Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века.

Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

В чем же состоят основные выводы теории относительности по данному вопросу? Специальная теория относительности, построение которой было завершено А.

Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Система отсчета в физике — это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел.

Старая физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга (такое движение называется инерциальным), то пространственные интервалы (расстояние между двумя близлежащими точками) и временные интервалы (длительность между двумя событиями) не меняются.

Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала их ограниченную применимость.

Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче.

Вместе с тем в этой же ракете замедлились бы и ход часов, и пульс космонавта, и его мозговые ритмы, обмен веществ в клетках его тела, то есть время в такой ракете протекало бы медленнее, чем время у наблюдателя, оставшегося на месте старта.

Это, конечно, противоречит нашим обыденным представлениям, которые формировались в опыте относительно малых скоростей и поэтому недостаточны для понимания процессов, которые развертываются с околосветовыми скоростями.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира.

Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их отдельно друг от друга.

Но для описания и понимания мира необходима их совместность, что легко установить, анализируя даже ситуации повседневной жизни.

В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место, где оно происходило, важно еще указать время, когда оно происходило.

До создания теории относительности считалось, что объективность пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при переходе от одной системы отсчета к другой сохраняются отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности обобщила это положение.

В зависимости от характера движения систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления единого пространства-времени на отдельно пространственный и отдельно временной интервалы, но происходят таким образом, что изменение одного как бы компенсирует изменение другого.

Если, например, сократился пространственный интервал, то настолько же увеличился временной, и наоборот.

Получается, что расщепление на пространство и время, которое происходит по-разному при различных скоростях движения, осуществляется так, что пространственно-временной интервал, то есть совместное пространство-время (расстояние между двумя близлежащими точками пространства и времени), всегда сохраняется, или, выражаясь научным языком, остается инвариантом. Объективность пространственно-временного события не зависит от того, из какой системы отсчета и с какой скоростью двигаясь наблюдатель его характеризует. Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми при изменении скорости движения объектов, но пространственно-временные интервалы остаются инвариантными. Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя.

Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.

Идеи специальной теории относительности получили дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году.

В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс.

Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени.

Если мы зададим геометрию пространства-времени, то тем самым автоматически задается характер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматически задается характер пространства-времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются органично сплавленными между собой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_134689_vzaimosvyaz-prostranstva-vremeni-i-dvizhushcheysya-materii.html

Философия, ее предмет и роль в обществе. Изменение представлений о содержании, назначении и задачах философии в процессе ее исторического развития

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Взаимосвязь пространства-времении движущейся материи

Достижения современной наукисвидетельствуют о предпочтительностиреляционного материалистическогоподхода к пониманию пространства ивремени. Специальная теория относительностидоказала, что в реальном физическоммире пространственные и временныеинтервалы меняются при переходе отодной системы отсчета к другой.

Стараяфизика считала, что если системы отсчетадвижутся равномерно и прямолинейноотносительно друг друга (такое движениеназывается инерциальным), то пространственныеинтервалы (расстояние между двумяблизлежащими точками), и временныеинтервалы ( длительность между двумясобытиями) не меняются.

Теорияотносительности эти представленияопровергла, вернее, показала ихограниченную применимость.

Оказалось,что только тогда, когда скорости движениямалы по отношению к скорости света,можно приблизительно считать, чторазмеры тел и ход времени остаютсяодними и теми же, но когда речь идет одвижениях со скоростями, близкими кскорости света, то изменение пространственныхи временных интервалов становитсязаметным. При увеличении относительнойскорости движения системы отсчетапространственные интервалы сокращаются,а временные растягиваются.

Теория относительности обнаружилаеще одну существенную сторонупространственно-временных отношенийматериального мира.

Она выявила глубокуюсвязь между пространством и временем,показав, что в природе существует единоепространство-время, а отдельно пространствои отдельно время выступают как егосвоеобразные проекции, на которые онопо-разному расщепляется в зависимостиот характера движения тел. Абстрагирующаяспособность человеческого мышленияразделяет пространство и время, полагаяих отдельно друг от друга.

Проблемы совр. физики: можем ли мы считать, что пространство и время есть атрибуты материи, т.е.

сопутствующие материи постоянныесвойства (теория суперструн предполагает,что пространство и время есть колебания,моды струны; теория большого взрывапредполагает, что пространство и времяпроисходят не сразу, а через какое-товремя). Проблема детерминизма – можносказать, что это атрибут материи.

