ВТОРОЙ КОНТУР СУЩНОСТНОЙ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕКИ

Библиотека как целостная система: общая характеристика

ВТОРОЙ КОНТУР СУЩНОСТНОЙ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕКИ

Любую библиотеку целесообразно рассматривать как более или менее сложную систему, характеризующуюся совокупностью многосторонних, довольно устойчивых связей и отношений ее составных частей.

Среди исходных, изначально присущих, обязательных и постоянных в каждой библиотеке выделяются следующие элементы, при отсутствии хотя бы одного из которых (любого) библиотека функционировать не может: документ (книга, публикация), читатель (пользователь), библиотекарь, материально-техническая база [24, с.15].

Библиотека — это определенным образом систематизированное (упорядоченное) собрание произведений печати и других небумажных документов.

Упорядоченная совокупность документов и их собраний образует библиотечный фонд — органическую, неотъемлемую часть библиотеки. Библиотечный фонд — неоднородное образование.

Его структура определяется объемом и содержанием находящейся в нем постоянно и поступающей в него непрерывно разнообразной документальной информации.

Библиотека — это учреждение, которое организует использование документальной информации, необходимой для удовлетворения разнообразных информационных потребностей читателя [24, с.18].

В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» [48], принятом 23 ноября 1994 г., библиотека определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение».

Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о многом: о признании особой и все возрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития одновременно во всех трех указанных направлениях; о разноплановости, многогранности повседневного библиотечного труда.

Рассмотрим более подробно сущность библиотеки как системы.

Еще на ранних этапах развития цивилизации становится невозможным распространять знания только в рамках простого запоминания их и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникает потребность в таком способе фиксирования знаний, который бы обеспечил их хранение, и распространение во времени и пространстве, создавая возможность преемственности в их развитии.

Появление документа предполагало возникновение читателя.

Документы, аккумулирующие запас знаний, могут вернуть эти знания обществу только через посредство человека, воспринимающего и перерабатывающего содержание документов и таким образом реализующего их информационную ценность. Более того, исторически возникнув как следствие развития знаний, документ столь же исторически превращается в необходимое условие их развития.

С другой стороны, творческая деятельность человека, образование опосредуются документами разной степени сложности. Следовательно, оба элемента системы «документ- читатель» объективно необходимы друг другу.

По мере развития общества растет, в одной стороны — число документов, с другой — читателей. Для понимания связей между ними следует иметь в виду следующие обстоятельства:

— как документ, так и читатель дискретны и разнородны;

— с течением времени происходит процесс наращивания духовных продуктов. К тому же количество документов начинает тысячекратно превышать возможности их прочтения индивидом.

— отсутствие информации о нахождении нужного документа, трудности в поисках документов, содержащих нужную информацию, отсутствие информации о появлении новых документов затрудняют работу читателя.

Все это приводит к тому, что мере роста знаний и роста читательских потребностей возникает объективная необходимость в управлении системой «читатель-документ» извне.

Такое управление может осуществляться различными социальными институтами, среди которых видное место занимает библиотека.

Снятие противоречий между документом и читателем в условиях библиотеки осуществляет библиотекарь, понимаемый в данном случае не как реальная личность, а элемент системы.

Но и этим сложность системы не ограничивается. Ю.Н. Столяров отмечает, что «документ имеет двойственную природу: его духовное содержание заключено в вещную форму» [43, с.

63] как материальный объект он нуждается для своего хранения и использования в специальных помещениях и специальном оборудовании.

Материально-техническая база также необходима для обслуживания читателей и для создания условий работы библиотечному персоналу.

Так объективно возникают все четыре элемента (при генетической первичной роли документа и читателя), в совокупности и нерасторжимой связи образующие библиотеку. Каждый из них при этом играет свою собственную, качественно обособленную, но в целом равноправную роль, без которой функционирование библиотеки было бы невозможно.

Библиотека — это целостный сплав четырех названных элементов.

Зная родовые элементы и характер связей между ними, можно построить структурную модель. Структурная модель показывает, что библиотеку как систему образует нерасторжимое единство четырех элементов, каждый из которых играет в ней собственную роль, весьма существенную для функционирования данной системы библиотеки (см. рис. 1).

Рис. 1. Структурная модель

Элементы равноправны не по признаку значимости их ролей, а по признаку необходимости и достаточности для образования такого социального института как библиотека. Они равнозначны между собой в этом и только этом смысле.

Каждый из элементов связан с остальными, выполняет объективно необходимые функции, придающие законченность и устойчивость системе «библиотека» в целом. Они будут присущи любой библиотеке до тех пор, пока она существует в своем собственном качестве.

Исследователи отмечают, что представление о библиотеке как четырехэлементной системе относится к наиболее сложным в библиотековедении, так как с увеличением числа разнородных элементов быстро растет число возможных связей между ними, а с учетом того, что связи могут быть направлены как внутрь, так и во вне системы, их число значительно возрастает.

Основные параметры («на входе») каждого из четырех основных элементов библиотеки задаются условиями внешней среды, видоизменяются в процессе их взаимодействия между собой и («на выходе») оказывают воздействие на породившую их среду. Как замечает Ю.Н. Столяров, «поскольку действие системы «библиотека» целенаправленно, наибольшую социальную значимость имеет характер изменения элемента А» [43].

Помимо простейших, исходных, родовых, исторически первичных элементов библиотека может обладать еще временными, изменчивыми, несущностными элементами, вторичными, производными по отношению к первым.

Производные элементы появляются в процессе развития, усложнения системы и определяются особым назначением той или иной библиотеки, необходимостью установления промежуточных пунктов в усложнившейся связи элементов между собой. Ими обусловливаются все многообразие типов и видов библиотек со всеми особенностями их функционирования.

Библиотека в новых условиях хозяйствования

Новые социально-экономические условия привели к значительным изменениям в организации библиотечного обслуживания и, в целом, в работе библиотек.

