК, но разных функциональных и территориальных подразделений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_105581_vertikalnaya-i-gorizontalnaya-kommunikatsiya.html

Горизонтальная коммуникация: основные понятия, виды, методы управления в организации

Вопросы для обсуждения:  В чем отличие вертикальных коммуникаций от горизонтальных?Назовите

Коммуникацией принято называть самые разнообразные формы передачи информации. Что касается деловой среды, тут принято выделять вертикальные и горизонтальные коммуникации. Каждая из них отличается своими особенностями, характерными чертами взаимодействия участников. В статье это будет разбираться более подробно. Выделим основные различия между данными разновидностями общения.

Что это?

Сначала рассмотрим ключевое понятие. Итак, коммуникация — это процесс передачи информации, используемый людьми. Он может выступать в нескольких формах:

  • Явная. Это использование устной речи, текста или каких-то графических изображений, визуального ряда и проч.
  • Неявная. Общение при помощи невербальных жестов, мимики, определенных выражений лица.

Что касается главных средств деловой коммуникации, то ими являются следующие:

  • Совещание.
  • конференция.
  • Электронная почта.
  • Телефонные переговоры.
  • Передача служебных записок.
  • Личная беседа.
  • Использование интернет-технологий (чаты, мессенджеры).
  • Сдача отчетов.

Принято выделять также следующие коммуникационные элементы:

  • Отправители. Это лица, формирующие, кодирующие данные и передающие их другим участникам процесса.
  • Сообщения. Определенная закодированная отправителями информация.
  • Каналы. Тут выделяются средства связи, среды, в которых может быть распространена информация.
  • Получатель. Лицо, которому направлялись передаваемые сведения. Элемент, который истолковывает информацию.

Внутренние и внешние группы

Вертикальные и горизонтальные коммуникации в организации по своей природе являются подкатегориями.

Деловые коммуникации вообще разделяются на внешние и внутренние.

Последние представлены тем общением, которое имеет место непосредственно внутри организации, в частности, между отдельными работниками, отделами, цехами, подразделениями компании.

Внешняя коммуникация — это общение со сторонними субъектами. Ими могут выступать контрагенты, поставщики, клиенты, обслуживающие организации, представители государственных органов и проч.

В свою очередь, внутренние коммуникации в организации представлены горизонтальными и вертикальными, а также коммуникационными сетями. Вертикальные разделяются далее еще на две категории:

  • Обратные (принцип «снизу-вверх»).
  • Иерархические (принцип «сверху-вниз»).

Особенности этих представленных разновидностей будут подробно разбираться в статье.

Горизонтальная коммуникация

Что имеется в виду? Горизонтальная коммуникация — это обмен служебной, деловой информацией между работниками, занимающими одинаковое, равное должностное положение в компании. Тут может быть актуальным общение как между трудящимися как одного цеха, подразделения, филиала, так и между работниками равнозначных отделов цехов и филиалов.

Горизонтальная коммуникация — это и общение между руководителями, имеющими одинаковый объем компетенций, а также между работниками, обладающими одним и тем же разрядом, находящимися на равнозначных должностях, имеющими равных набор полномочий и обязанностей.

Горизонтальные коммуникации в организации необходимы в первую очередь для создания здоровой, доброжелательной, комфортной рабочей атмосферы. Это организация полноценного, плодотворного делового общения. Правильно организованная система горизонтальных коммуникаций позволяет достичь положительных результатов по итогам работы каждого члена коллектива.

Такого рода деловое общение может быть омрачено определенными проблемами. Вот основные из них, характерные для горизонтальных коммуникаций в менеджменте:

  • Использование профессионального жаргона. Он может быть непонятен вновь принятым работникам, сотрудникам иного отдела.
  • Споры по поводу важности именно своего участка, именно своего вида деятельности.
  • Снижение делового общения до бытового, обсуждения личных проблем. Возникновение на этой почве слухов, разговоров за спиной, обсуждений, отвлекающих от трудового процесса.
  • Эффективность делового общения может снижаться в силу появления симпатий, личной неприязни и проч.

Решение проблем

Чтобы уберечь внутренние горизонтальные коммуникации в компании от таких проблем, менеджер должен предпринять следующее:

  • Попросить подчиненных, коллег общаться понятным каждому языком, расшифровывать профессиональные термины.
  • Регулировать общение между своими подчиненными, нейтрализовывать между ними споры и недопонимания.
  • Проводить общие собрания, в том числе и неофициальные, чтобы сотрудники смогли наладить общение между собой.

Вертикальный тип

Горизонтальные коммуникации — это коммуникации между сотрудниками одной и той же организации, деловое общение между трудящимися одного отдела, цеха, занимающими равные должности. Вертикальная коммуникация в деловой среде — это передача информации между руководящим составом и подчиненными. Она включает в себя следующие формы:

  • Распоряжения.
  • Рекомендации.
  • Приказы.