Этовсеобщая обусловленность объективныхявлений, которая раскрывается в несколькихмоментах: всеобщая взаимосвязьматериальных систем и процессов;многообразие типов детерминации. Нельзясводить все типы детерминации толькок причинно-следственным зависимостям.

Есть непричинная детерминация–функциональные связи, связи состояний,вероятностная детерминация – все ониотличаются от причинно-следственнойзависимости. Еще один аспект детерминации– свобода и необходимость (насколькочеловек свободен в своих поступках идействиях при таких детерминированныхзаконах и необходимостях).

58

Детерминизм.Системность бытия. Структурные уровниорганизации материи.

Принцип детерминизма указываетна взаимную обусловленность явлений итрактует характер этой обусловленности.Всё в мире взаимообусловлено. Всеобщаязависимость материальных систем ипроцессов. 2 основных типа детерминации:

— причинно-следственная (причинная)

— непричинные зависимости(функциональные, временные (вероятностные)зависимости и связи состояния).

Свойства причинного детерминизма:

  1. Следствие порождается причиной

  2. Отношения характеризуются временной ассиметрией

  3. Как правило, носит временной характер

  4. Выступает как определённая цепь связанных событий.

Однолинейные АBC…. Двулинейные … B1AB… Разветвлённые цепи. Детерминизм ≠причинно-следственная зависимость.Проблема соотношения необходимости ислучайности. Связи:

— необходимость (одна из базисныххарактеристик причинно-следственности;вытекает из сущности данных процессов;то что обязательно должно произойти вданных условиях; связь с внутреннимизакономерностями развития объекта).

— случайность

a)носит вероятностный характер

b)вытекает из внешних событий по отношениюк данному объекту

c)может носить не регулярный характер

Фаталистические концепции:существуют только необходимости иникаких случайностей. Есть волюнтаристскийподход: закономерностей нет, есть толькослучайности.

Синергетика – реабилитируетслучайность (физика неравновесных сред,диссипативные субстанции). Многиесинергетические подходы применялисьв трактовке понятия общества.

Неизбежность– это когда необходимость принимаетчётко очерченные пространственно-временныерамки, по сути, конкретизированнаянеобходимость.

Случайность и необходимость:

  1. не существует одно без другого

  2. необходимость всегда реализуется через множество случайностей

  3. в ходе развития и эволюции мат.систем может происходить взаимопревращение необходимости и случайности

Соотношение возможности идействительности

Действительность – актуальное(реализованное) бытие. Возможностьфиксирует объективную тенденцию развитияявления. Возможность – потенциальноебытие. Переход «возможностьдействительность»основан на причинно-следственныхзависимостях. Возможности:

— существующие – несуществующие

— обратимые – необратимые

— абстрактные

Действительность – возможностьс вероятностью 1.

Системность бытия – все имеющиесяобъекты рассматриваются как системы.

Структурные уровни организацииматерии:

Неживая/живая материя организация+ Классификация по масштабу: объектымикромира (10-24сек., 10-8метров), объекты макромира и объектымегамира (более107 метров)

59.Основныесвойства сознания, его социальнаяприрода, идеальный характер и связь сязыком. Сознание и знание. Сознание ибессознательное. Самосознание.

Сознание – нет единого определения.Позиции материализма/идеализма.Материализм:сознание не отделено от материи в планеорганизма (сознание – свойствовысокоорганизованной материи). Разделениетолько в плане гносеологии (объект-субект,отражение окружающего мира). Сознание– свойство, а не атрибут материи. Головноймозг — материальный субстрат сознания.