В сегодняшней социально-экономической ситуации библиотеки, особенно в средних и малых городах, по сравнению с другими государственными организациями, оказались наиболее подготовленными к выполнению роли универсальных информационных центров для широкого обслуживания населения, организаций и органов государственной власти.

Региональные и муниципальные публичные библиотеки значительно расширили тематику приобретаемых ими книг и периодики за счет экономической, финансовой, юридической, справочной конъюнктурно-коммерческой литературы, в том числе на машиночитаемых носителях.

Библиотеки становятся все более востребованными обществом. С 1985 г. их посещаемость выросла на 11% и составляет около 450 млн. посещений в год, а в наиболее информационно насыщенных библиотеках регионального уровня посещаемость с 1993 г. выросла на 30%.

Большую роль начинают играть библиотеки в правовой информатизации страны. Обеспечение доступности официальных правовых актов сегодня является чрезвычайно актуальной задачей.

Формированию в России единого информационно-правового пространства призвана содействовать программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек», которая реализуется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), Минкультуры России и Российским фондом правовых реформ (РФПР). Подобные центры начали открываться на базе учебных заведений, учреждений научно-технической информации, библиотек муниципальных образований, в органах местного самоуправления. На 1 января 2001 г. уже открыто более 220 центров правовой информации, и этот процесс активно развивается [15]. Из доступных источников [12; 27; 28; 36] удалось получить следующие сведения: 2000 год — 200, 2003 год — 1200 центров. По данным мониторинга, проведенного Министерством культуры Российской Федерации, на базе библиотек и других учреждений России в 2009 году функционировало 5326 информационных центров. Однако существуют иные оценки их количества в этот период — 4200 Согласно сведениям, размещенным на Официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации [40].. Этот же источник приводит данные по состоянию на 2011 год: более 19,5 тысячи публичных центров (пунктов доступа) к правовой информации.

В 2002 году в публичных библиотеках России началась работа по интеграции ресурсов правовой и деловой информации. Многие региональные

библиотеки объединили центры правовой и деловой информации в единые структуры.

Помимо этого, на базе публичных библиотек функционирует чуть более 70 % ПЦПИ, остальные центры созданы на базе высших и средних технических учебных заведений, общеобразовательных школ, почтовых отделений ФГУП «Почта России» [40].

Нужно отметить и то, что с 2007 года публичные центры доступа к российской правовой информации стали создаваться за рубежом на базе российских центров науки и культуры.

В 2011 году насчитывалось более 120 таких центров [12]. Возможно, совокупность этих факторов объясняет значительный скачок в общем количестве российских ПЦПИ за последние 2 года.

Особенностью формирования сети ПЦПИ в Российской Федерации также явилось активное участие в этом процессе многих общественных и деловых структур.

С одной стороны, это обеспечило создание ПЦПИ в учебных заведениях Минобразования, Минобороны, Министерства внутренних дел, Минюста России, а также в ряде иных организаций [38].

С другой стороны, по мнению некоторых специалистов, это привело к отсутствию единого подхода к созданию общероссийской сети ПЦПИ [27]. Так, по состоянию на 2011 год ПЦПИ были открыты далеко не во всех регионах страны.

Сегодня значительную роль в библиотечном деле начинают играть современные информационные технологии. На конец 2000 г.

автоматизацией в той или иной степени были охвачены практически все федеральные и региональные научные библиотеки, около 70 % региональных юношеских и детских библиотек, специализированных библиотек для слепых, значительная часть библиотек высших учебных заведений. На 1 января 2001г.

технический парк библиотек системы Минкультуры России составлял 8408 компьютеров, из которых 1622 находились в федеральных библиотеках и 2886- в центральных региональных научных библиотеках.

Автоматизированные библиотечно-информационные технологии используются почти в 3 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1500 — муниципального уровня. С каждым годом их число увеличивается.

Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов Российской Федерации созданы локальные компьютерные сети, объединяющие от 30 до 60 компьютеров, а в некоторых регионах — более 100.

Сотни библиотек подключены к Интернету в качестве пользователей, во множестве библиотек созданы интернет — классы. В отдельных регионах развернуты работы по формированию региональных библиотечных сетей.

Особое значение имеют успехи в создании электронных каталогов и баз данных в крупнейших российских библиотеках и обеспечение удаленного доступа к ним.

За последний год число «виртуальных» посещений такой библиотеки, как Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России, в несколько десятков раз превысило число физических посещений.

Объем библиографических баз данных (БД), произведенных российскими библиотеками, к настоящему времени достиг нескольких десятков миллионов записей. Библиотека постепенно превращается в центр электронных информационных ресурсов, сохраняя, тем не менее, за собой функции обычной библиотеки по предоставлению пользователям печатных документов.

В библиотеках активно развивается электронная доставка документов (ЭДД). В ряде крупных федеральных библиотек организованы специальные службы ЭДД. С целью укрепления межбиблиотечных связей и объединения усилий библиотек для оперативного обслуживания читателей в конце 2000 года в России была образована Ассоциация служб ЭДД, в которую вошли более 60 библиотек из всех регионов страны [4].

Задачи технологического перевооружения библиотек и обеспечения доступа к библиотечным информационным ресурсам в значительной степени решаются в рамках программы Минкультуры России «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети — ЛИБНЕТ».

Программой предусматривается создание в библиотеках полнотекстовых БД и электронных изданий. Формирование полнотекстовых БД одновременно решает и проблему сохранности библиотечных фондов.

Проводимые работы способствуют созданию на базе библиотечной системы Минкультуры России национальной структуры публичных точек свободного доступа граждан к сетевым российским и зарубежным информационным ресурсам.

Представляется целесообразным стимулировать участие в финансировании работ по созданию такой структуры корпоративных структур, заинтересованных в расширении доступа к деловой и экономической информации.

https://www.youtube.com/watch?v=eIhUNFE-NVI

Обеспечение доступа к информации сегодня сдерживается, главным образом, низкими темпами работ по формированию машиночитаемых информационных ресурсов, невозможностью реализации в библиотеках современных дорогостоящих коммуникационных интернет-технологий, высокими тарифами на использование высокоскоростных телекоммуникационных каналов. Решение этих проблем требует достаточного уровня финансирования библиотек и проведения серьезных технологических и методологических исследований и разработок.