Это отправляется от начальника к подчиненным ему сотрудникам. Работники же передают в ответ руководителю отчеты, сообщения, доклады и проч.

Вертикальная коммуникация разделяется на две разновидности:

  • Между отделами, подразделениями, цехами, находящимися на различных иерархических уровнях в компании.
  • Непосредственно между подчиненными и руководящим корпусом.

Передача информации тут доступна в двух формах — по нисходящей линии (иерархическая) и по восходящей (обратная). Представим их конкретно.

Группа «сверху-вниз»

Тут информация будет поступать от высших уровней иерархии к нижним. То есть от начальника к его подчиненным. В рамках этой группы можно выделить следующие формы делового общения:

  • Распоряжения и приказы. Могут сопровождаться объяснениями по поводу достижения целей, воплощения в жизнь задач, применения определенных техник и методик.
  • Документы-оценки стараний подчиненных.
  • Поддержка и контроль.
  • Стимулирование работы сотрудников.

Проблемы иерархического подтипа

К проблемам деловой коммуникации типа «сверху-вниз» (общения руководителя со своими подчиненными) можно отнести следующее:

  • Недопонимание. Может сложиться ситуация, что начальники и исполнители говорят на разных языках — как в прямом, так и переносном смысле. Даже если язык коммуникации однозначно выбран русский, то различный уровень профподготовки все равно оставит место недопониманию. К примеру, если начальник злоупотребляет профессиональной, технической лексикой в общении с низкоквалифицированным персоналом. Другой пример: руководитель международной компании не всегда может найти общий язык с работниками, являющимися представителями иной национальной культуры. Они, даже зная иностранный язык, могут не понять особенности речи его носителя — те же сокращения, профжаргон, игру слов.
  • Объем информации. Руководители не всегда отправляют необходимые сведения в должном объеме. В каких-то ситуациях поставленную задачу подчиненному сложно выполнить из-за дефицита необходимой информации. А в иных случаях исполнитель страдает от необходимости изучения избыточной, бесполезной, неактуальной информации.

Группа «снизу-вверх»

Это информация, которая направляется от подчиненных руководителю. Тут выделяются следующие формы:

  • Служебные записки.
  • Отчеты.
  • Сообщения по этапам проделанной работы.
  • Доклады по поводу возникновения непредвиденных проблем в ходе решения служебной задачи.
  • Предложения с новаторскими идеями, способами улучшения производства, внедрения новых технологий и методик деятельности в фирме.

Такая обратная связь не менее важна для менеджеров, чем отдача ими самими приказов. Именно от подчиненных можно получить самую свежую информацию о положении дел в компании. Эти сведения позволяют оценить коллективное настроение, определить на корню растущее недовольство сотрудников.

Проблемы обратного подтипа

Обратная связь между исполнителями и руководящим составом может быть омрачена следующими проблемами:

  • Подчиненные редко отправляют негативные отзывы, претензии своему руководству даже по поводу тех аспектов, что являются довольно серьезными. Причина проста — страх увольнения.
  • Нередко даже отправленные сотрудниками замечания, предложения остаются без ответа. Причина — или в чрезмерной занятости руководителя, или в его недостаточном уважении к собственным работникам. Он считает не важным разбирать их сообщения. У трудящихся в ответ на это возникает убеждение в бесполезности такой обратной связи.
  • Отправленная критика может и вовсе не достичь своего конечного адресата. Например, в случае, когда работник отправляет письмо на имя генерального директора с жалобой на свое непосредственное руководство. Нижестоящий начальник может воспрепятствовать такой обратной связи, так как она обернется негативными для него последствиями.
  • За разъяснением неясных тем, помощью в решении внезапно возникших проблем в большинстве случаев работники предпочитают обращаться к коллегам, а не к менеджерам. Причина может быть в том, что они не надеются получить полноценную, квалифицированную помощь, боятся, что их обвинят в некомпетентности.
  • Нередко и наличие территориальной, географической причины невозможности таковой связи. Офисы, где находятся подчиненные и начальствующий состав, могут быть расположены в различных районах населенного пункта, а то и в разных городах, государствах.

Пути разрешения проблем

Все вышеназванные проблемы возможно решить следующим образом:

  • Определить анонимные почтовые и электронные ящики, куда сотрудники смогут отправлять инкогнито жалобы и предложения.
  • Разработать систему поощрения сотрудников, использующих обратную связь с руководством.
  • Создать схемы коммуникации между простым трудящимся и высокопоставленным начальником без промежуточных барьеров в виде непосредственного руководства сотрудника.
  • Ввести регистрацию всех принятых менеджерами обращений от подчиненных с необходимостью отчета о принятых в ответ мерах.

Источник: https://FB.ru/article/460224/gorizontalnaya-kommunikatsiya-osnovnyie-ponyatiya-vidyi-metodyi-upravleniya-v-organizatsii

Scicenter1
Добавить комментарий