Сознание – высшая свойственнаячеловеку и связанная с речью функциямозга (а психика свойственна и животному,и человеку), заключенная в обобщенномоценочном и целенаправленном отражении,а также конструктивно-творческомпреобразовании действительности.Двухфазовые опыты Келлера на приматах:получил, что предел развития животного– не может разрешать ситуации, в которыхнужно более чем два последовательныхдействия. Сознание связано с проблемойидеального. Структура сознания:

  1. Бессознательное (природное начало – врожденные инстинкты, комплексы, автоматизмы)

  2. Сфера осознаваемого

  3. Сверхсознание (нравственные, эстетические, социальные ценности, творческие озарения итд). Сферу сверхсознания можно понимать двояко: Культурные нормы, привносимые в сознание (Фрейд) + Творческо-мистическая часть

Две позиции: личное сознание(Ильенков) и коллективное сознание, кот.не принадлежит личности и может житьсвоей жизнью (Поппер). Есть такое понятиекак темпоральность сознания – то, чтомы создаем внутреннее время. Есть 4основных сектора сознания:

Основные сферы сознания

  1. Телесно-перцептивные способности и получение на их основе знания, ощущения, восприятие, процессы, происх. в собственном теле, все связанное с утолением потребностей. Чувственный опыт.

  2. Логико-понятийный компонент сознания – способность человека к обобщению, абстрагированию.

    1. Отражение понятийной действительности в обобщен. образах. Эта способность в основе теоретического сознания.

    2. Возможность опосред. отражения действительности (через приборы или подручные усвойства).

    3. Связь с языком (но есть и концепция о возможности отражения в образах).

    4. Активный характер познавательной деятельности.

  3. Эмоционально-аффективный компонент сознания. Реакция на поступающую информацию. Пример – органическое чувствование (гнев, радость, страх). Принцип удовольствия и принцип избегания неудовольствия.

4. Ценностный компонент сознания.сфера духа, продуктивное воображение,интуиция, истина, красота, добро.

Соотношение знание/сознание

Отождествление понятия сознаниесо знанием можно только когда даетсяпредельно широкая трактовка понятия«знание» (знание как информация вообще).Имманистическая теория: знание явл.имманентно присущим (т.е.

внутренним)сознанию человека. Поэтому человекпознает сущность самого сознания(Авенариус, Мах, Милль). Платоническаятеория: знание образует отдельныйдуховный мир и явл.

трансцендентнымотносительно сознания (Платон, Шеллинг,Гегель, Кантер, Булгаков).

Этапы разв-ия самосознания(диалектика разв-ия поним-ия собств.«я»)

  1. Психич. самоидентификация ребенка собственным телом (до 3 лет)

  2. Становление социального «Я». Идентификация себя по отн-ию к другим людям. Осозн-ие своих поступков с требов-ми соц. окружения

  3. Нравственная самоидентификация. Действия индивида сверяются с нравственными идеалами итд.

  4. Творческая самоидентификация. Чел-к не просто приспосабливается к миру, но начинает его преобразовывать.

Сознание

  1. Субъективный образ объективного мира.

  2. Не просто образ, а сюда еще входят оценки и преобразование.

  3. Высшее, свойственное только человеку и связ. с речью и функц. мозга, заключ. в обобщении и творческом преобразовании действительности.

  4. Сознание – идеальная реальность (гносеологический аспект, т.к. противопоставление материи и сознания), отражающая материальную реальность. Обладает идеальным содержанием в виде идей и образов. В содержании сознания нет ничего от физиологической организации мозга.

Проблемы:

  1. Присуща ли идеальность только сознанию.

  2. Материальность сознания – как найти субстратную основу сознания.

  3. Поиск физических переносчиков сознания – модель физического вакуума.

Антиномии в сознании

  1. имманентное/трансцедентное (сверхличное)

  2. С одной стороны сознание – темпоральное (изменяется во времени, бытие сознания непрерывно обновляется). Архетипы, образы, сверхвременные идеи также присущи сознанию – нетемпоральная матрица (Юнг).

  3. Сознательное/неосознаваемое

неосознаваемое = бессознательное+ сверхсознательное

бессознательное (Лейбниц =>метафиз. идеи Шопенгауэра => Фрейд =>Юнг (видоизм. Фрейд. концепц.)

сверхсознат-ное (Платон => всерелигиозн. концепции, экзистенциализм)

  1. Свобода сознания (фантазии, творческие порывы)/сознание несвободно – детерменировано извне.

2 формы сознания:

1. индивидуальное (личностно –экзистенциальное)

2. коллективное

  1. материальные/идеальные аспекты сознания.

Польза антиномий

  1. Объективны – всегда присутствуют.

  2. Дают источник развития сознания (как борьба противоположностей).

  3. Дают возможность полноценно отражать дейсвительность.

С одной стороны сознание присущевысокоорганизованной материи, с другойстороны можно исследовать сознаниеотдельно от материи с т. зр. гносеологии(субъект-объект), и это уже идеализм.