Основными задачами этих разработок являются:

— распространение современных информационных технологий не только на крупнейшие, передовые центральные библиотеки, а на всю библиотечную сеть;

— возрождение МБА и ее трансформация в систему межбиблиотечного обмена на основе электронной доставки документов и передачи микрокопий;

— стандартизация и обеспечение совместимости библиографических форматов и используемых классификационных систем;

— обеспечение сохранности библиотечных ресурсов на основе микрокопирования и оцифровки документов [10].

Изменению роли библиотек в использовании информационных ресурсов в значительной мере мешает консерватизм отношения к ним со стороны всей системы государственного управления.

Универсальные публичные, научные, региональные и муниципальные библиотеки до сих пор рассматриваются только как учреждения культуры.

Даже такая крупнейшая специализированная научная библиотека, как Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ), финансируется в соответствии с бюджетным классификатором по статье «культура».

Меняющуюся роль библиотек в формируемом информационном пространстве следует подкрепить соответствующими изменениями в нормативном обеспечении, системе учета деятельности библиотек, организации их финансирования.

Управление деятельностью библиотек должно быть согласовано с управлением другими частями единой информационной инфраструктуры, которая пронизывает и обеспечивает все сферы деятельности граждан и организаций (в том числе сферу культуры).

Основные направления деятельности библиотеки как целостной системы в изменяющемся мире

Библиотека является не только важнейшим информационным ресурсом, но и культурно-образовательным центром социума. От уровня библиотечно-информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования.

С целью решения социально-значимой задачи укрепления статуса библиотеки и повышения престижа библиотекаря необходимо взаимодействие всех заинтересованных организаций, включая федеральные, региональные органы власти и общественные объединения.

Сегодня сложной проблемой остается низкий уровень оплаты труда библиотекарей: средняя месячная заработная плата библиотечного работника общеобразовательного учреждения в обследованных регионах составляет 1950 рублей.

В то же время библиотекари являются активными участниками инновационных преобразований общеобразовательных учреждений. При этом они не только традиционно поддерживают эту деятельность, но и переосмысливают роль и задачи самой библиотеки в образовательном процессе.

Уже сейчас многие библиотеки начинают работать как информационно-библиотечные центры, медиатеки: они создают единый справочно-библиографический аппарат на имеющиеся в общеобразовательном учреждении информационные ресурсы, включают в структуру фондов нетрадиционные носители информации, оказывают методическую помощь другим структурным подразделениям общеобразовательного учреждения.

Вместе с тем следует отметить острую нехватку достоверной статистической информации о библиотеках.

В последние годы вопрос о библиотеках находится в центре общественного внимания. Ключевые проблемы их функционирования обсуждались на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (25.

09.2012) на межведомственной коллегии МПТР России, Минобразования России и Минкультуры России (июнь 2002 г.), на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (октябрь 2002 г.).

Сегодня определены следующие направления совершенствования деятельности библиотек:

— обновление нормативной правовой документации библиотек;

— техническое оснащение библиотек; создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности и включения библиотеки в процессы компьютеризации;

— формирование книжных фондов библиотек;

— разработка новых организационных форм деятельности библиотек;

— развитие межбиблиотечного взаимодействия библиотек России;

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек, организация их аттестации [5].

В совершенствовании нуждается нормативная правовая база деятельности библиотек.

Очевидна необходимость разработки нормативных правовых и методических документов, являющихся инструментами управления деятельностью библиотек и одновременно регулирующих процесс ее развития.

Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение библиотек. Специальные исследования по этому вопросу выявили заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой библиотеки и все возрастающей ее ролью в условиях модернизации российского общества. Зачастую библиотека испытывает дефицит площадей.

Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, не создаются комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранности фондов.

Одной из задач библиотек является предоставление услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, что позволит предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удаленных источниках информации.

Однако большинство библиотек не имеет выхода в Интернет, в них отсутствует необходимое оборудование, техника (ксерокс, принтер, компьютер, программные продукты и др.).

Все это понижает уровень библиотечного обслуживания, препятствует проведению комплексной автоматизации библиотечной деятельности, формированию медиатеки в структуре библиотеки, не содействует перерастанию библиотеки в информационный центр [17].

Достижение нового качества информационного обслуживания невозможно без кардинального улучшения состояния библиотеки.

В настоящее время библиотеки осваивают маркетинговый подход к формированию фондов, учитывают как читательские потребности, так и условия книжного рынка.

Научная организация фонда, в первую очередь, его пополнение и продвижение к читателям, оперативное обслуживание всех групп читателей библиотеки в соответствии с их информационными потребностями и запросами — одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки.

Библиотека нуждается в обновлении и пополнении не только учебных, но и основных книжных фондов. Существенно снижают качество библиотечно-информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно-популярной, методической и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий.

Перспективной является разработка новых организационных форм деятельности библиотек. Межбиблиотечный обмен в данном случае мог бы выступить как форма ресурсной интеграции.

Создание организационной схемы такого обмена на основе мониторинга библиотечных фондов может послужить первым шагом на пути к более глубокой межбиблиотечной интеграции и созданию библиотечных ресурсных центров в системе образования.

Для развития межбиблиотечного обмена необходимо создание открытых региональных баз данных о фондах библиотек (в том числе о невостребованной литературе), развивать «горизонтальные» связи между библиотеками через профессиональные объединения, ассоциации, центры и т.п.

Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей остается неотъемлемой задачей кадрового менеджмента.

Время диктует новые правила профессиональной деятельности библиотекаря: такие показатели, как количество мероприятий, число читателей и выдача книг уже не являются определяющими в оценке деятельности библиотеки.

От библиотекаря — ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы.

Библиотекарь (и библиограф) информационного центра должен обладать навыками аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и распространения, а для организации результативного фандрайзинга библиотекарю требуются юридические и экономические знания.

Без подготовки и переподготовки библиотечных кадров в указанных направлениях будет затруднен переход от библиотек, выполняющих функции хранилищ учебной литературы, к библиотекам, создающим информационно-образовательную среду. Первостепенную важность приобретает не только наличие у школьных библиотекарей традиционных профессиональных знаний и умений, но и овладение ими навыками пользователей компьютерной техникой и умениями работы с информацией [31].

Особую роль в решении проблемы кадрового обеспечения играет не только подготовка, повышение квалификации библиотекарей, но и переподготовка специалистов, работающих в системе общего образования.

Таким образом, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, оперативно и адекватно реагируя на потребности и запросы общества, требует дальнейшего развития и совершенствования.

В заключение необходимо отметить, что в Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт организации деятельности библиотек.

Будущее библиотек зависит как от государственных мер по их поддержке, так и от способности библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всего общества.

Источник: https://studbooks.net/568943/kulturologiya/biblioteka_tselostnaya_sistema_obschaya_harakteristika

������������� ��������� ������ ���������� The Two-contour System Model of a Library

����������� �������� ������ ��������

�������� �. �.

���������� ��������������� ����������� �������� � ��������, ������, ������

Yuri N. Stolyarov

Moscow State University of Culture and Arts, Moscow Russia

�������� �. �.

����������� ��������� ���������� �������� � ��������, ������, ����

���������� ������ ���������� ����� ���� ������������ ����� ���������. ������ ���������� ��������: ������������ ����, ���������� �������������, �����������-����������� ����, ������������ ��������. ������ ������ � ��� ������ ��������� ������� ��������� � ���������� � �����. ����������� ���������� ����� � �������� �� �� ����� ��������, ��� � ����� ������ ����������.

The essential model of a library is presented by two contours. The former comprises such elements as library collection, contingent of users, material and technical basis, library staff. The latter is the models of the 4 above mentioned elements and library on the whole. Electronic libraries, in principle, comprises the same elements that any library does.

������� ������ �������� ���� ���� ������������ ����� ���������. ������ ��������� ��������: ���������� ����, ���������� ������������, ����������-������� ����, ���������� ��������. ������ ������ � �� ����� �������� �������� �������� � �������� � ������. ���������� �������� �� �� ��� � � ��������, �� � ����-��� ���� ��������.

����������������� ������ ���������� �������� ����� 20 ���, ������� ���������� ��� ������������. �� ���� � �������� ��������� ��� ������ ����� ��������� � ��������� � ��������� ��������� (������� ������������ ������, �� ���� �� �����). ���, ��������, (�� ����������) �. �. �����������, �. �. ������, �. �. ������, �. �. ��������, �. �. ��������.

����� � �������� �� ��������� ����������� �����������, ��� ��� ������ ������ � ������, ��� �� ������ ���� (������, ��� �� ���� ���) �������� ������������ ���� ����������� ������, ������� �� ������ �. �.

���������� ����������������� ��������� � �������������� ������� ����������, ��� ������ ����������������� ����������� ���������� ������������ ������������� ���������, ������������� ������� ������������� � �������� ��������������� ������������ ������������.

������ ��������� ������� ����� ���������� ����������� �� ���� ������������������ ��������, �������: �� �������� � ����������� ���������� ����������, �� ��� ��� ��� ������ ���������. ��� ��� � ��������� �� �������� ����, �������� ����� ��� ���������.

�����, ��-��������, ����, ������ �, ������, ��������� �������� ����������� �������� � ���������� ����� ���������� ��� ���� �������, ������ �����, ������� ���������� ����������� ����? ���� �����, � ����-�� ��������� �����, � ������ ���������, �� ���� � ���� ����������?

�� ����� ���� ������� ����.

�� � ������, ��������� � ��������� ������� ������������� �� ������ � ���� ���������, ��� ����������� ��������, �� �������� ����� ������� ������� �������, ����������� ����� ������ �����; ���� �� ��������� � ���� ��������� ������� ���������, � ��������� ������� �� ��������� � ����� � ���������������� �������.

��-������, ������� ����� �����: ����� ���������� �������� ��� � ������� ������������, ���������������� (� �������� ���������) ������������, �������� ���������, ������ ����� �������� � �. �.

�-�������, �� ������ ���������� ������� ���� ���� ������� ����� ������, �� ��� ������ ���� � � ������� �� ���������, � ��� ������ ��������� ��������� ����� ����� ����������.

� �������������: ���������� ������������� ����� ������ � ���� ������������ ������� � ������� ������������ ������������; ����� ������ ����������� ������������� � ������ ����� ����������� � ������ �������� ���������� � ������������ ������, ���� �� ����������� � ���� �������� ����� (�������� ���������), ���� � ��������� � ������ ����� �������� ���������������� ���������� � �. �. ��������� � ���� �� �������, ����������� ���� � �������������. ����� �������, ����� ����� �������, ��� �����, �� ������ ���� ������, �� ������ ������ �� ������ �����������, �� ������ � �� �������� ����������� � ������������� ������� (���. 1).

���. 1.

�������� � �� ������ ������� ����� ����� �������, ���������, ������������� � ������������� ������� (�������� �� �������

������������� ����� (��), ����������� ������������� (��) � �� ������� ( �� � ��).

�� �� ����� ������� � � ������ ��������� � �� �������. ����� ����: ���������� � ����� ���� ����� ����������� ������. ��� �� ������������� ���������, ��������������-���������������� ������������. ���������� ���� ��������� ������ ������: ���� ������� ���� ���������� �������� �� �����, �� ������� ������������ ������������� � ��������� � ���.

������ ��������� �������� ������������ �������� ����������������� ���������: �������� �������� ����������������� ��������� ���� ������������� �����, � �� ���������� ��� �������.

������������ � ������� ����������� �������������, � ���� �� ���������� ��� �������.

������������ (������ � ���������� ����������) �������� ����� ������������� ������������ ��������, �� ����� �� ���������� � ����� (�������� � ����� � ����� ����������, ����� ��� ����, � ������������).