60. основныетеоретико-познавательные стратегии.

Гносеология: взаимодействиемежду познающим субъектом Sи познаваемым объектом О. Основныевопросы: познаваем ли мир; какова природазнания; какие виды знания; как возможноистинное знание; какие критерии истины.Первое понимание знания – совокупностьнавыков и умений. Второе понимание –любая значимая информация (инфа, обратнаяэнтропии). Третье: знание есть провереннаяистинная информация.

Познавательные стратегии:пессимистические и оптимистические.Пессимисты: агностики (познаются толькофеномены), скептики (подвергают весьпроцесс знания сомнению), методологическоесомнение (Декарт – это не скептицизм).Оптимисты: конструктивныетеоретико-познаваемые доктрины.

Знание выводится из знанияреального. Концепции неоднородны, естьтакие:

  1. наивный реализм (знание есть продукт отражения внешнего мира – точные копии)

  2. натурализм – знание, производное от природных процессов. Редукционизм (все знание должно быть сведено к знанию отдельной науки. Пример – физикализм); нативизм (решить проблемы создания языка, опираясь на генетику); эволюц. эпистомология – познание есть приспособление к действительности.

  3. Социальный конструктивизм – познание как конструирование социальной и другой реальности.

  4. Проксеологические концепции (прагматизм, П. Дьюи) – преодоление разрушительных сомнений (диалектический материализм).

Платоническая и иммунистическаятеория знания. Имманистическаятеория: знание явл. имманентно присущим(т.е. внутренним) сознанию человека.Поэтому человек познает сущность самогосознания (Авенариус, Мах, Милль).Платоническая теория: знание образуетотдельный духовный мир и явл. трансцендентнымотносительно сознания (Платон, Шеллинг,Гегель, Кантер, Булгаков).

61.Эмпирическая модель теории познания.Рационалистическая концепция теориипознания. Синтетическая модель теориипознания.

История философии дает нам дваосновных подхода к проблеме познания:

— определяющей является чувственнаяступень познания, разум обладаетотносительной самостоятельностью;

— определяющей является рациональнаяступень познания.

Эти подходы разделяют два крупныхфилософских направления: эмпиризм ирационализм. Они расходятся в пониманииопыта, знания и по-разному решают проблемуврожденных идей.

Согласно эмпиризму,первой и главной частью опыта являютсярезультаты деятельности органов чувств.При этом предмет познания являетсяактивным началом, а субъект познанияпассивен, занимает созерцательнуюпозицию. Его познавательные возможностизависят от его познавательных способностей- насколько точно и в каком объеме онможет воспринимать информацию о внешнеммире.

Второй частью опыта являютсярезультаты деятельности разума (анализ,синтез, индукция, дедукция, аналогия ипр.). Рациональная деятельность сводитсяк комбинированию материала, поставляемогоорганами чувств, и не дает и принципиальнонового знания.

Представители эмпиризмаглавным источником познания признаюторганы чувств человека, рассматриваярациональные способности лишь каксредство для обработки чувственныхданных. Нет ничего в разуме, чего бы небыло в чувствах. Пределы творческойактивности разума ограничены темматериалом, который уже дан при помощиорганов чувств.

Важнейшим структурнымэлементом в эмпирической модели познаниявыступает опыт. Опыт основан навосприятиях, образах, полученных врезультате деятельности органов чувств.Знание о внешнем мире называется приэтом ощущениями, или внешним чувством.м знания в данном случаеявляются свойства тел, определяемые поих воздействию на органы чувств.

Нашичувства подобны приборам наблюдения(телескопу, микроскопу, подзорной трубе),направленным на объект наблюдения. Мыне знаем, как может повести себя внешниймир, поэтому занимаем как бы выжидательнуюпозицию, ждем информационного сигналаот мира, наши чувства всегда настроенына восприятие таких сигналов.

Согласно рационализму,знание, полученное при помощи разума,посредством его творческой активности,является адекватным. Это возможноблагодаря тому, что сознание обладаетнекоторыми врожденными свойствами.

Так, рассматривая какое-либо явление,мы уже гипотетически можем предполагатьожидаемые следствия, наш разум готов кпредсказанию определенных действий.

Значит, разуму присуща идея причинности,понимание того, что причина и следствиенеразрывно связаны друг с другом, чтодействие уже имманентно содержится впричине, внутренне ей присуще, чтопричина и следствие принадлежат не кразличным областям действительности,а образуют единую систему.

Восприятия дают нам лишь частныйслучай, «индивидуальную истину».И на основе даже очень большого числапримеров и их обобщения при помощиабстракции (как это предполагал Локк),по мнению Лейбница, нельзя получитьобщего понятия, в несомненной адекватностикоторого мы были бы абсолютно уверены.

Синтетическая теория: Теорияпознания действенна только тогда, когдав ней сливаются теоретические ипрактические изыскания, теоретическаяи практическая философии.

Эмпирическая теория познания:Бекон, Гоббс, Локк, Кондильяк, Беркли,Юм.

Рационалистическая концепция:Лейбниц

Синтетическая концепция: Г.-Г.Гадамер

62. Истина как центральнаяпроблема гносеологии. Классическая инеклассические концепции истины. Истинаи заблуждение. Критерий истины.

Истина:

онтологизация истиныЛогико-семантические концепции истинностиЦенностно-экзистенциальная концепция
Истина есть свойство бытия, например царство Божье – идеальное бытие; мир платоновских идей.Истинность есть логическая правильностьИстина есть правда, правота, высшее воплощение справедливости

Гносеологическое пониманиеистины (НЕ рассматривается истина каксвойство бытия): истина – это содержательнаяхарактеристика человеческих знаний,имеет отношение только к науке ифилософии. Учение о научном знанииназывается эпистемология. Концепцииистины:

    1. классическая концепция (корреспондентская): соответствие человеческих знаний реальному положению дел (адекватное отношение к действительности). Платон, Аристотель, Гегель, Маркс. Не имеем дело с действительностью как таковой. Мир заранее субъективно упорядочен. Например, в теор. физике описывают объекты, которым нечего поставить в соответствие из действительности.

    2. Когерентная теория истины: истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и упорядочено. Второй вариант трактовки: истинной должна быть признана гипотеза, которая не противоречит фундаментальной науке.

    3. Прагматистская концепция: знание должно быть оценено как истина, если способно обеспечить получение реального результата.

    4. Конвенционалистская концепция: истина есть продукт гласного соглашения между участниками познавательного сообщества.

Истинная ложь: преднамеренноевозведение неверных представлений вранг истинных или сокрытие истины.Истинное заблуждение: неосознанноепринятие ложных суждений за истинные.

Абсолютная истина: идеал, которыйнедостижим. Относительная истина:например, на опр. этапе историческогоразвития содержит элементы заблуждения.Истина – всегда процесс: исторический(динамический), логический, экзистенциональный(требует подготовки). Истина должна бытьконкретной, не бывает абстрактнойистины. Должна учитывать историческийконтекст.

Критерии истины:

  1. логический критерий истины (непротиворечивость, полнота, независимость)

  2. эмпирический критерий (проверка опытами)

  3. практический как преобразовательная и оценочная деятельность (Маркс!!!)

  4. теоретический – проверка метатеорией

  5. простота – бритва Оккама

  6. красота

  7. нетривиальность

У каждой науки бывают одинаковыеи специальные критерии.

63. Особенностинаучного познания

Критерии истины каждой науки:общие для всех наук + специальные, длякаждой свои.

Познавательная способность:

  1. чувственная – ощущение, восприятие, представление

  2. рациональная

  3. интуитивная

  4. научное познание

виды знания:

  1. по форме получения (рациональные и иррациональные)

  2. по степени познания – описательные и сущностные

  3. связанные с уровнем познания – эмпирические и теоретические

  4. фундаментальное и прикладное знание

  5. вероятностное и достоверное

  6. по объекту – научное, социально-гуманитарное, логико-математическое, техническое.

  7. По формам – обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское, научное, магико-аккультное.

Научное (рациональное) познаниепредполагает возможность объективациииндивидуальных знаний, их обобщения,трансляции и т. п. Именно рациональноепознание обеспечивает существованиетаких форм познавательного творчества,как наука и философия. Его основныеформы : понятие, суждение и умозаключение.