���������� � ����������� ������ ����� ����������� ������ ��� ������������-����������� ���� � ��� ������������� �������� �������� ��������� ���������� ��� �������. ��� ������ ��������� ���������� ������������ ��������� ���������� (���. 2):

���. 2.

���������� ���������� ������ ���������� ��� �������.

������ ����� ��������� ��������������� ����������� ������ ������� � ������� ������������ ���������� �������.

�� ��� ��� ��������� ������ ������� ������������, ���������, �� ������ ��������� �������� �������� � ��������� ����� ���������������, ������� ������������� � ���������� ������� �� �������.

����������, ��� �������� �� ���������� ������ ������ ���������� � ���� �� ������ ������� �������� ����������, �� ������ ��������������� ����������� �����������, ���������� �� �����������. �� ����� �������� ��������� �������, ������������� ������������ ��� ����������� � �������� ������������� ������������, �� ����� �� �������� �������� ���������� ��� ���������� �������.

��� ��������, ��� ������������ ���� ��� ������� ������ ���� ������ �� ��� ��������: �����������, �� �� ������ �����������, � �������, � � ? � ��� ��������� ����� ������� ����� ������. ������������� ����� �������������, �� ���� � ������� ��� ���� ��������� (��� �����, ��������) ����� ���� ������������.

���������� ������������� ���� �������� ������ �� ������� (������������ � ������ �������), � �������, �. �. �������, ������������ � ������ �������. ��� ��������� �� ������� ������ ������ � �associated user �, ��������������� ������������. � ������������������� ��� ������ ��������� � ����� ����� ������.

� ������������ ���������� ���� �������� ��������������� ���������, �� � ��������� ����� ��� ��������� ����������.

�������, ��� ����������� ���������� � ����� ��������������� ���������. � ������������ ���� ������� �� ����������. ��� ���������� � ��� ����������. ������������� � ��� ����� ��������, ������������ �����������.

�������������, ���� ��������� � ���������� �������� �������: ������� ��-��� ������ ��������� � � ��� ����������. �� �������-�� ���� �������� ��������������� ������� ��������� � ��� ���������� ������������ ����������, � ��� ��������� ������ ��������������.

������ �� ���� ������: ��������, � ��� ������������, ���� ����������, ��������������� �� ������������ ��������. ������� ��, �� �����������, ����� ����������� � ���� ������, �� ������������ ��������� � �������� � �������, ����.

��� ���������� ���������, ���������� �������� �������� ������������ �������� ����������, �� ����� �� ������������ ����, ����� �������� � �������� �������� ���������� ����, �������. � ����� �� �������������� ��������� �� ������������ � ��������������, ��� �������. ���������� ����� ���� � � ����, � � �������.

������ � ������� � ���� ��������� ��������, �����������, ��������� � �. �. ���� ����� � ������� ����� ���������, �������� �. �. ����������, ��� �������� ����������. ��� ��� �������� ��������, ���� � ������������ ��� ��������, � � ��� ��������� � ����������! �������, �����������������.

������������� � ��� ������� ������ � ���, ��� ��������� ������� ����������. �� ����� ���� ������������� � ��� �� ����� ����� �������� �����������, �����������, �� �� �������� � ��������.

�������� � ����� ���������������� ���������� ����������� ����������� ���������� ��� ���� �� ������������ ���������� ����� ��������� ������������� � XVIII � XIX ��. � ��������������� ���������� � �� ������.

���� ��������� ��� ���� �� ��������������, ��� ���� � � ������ ������ ����� ���� ��������� ����� ����������, ����������������� ����������� ���������� � ���� ����� �� �������� � ����� ����� �������, ���� ����� ��������� �� ���� �� ����� ����� � � ��� ��¢ ����: ����������� ���������� ��� �� ���������� ��� �� ������������ ����������� ��������, �� � ���� ����������� ����������.

����������� ���������� � ��������� �� ��������� � ����� ������� �������, ��� ��������� ����������, ����� ���� � ����� ���������: �� ����������� ���� ����������� � ���� ������ ������������ ��� ����� ��������, �������� � �. �.

�� ���� ����� ������ �� ����������� � ����������� ���������� ������ ����������������� ���������, �� ��� � ����� �� � �� ���������, � �� ���������� � ������� ������� ����� �����, ��� ����������. �� ¾ ����� �����.

� ����� ���������� ����������� � ������� ���������� � ����� �� � ��������� ��������� �� ����������� � ��������� � ��������� ���������� �����������

�� ����� �� ���� ����������� ���������� � ������� ������������� ����� �������, ��� ������� ����������, �� ������, ��� ����������� �� ������ ����, �� � ��� ��������� �������� ������� � ������� ������� �������� � ��� ���������.

Источник: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec1114/Doc68.HTML

Глава 1. Библиотека как целостная система: общая характеристика

ВТОРОЙ КОНТУР СУЩНОСТНОЙ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕКИ

Дипломная работа

Библиотека как целостная система

Казань — 2014

Министерство культуры Российской Федерации

Казанский государственный университет культуры и искусств

Факультет информационного сервиса и медиатехнологий

Кафедра библиотековедения, библиографоведения, книговедения

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1 Библиотека как целостная система: общая характеристика…………8

1.1 Библиотека как система: сущностные особенности……………………….8

1.2 Структурные элементы системы « библиотека»…………………………..21

1.3 Библиотека КазГУКИ как целостная система……………………………..30

Глава 2. Методология и методика исследования………………………………41

2.1 Методологический блок исследования…………………………………….41

2.2 Методический блок исследования………………………………………….45

Глава 3. Результаты исследования………………………………………………54

3.1 Выводы и рекомендации…………………………………………………….62

Список использованной литературы……………………………………………68

Приложение 1. Терминологический словарь………………………………..…73

Приложение 2. Образец опросного листа для читателей……………………..74

Приложение 3. Образец опросного листа для библиотекарей………………..77

Приложение 4. Сводная таблица результатов опроса читателей…………….79

Приложение 5. Сводная таблица результатов опроса библиотекарей……….81

Введение

Сегодня библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества.

Их деятельность подчинена реализации базовых требований, определяющих движения России к информационному обществу, к которому относятся: формирование единого информационно — коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры; интенсивное развитие новых и высоких технологий; создание обеспечения прав, и граждан на свободное получение, распространение и использования информации; удовлетворение потребностей общества в информации; повышение уровня образования научно- технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного воздействия.

В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека — это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества.

Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе.

Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации.

Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.

На общетеоретическом уровне деятельность библиотек, замечает Ю.Н. Столяров, «предстает не в том виде, в каком ее видят люди в их непо­средственной практике. Она предстает как некая упорядоченная система, ка­ждый компонент которой занимает определенное положение и играет опре­деленную роль» [44,с.8].

Изучение библиотеки как системы подготовлено всей историей разви­тия библиотековедения. Но специальных работ по данному вопросу мало. Это связано, скорее всего, с тем, что долгое время разработкой этой проблемы не занимались целенаправленно, библиотековеды решали в основном тактические и практические проблемы, а изучение данной, долгое время ве­лось на ощупь.

Современный этап библиотековедения отличает принципиально иной подход. Исследователи стали не просто перечислять те или иные элементы, но стали уделять внимание разрешению вопроса: почему именно эти элемен­ты образуют систему, именуемую библиотекой.

Поиски ответа на этот во­прос привели к значительному углублению теоретического уровня научных разработок. Библиотека стала рассматриваться как сложное социальное явле­ние, требующее многоаспектного и разноуровневого, систематического изу­чения.

Среди первых исследователей библиотеки с точки зрения системного подхода был Н.С. Карташов. Н.С. Карташов ввел в библиотековедение термин «система» и построил систему «взаимоотношений библиотекаря, читателя и книги» [44]. Его идеи были подхвачены Н.И.

Тюлиной, которая с позиций системного подхода исследова­ла национальные библиотеки [47].

В начале 70-х годов эта проблема рассматривается Ю.Н. Столяровым, который в ряде работ на общетеоретическом уровне обнаруживает простей­шие исходные элементы, из которых слагается библиотека как объективная реальность, как социальный институт, а также функции и связи, излагает свое понимание библиотека как четырехэлементной в сущности системы.

Ю.Н. Столяров выдвигает концепцию сущностной модели библиотеки как системы и выделяет следующие элементы, при отсутствии хотя бы одного из которых (любого) библиотека функционировать не может: документ (Д) – книга, публикация; абонент (А) – читатель, пользователь; библиотекарь (Б); материально-техническая база (МТБ).

Каждый из них играет свою качественно-специфическую, но равноправную роль, без которой функционирование библиотеки как целостной системы невозможно. Каждый элемент является условием существования (функционирования) другого (других), а с другой стороны, сам обусловлен им (ими).

Поэтому ни один из элементов нельзя отделить от других, не нарушив их состояние активности, не разрушая целости библиотеки.

Для отражения сущности библиотеки как сложной системы Ю.Н.Столяров развивает концепцию до трехконтурной системы. В качестве второго контура системы он видит модели названных всех четырех элементов библиотеки в целом.

А третий контур просматривается в виде модели регламентирующей и учетной документации библиотеки, например паспорта фонда и каталогов, описи дел, перечень личных дел в отделе кадров и т.д. Оспорив данную концепцию, многие авторы (И.Г.Моргенштейн, М.Ф.Меняев, С.В.Мамонтов, Н.И.

Тюлина) пытались внести свои коррективы или выстроить собственную сущностную модель библиотеки, добавляя новые элементы, такие, как СБА, информационно – поисковый язык, информационные системы и др.

Однако, не смотря на возникающие споры о пятиэлементной системе или доминировании отдельных элементов системы, концепция Ю.Н.Столярова продолжает оставаться классической.

Как видим, роль и значение библиотеки как системного объекта многогранна.

Объект данного исследования – научная библиотека ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» (КазГУКИ) как сложная целостная система.

Предмет – элементы «Библиотекарь» — «Абонент», их взаи­мосвязи в условиях научной библиотеки КГУКИ.

Цель данного исследования — проанализировать элементы «Библиотекарь» — «Абонент», как составляющие системы библиотеки КазГУКИ, их взаимосвязи в условиях научной библиотеки, разработать рекомендации по совершенствованию системы.

В данном исследовании выделены следующие задачи:

1. Изучить библиотеку как целостную систему на основе имеющихся публикаций.

2. Изучить взаимодействие двух элементов системы – « библиотекарь » и « читатель » в научной библиотеке КазГУКИ.

3. Выявить мнение библиотекарей о степени взаимодействия с читателем, в процессе библиотечного обслуживания.

4. Выявить мнение читателей о степени взаимодействия с библиотекарем в процессе библиотечного обслуживания.

5. Проанализировать результаты исследования.

6. Разработать рекомендации для библиотекарей.

Глава 1. Библиотека как целостная система: общая характеристика

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1100 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/4-26848.html

Второй контур сущностной системной модели библиотеки

ВТОРОЙ КОНТУР СУЩНОСТНОЙ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕКИ
По мере развития библиотеки как социального института каждый ее сущностный элемент обрастает моделями, позволяющими делать обозримыми множества документов, пользователей, сотрудников, материально-технических устройств, изучать их и управлять ими, т.е. оптимизировать технологию, содержание, формы и методы библиотечной работы.

Так как подсистемы второго и последующих контуров системы “библиотека” являются моделями (отражением, зеркалом) подсистем первого контура, то соответственно на каждом уровне их может быть только четыре — не более и не менее.

Второй контур системы представлен следующими подсистемами: модель библиотечного фонда (МБФ), модель контингента пользователей (МКП), модель библиотечного персонала (МБП), модель материально-технической базы (ММТБ).

Подсистему модель библиотечного фонда образуют ряд элементов, которые играют в ней системообразующую роль. Наиболее известными и распространенными среди них являются библиотечный каталог, тема- тико-типологический план комплектования, инвентарная книга и т.д. Модели БФ создаются на разных этапах его формирования библиотечным персоналом.