«Существуют два основных стволачеловеческого познания, вырастающие,быть может, из одного общего, нонеизвестного нам корня, а именночувственностьи рассудок:посредством чувственности предметынам даются, рассудком же они мыслятся.»И.Кант

Познание не ограничено сферойнауки, каждой форме общественногосознания: науке, философии, мифологии,политике, религии и т. д.

— соответствуютсвои специфические формы знания, но вотличие от всех многообразных формзнания научное познание — это процессполучения объективного, истинногознания, направленного на отражениезакономерностей действительности.

Научное познание имеет троякую задачуи связано с описанием, объяснением ипредсказанием процессов и явленийдействительности.

Различают также формы знания,имеющие понятийную, символическую илихудожественно-образную основу.

В историикультуры многообразные формы знания,отличающиеся от классического научногообразца и стандарта, отнесены к ведомствувненаучного знания: паранаучное,лженаучное,квазинаучное,антинаучное,псевдонаучное,обыденно-практическое,личностное,«народнаянаука».

Посколькуразномастная совокупность внерациональногознания не поддается строгой и исчерпывающейклассификации, то существует разделениесоответствующих познавательныхтехнологий на три вида: паранормальноезнание,псевдонаукаи девиантнаянаука.

64. Соотношениебиологического и социального в человеке:односторонность биологизаторских исоциалогизаторских концепций.

С древнегреческих времен — вопрос,откуда произошел человек. креационизм,Ч.

Дарвин и естественный отбор + критикадарвиновской теории — невозможно описатьэволюцию только с точки зрения биологии;Энгельс и роль труда – труд сделал изобезьяны чела. На рубеже 20 века –мутационная теория Де Фриза.

скачкообразностьпоявления видов, скачкообразный характерантропогенеза. Близкая к этой теории –теория катастроф (все вымирали, ипоявлялось новое население Земли).

Проблема биологического исоциального в человеке, ее аспекты:

1) соотношение биологического исоциального в историческом развитиисамого чела. есть ли в изменении челакакие-то биол закономерности, с какойчастотой распределен мутацион. процесспо разным регионам и т.д. Насколько идетраспространение заболеваний по странами регионам. Загрязнение биосферы –насколько оно влияет на мутагенез.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/93990-p11.html

�������� ������. ����������� ������������ � �������

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

��������������� ��������������� ����������

������� ����������������� �����������

�� ����������:

���������� ������������ ���������������

�� ����:

��������� ������. ����������� ������������ � �������

��������: ������� II �����, ��. 2�

������ �.�.

��������: ������ ���. �����, ����,

������ �.�

������, 2010

����������

��������. 3

�������� �������. 4

�������� ����� �������� �������. 6

������� � ������������ � �������. 8

�������� ������������� � ������������ � �������. 10

����� � ������������� �������� ������������ � ������� ����������� ������������ � �������. 13

����������. 16

����������.. 17

������������� 1. �������� � ������������ �������� ������� 1.1. �������� ������1.2. �������� ����� �������� ������������ 2. ������������ � ����� � ������������� ����� �������� �������2.1. ������� � ������������ � �������2.2. �������� ������������� � ������������ � �������2.4. ����� � ������� �������� ������������ � �������. ����������� ������������ � ���������������������������3445889151819

��������

���, � ������� �� ����� � ������ �������� �������� � ��� ������������ ���. � ���� ���� �������� ������� ���������� �������. ������ �� ����������� � ������������� � ���, ��� ����������� ����� ���; �� �����, �� ����������.

����� ������ ������ �������� ������������ ������� � �������� ������, ������ �������� ����� ��������� �������� ������������� � ������������ � �������, �� ����� � ������� ���������, �����������. �������� ������� ����� ����������� �� ������� �������� �������.

������:

1. ����������� �������� �������� �������

2. ����������� ���������� ��������� ���������-������� � ����������-��������.

3. ������� ����� � ������������� �������� ������������ � �������

�������� ����������� �����, ������������ � ����� � ���������, ���������������, ������ �����, � ������� �������������, ��������� � ����������� �������. ������ ���������� �� ������������ � ����� ���� �� ����, � �������� �������.

������������ � ����� � ������ ��������������, �������� ����� ��������. ������ ������������� ����� ������������ ������ ����� �������, ������ � ����� ������������������ ������ ����� �������.