Первым процессом формирования БФ является моделирование. Прогностическая модель развития БФ в библиотеке может быть пред-

ставлена в виде описательной, статистической, структурной или библиографической модели. Наибольшее распространение в практике работы библиотек получили описательная и структурная модели. Последняя, как правило, представлена в виде тематико-типологического плана комплектования библиотечного фонда.

В процессе комплектования фонда книги и другие материалы поступают в библиотеку вместе с сопроводительными документами: счетами, актами и т.п., которые содержат записи о данной партии. Совокупность данных сопроводительных документов также можно рассматривать в виде МВФ.

Следующие модели БФ создаются в процессе учета документов. В качестве таковых выступают книги индивидуального и суммарного учета или их аналоги. При этом книги индивидуального учета хранят модель каждого документа БФ, а в книгах суммарного учета зафиксирована его статистическая модель.

Во время обработки документа создается несколько записей, каждая из которых может выступать в виде библиографической модели документа. Так, книжный формуляр является моделью документа, а их совокупность может рассматриваться в качестве модели БФ.

Однако наибольшее распространение в практике работы библиотек получила модель БФ в виде каталогов. В каталоге библиотеки, который включает библиографические описания отдельных документов, отражен весь фонд.

При традиционной технологии работы библиотеки, которая основывается на карточных каталогах, таких моделей БФ может быть несколько, например алфавитный, систематический и предметный каталоги. Модели фондов нескольких библиотек могут быть представлены в виде сводного печатного каталога.

На национальном уровне в качестве моделей фонда национальных документов выступают издания национальной библиографии.

Желание представить документный поток в различных аспектах привело к формированию системы библиографических пособий и картотек, отражающих фонды библиотек по разным параметрам — содержанию и форме документов, их целевому и читательскому назначению и т.д. Системообразующим элементом подсистемы МБФ, в данном случае является библиографическая запись.

Упорядоченная совокупность справочных и библиографических изданий, каталогов и картотек, представленных как в традиционном, так и в электронном виде, предназначенная для поиска информации и сведений о документах, называется справочно-поисковым аппаратом. Фонд по отношению к нему выполняет функцию прототипа, а поисковый аппарат по отношению к фонду — идентифицирующую функцию.

Новый этап в развитии библиографических моделей БФ наступил с применением в процессе обработки документов электронных технологий.

В результате библиотекари получили возможность создавать системы, обеспечивающие при одноразовой обработке многократное использование записей и позволяющие вести многоаспектный поиск документов.

Результатом деятельности в этом направлении стали в первую очередь электронные каталоги отдельных библиотек, а также сводные, отражающие фонды многих библиотек. Широкое распрост- жие в. практике работы библиотек получили библиографические ба-

зы данных, содержащие сведения о документах, отобранных по определенному параметру. В качестве реальной стала рассматриваться задача создания электронной библиографической модели национального библиотечного фонда.

Подсистема “модель контингента пользователей» в практике работы библиотек наиболее широко представлена в виде читательских билетов и регистрационной картотеки пользователей или ее аналогов, например БД пользователей. Данная модель представляет собой совокупность сведений о пользователях библиотеки. Ее системообразующим элементом является отдельная запись, содержащая данные о каждом пользователе.

Модель библиотечного персонала — это совокупность сведений о сотрудниках библиотеки. Ее системообразующим элементом является личное дело сотрудника библиотеки, которое находится в кадровой службе и содержит разные документы, характеризующие уровень его подготовки, трудовой стаж, карьерный рост, отношение к выполнению профессиональных обязанностей и др.

Модель материально-технической базы представляет собой совокупность записей о МТУ библиотеки. В качестве ее системообразующих элементов могут выступать записи в учетно-регистрационных документах, технические паспорта на оборудование и т.п. Так, в качестве модели зданий и сооружений библиотеки выступает ее архитектурный проект.

Моделью коммуникаций библиотеки является технический проект на их прокладку. Технические паспорта, инструкции по наладке и использованию и т.п. представляют собой модель технических средств и оборудования составляющих МТБ библиотеки.

В качестве такой модели могут также выступать счета на приобретение оборудования и соответствующие записи в учетно-регистрационных документах.

В информационном обществе все эти модели плюс сами документы (полнотекстовые базы данных) переводятся в машиновоспринимаемую форму, что позволяет многократно увеличить возможности их изучения в различных аспектах, а также обеспечить многоаспектные связи между ними.

Библиотека в целом тоже имеет собственную модель. Это ее учредительные документы, организационно-распорядительная документация. Подсистемы подчинены общему закону: если моделью всей библиотеки является ее устав, то моделью структурного подразделения — положение о нем.

Как и подсистемы первого контура, подсистемы второго контура тоже находятся в неразрывной взаимосвязи между собой, а также с первыми подсистемами. Данные элементы и их взаимосвязи образуют многомерную модель библиотеки как системы (рис.

4.3). Рассмотрим связи внутри данной модели на примере подсистема МБФ. Подсистема МБФ объединена прямыми и обратными связями с подсистемами первого уровня, т.е. БФ, КП, БП, МТБ, а также с подсистемами своего уровня — МКП, МБП и ММТБ.

Связь МБФ и БФ очевидна, так как МБФ является отражением БФ. С другой стороны, структурная модель фонда и другие тому подобные модели предопределяют состав и структуру фонда, его качественные и количественные параметры. От полноты, оперативности пополнения и других параметров каталогов библиотеки зависит эффективность использования БФ.

МБФ в виде СПА библиотеки раскрывает для КП содержание библиотечного фонда, обеспечивая тем самым поиск пользователями необходимых им документов.

Обратная связь между МБФ и КП заключается в том, что КП определяются форма каталогов и картотек библиотеки, особенности отражения в них материала.

Так, СПА детской библиотеки и СПА библиотеки университета имеют существенные различия, которые сформировались под воздействием КП.