������������ � ����� — ��� ����� �������� �������� (�, ����� ������, ����� �������������) �������, ��� ������� ������ �������, ��� ������� �� ����� �� ���� ��������� �������� �������, ��� ����������� ������� ��.

� ���� ��� �������, �� ���������� ���������������-���������� ����������, ��� �� ���������� ������������ � ������� ����� �� ���� ��� ������� ��� ���������� �� ���.

�������� �������

� ���������� ���� ��� ������ ��������� ���������� � �����������, ��� ��������� � ��������, ��������� �� ����� ���� � ������. �� ���� ������������ �������� ���������� �������� ������������ ������, ������, �������, ������ ������ ��������������� � ���������� ������.

����������� �����, ���������� � ������������� ����� ���, ������ �����, ���������� ������������, �������� ������������ ���������� ��������.

������������ ��������� � ������� ����� ��� ����������� ������������ ��������������� ����� ������������� �� ��������������, � ������ ��������������, ���������������� � ������������ � �������, ��������� ��� ��������; ������ ������� � ����� �������� �������� � ���� �������������� ��������� ��������� �������.

����������� �� ��, ��� ����� ��� �������� ��������� �� ������ ������ �������� � ������ �������. ���������� ��� ���, �� ������������ ������ ��� ������������ ����� �������. ��� ������������ ����������.

�������� ����� ������� �������� ��������. � ������������ �������� ��������� ������������ �������, ����� � �������� � �������������� ������������ �� ��� ������������ �������.

������������ ������� ������� �� ���������� ��������������� ������ �������[1] .

��� ��������, ������������ � ������������� ���������, � ����� ����� ������ ����� ��������� �� ��������� �������.

������� � ��� ��, ��� ���-�� � �����-�� ���������, ���������� ��� ���������� � �����-���� ������������ ��������.

����� �������, ������� �������� ��������� ����� ����� �������, ����� �������� ������������ ����� ������������ ������� �� �������: ���? ���? �����? ����� �������, ��� �������, ��� �����, ���������� � ���� �������.

������������, ����������� � ������������ ��������, ������ ������������� ������� � ��������. �������� ��� ��������, � ����� �. �������, � ��� �� ���������, ��� � �������� ��� �������.

�������� ������� � ����� ���������, ������������ � ������������� ��������� � ���������� �� ��������������.

����� �������� ������������ ����� ������������, � ��� ���������� �������� �������������� ������������������.

���������� ����� �������� ����������� ������ ���������.

����, �������� ������������ ����� �����������, ������������ �������� �������, ��� �������� ��� �� ����� ������������. ����� �������, �������� ���� ������� �������.

�����, �������, �� ��� ����� �������� �� ���� �� ������ ������������� �������, �� ������ �������, ������� ���� �� ������ ��������. ��������� ����� � ������ ������������ ��������� � ����� �������� � ��������.

��� ��������, ������� � ����������� ���� ������������ ������� �� ��������� ���������� (��������, ����� ���������� ���������������).

���� ��� ������� ��� ��������, �� �������� ���������. ������ �� ��������� � ��������� � ���, ��� �������� ���� ����� ��������� ������� �� ���������������, ������ ��� ���������� ��������� ���������� ������������ ����-�� (����������� ������ ���� ����� ���������� ���� ������������ ��������� ������ ���). ����� �������, �������� �������� ��������� ����������� � ��������������.

�������� �������� � ���� ��� ������������ � ������� � �������� ��������. �������� ��������� ����� ��������. ��� ���������� �������� ���������� ���������� ������, ��������� � ���� �������� ������������ ��������, ������������� �������������� �� ������� � �������. ���������� �������� ���������� � ���������� � ������� �������, ��������� � ���� ��������.

�������� ����� �������� �������

����� �������� ������� — �������� ���� �������� � �������������� ������������ ��������, ���������� �� ��������� ���������.

������ ����� �������� ������� ���������� ��� ������������� ����������� ������ ����� ������������������ ���������� ��� ��� ������ ���������, ������������ ��������� ���������� ������������ �������.