МБФ и БП находятся в не менее тесной взаимосвязи, так как МБФ создается персоналом и ее качество, полнота, оперативность отражения материала полностью зависят от объема и квалификации БП. МБФ, в свою очередь, требует соблюдения определенных количественных и качественных параметров БП.

Очевидна также связь МБФ и МТБ. От уровня развития МТБ библиотеки зависит значительная часть параметров МБФ. Это вызвано тем, что СПА требует определенных специально оборудованных помещений. Его формирование и предоставление пользователям невозможно без определенных МТУ.

Так, создание электронного каталога и баз данных осуществимо только при наличии в библиотеке компьютерного оборудования, обладающего необходимыми параметрами (объем памяти, оперативность быстродействия и т.п.).

С другой стороны, МТБ сдерживает или, наоборот, ускоряет процессы создания и использования МБФ.

Связь МБФ и МКП проявляется в записи выданных документов в формуляре пользователя, либо во вкладывании в него паспорта документа (книжного формуляра), либо в отражении в листке срока возврата пользовательских реквизитов и т. д., т. е. модель документа совмещается с моделью читателя. Индикатор — также одна из моделей, связывающих фонд и пользователей.

Взаимосвязь МБФ с МБП и ММТБ не столь ярко выражена. Она заключается в требованиях, которые предъявляются к данным подсистемам при формировании МБФ.

Элементы второго контура подчас выглядят важнее элементов первого. Принципы в том, что знакомство пользователей, учредителей и специалистов с библиотекой чаще всего начинается с изучения ее документов — устава или положения, правил пользования, каталогов и картотек и т.п.

Документы о фонде, контингенте пользователей, персонале, материально-технической базе в большинстве случаев способны дать представление о библиотеке быстрее, полнее и точнее, нежели просмотр сотен тысяч и миллионов книг, встречи и беседы с каждым читателем.

Второй контур углубляет и рационализирует представление о первом контуре, блистательно подтверждая тезис о том, что процесс познания бесконечен: за сущностью первого порядка скрывается сущность второго порядка и т д.

Кроме первого и второго контура, библиотека как система также может быть представлена третьим и последующими контурами. Каждое структурное подразделение должно иметь опись дел, текущих и хранящихся документов, паспорта фонда и каталогов, перечень личных дел и т.п.

Так, моделью МБФ является, например, паспорт каталога, моделью МКП в виде электронной регистрационной картотеки может служить инструкция по ее созданию. Модель МКП и ММТБ в большинстве библиотек представлена в первую очередь описью дел, которые находятся в кадровой службе и бухгалтерии.

Если элементы первого уровня по своему характеру являются атрибутивными, т.е. совершенно обязательны для системы, то элементы другого и последующих уровней есть элементы акцидентные, т.е. они обязательны не для всех библиотек и не во всякое время.

Они появляются в процессе развития, усложнения системы и определяются особым назначением той или иной библиотеки, необходимостью установления промежуточных пунктов в усложнившейся связи элементов между собой И Т.Д.

Элементы второго и последующих уровней имеют преходящий характер, существуют не далее того срока, который определяется условиями исторической эпохи или общественными потребностями.

В рассмотренной выше предельно упрощенной схеме не нашли отражения многие направления, формы и методы работы современных библиотек.

Но данная модель, построенная на основании системного подхода, и не ставит задачу охарактеризовать все элементы и связи, возможные между ними.

Ее цель — выделить лишь главные элементы и отношения, без которых любая библиотека как система разрушается, перестает быть таковой.

РЕЗЮМЕ

Изучение библиотеки как системы подготовлено длительной историей библиотековедения. Развитие теоретических представлений о библиотеке привело к формированию разнообразных концепций, каждая из которых вносила вклад в ее характеристику. Базируясь на теории системного подхода, Ю.Н. Столяров в начале 1970-х годов выдвинул концепцию библиотеки как четырехэлементной системы.

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Система — это множество элементов, находящихся друг с другом в отношениях и связях, образующих определенное целостное единство.

Библиотеку как систему образуют следующие четыре элемента: библиотечный фонд (БФ), контингент пользователей (КП), библиотечный персонал (БП) и материально-техническая база библиотеки (МТБ). Че- тырехъединство названных элементов представляет первой контур системы.

Библиотечный фонд — это систематизированная совокупность документов, соответствующих задачам, типу, профилю библиотеки, а также информационным потребностям ее пользователей, предназначенная для использования и хранения документов в течение всего времени, пока они представляют реальную или потенциальную пользу для абонентов. Системообразующим элементом БФ является документ.

Контингент пользователей — это объединение физических и юридических лиц, имеющих родственные информационные потребности.

Системообразующим элементом подсистемы КП является пользова-

ТбЛБиблиотечный персонал — это совокупность всех сотрудников библиотеки (независимо от их квалификации, вида выполняемых работ и других параметров), обеспечивающих функционирование отдельных подсистем и библиотеки в целом. Системообразующим элементом подсистемы БП является библиотекарь.

Материально-техническая база — это комплекс материальных и технических средств, обеспечивающих проведение библиотечной работы, связанных с обслуживанием пользователей, приобретением, обработкой и хранением документов, производственно-служебной работой библиотеки в целом, включая деятельность ее подсобных лабораторий и мастерских. Системообразующим элементом подсистемы МТБ является материально-техническое устройство.

Второй контур системы “библиотека” представлен моделями элементов первого контура и состоит из следующих подсистем: модель библиотечного фонда (МБФ), модель контингента пользователей (МКП), модель библиотечного персонала (МБП), модель материально-технической базы (ММТБ). Следующий уровень системы представлен моделями элементов второго контура и т.д.

Как и подсистемы первого контура, подсистемы второго и последующих контуров тоже находятся в неразрывной взаимосвязи между собой, а также с подсистемами первого и последующих уровней. Данные элементы и их взаимосвязи образуют многомерную модель библиотеки как системы.

Источник: https://uchebnikfree.com/delo-bibliotekovedenie-bibliotechnoe/vtoroy-kontur-suschnostnoy-sistemnoy-modeli-14812.html

Scicenter1
Добавить комментарий