� ���������� ������������� �������� ���� �������� ������� ������� ����������� �. ��������, ������� � ����� ������������ ����������� �������� ������� � ������������� ��������� ���� ��������:

1) ������������ (������������� ����������� ���);

2) ���������� (����������������, ����������, �������, ����, ��������� ���������� ��������� ������� � ��.);

3) ���������� (����������� ������ � ������� �������);

4) ������������� (����� ������� � ����� ����������);

5) ���������� (�������� ��������, ���������, ������������ � ��������� ���������� ��������, ���������� �����, �����, �������, ���������� ���������, ��������������� ��������, �������� ���������������� ��� � ���������������� ��������� � ��.);

����� �������� ����������� ������ � ���� ������� �� ��������: ������ ����������� �������� � ���� ����������.

��� ������������� ��������� ���� �������� � ������. ��� ������� �� ��������� ���������:

— ������ �� ���� �������� ������� ������ ���� ������� � ������������ ������������ ���������;

— ����� �������� ������� ����������� �������� � �� ������� ���� � �����;

— ��� ���������� �������� ��� ������������ ���� � �����;

— ����� �������� ������� ���������� �� ������� ���������, ������ ����� ���������� ��� ������ ������.

�� �������� ��� ��� ������ ���� ������� ����� ����� ���� �������� � �����- � ��������: �������� � ����������� ������������ ������, �������� � ������� �����, � �������, � ������������ ���������� ��������, ���������� ������������� � ��� �����.

�������� ��������������� ���� �������� ����� ������� ���������������� �������� ��� ��������� ������������� �������� ����, ������������ ������������� �������� �������. ������� �������� ������� � ������������ ���� ��������� � ������������� ���� �� ��������, � ���� �� �� ������� ��������� ��������, �� ������� �� � ������� �� ���� �� �����������. �� ���� ������� ����������.

��������� ������� ��������������� ���� �������� ����� ��� �������� �������� ����� � ������ ������ ���� ��������, ��� ������������� ������� ������� ������, ������� � ���� ��������, �� ��� ����� ������� ����������� ��������. �������� ����� � ������� ��������� � ���� ����������� ���������� �����������.

������������� �������� ���� �������� �������, ������������� ���������, ��������� �� ���������� ���� XIX �. � ��������� ������������ � ������������ ���� ��� ����� �������� � ������� � ����� � ��������� ������������ � ������������ ����.

�������� ��������� �������� ��������� ������ �� ������� ����� �������� ����� �������� � ��������-������������, �������, ������, �� ����������� ���� �������� ����������.

� �������� ������������� �� �������� ������ �������� ���� � ��������� ����� ���� � �������������, ����������� ������ ��������, ������� ������������� ������������ ���������, ��������� ������������ ������� — �������, ������������, ���������.

����� �������, �������� ����������� ����� ����� � ���������� ����� ������ �� �������� ������ ��������.

������� � ������������ � �������

��� ���������� ��� �������� �������� ������������� ���������, �������������� � ��������� ������������, ������������ ������������ ���� ����� ��� ������ � ������ � �� ��������� � ����������� �����. ����� ��� �� ��� ������� ��������� � ���������� �� �������. ������������ � ����� �������� ��������� ������� ����� ���� ������������ ������ � ���������.

����������� ������������� �� ���� �������� ����� ������ ������� �� ������ ������������� �����.

������������� � ��� ������� ��������� ������������ ������������ ��������, ���������� ������� ������ � ������, ������ � ���� � �.�. �����, ��� ������, ���������� ����� � ��� ������� ��������� ���� ����� ��������� �������� ��� ��������� ������������ ��������, ���������� ������� ������� � �����[2] .

��� ����� ������������ � ��� ���������������� ��������� ����� ������������� ���������, � ����� � ��� ��������� ��������� ��������� ���� � �����.

� ��������� ����� � �������� ������� ������� ���������� ��������� ���������, ������������� ��������� ��������� ��������. ��������, �� �������: ������� ������ ������� ����. ��� ��������, ��� �������, ���������������� ���� �� ������ ����������� ������������� ��������, ����� ��� ��������� �������� ������, ������ � �������� ����� ������ � �.�.

� ����� ��� ������ �����, ������������, �������������� � ������ ��������� � ����������� �������� ����� � ��������� ����� ����������� ��������� ������� � �������� �������.

��� ���� ����� ���������� ������ �������, �� ������ ������� �����-�� ������������������ (������������� � ��������� �������� ������) �������, ������� ���������� �� ������, � � ��� �������������� ���������������, ����� ������� ��������.

�������� ������������� � ������������ � �������

� ���, ��� ����� ������������ � �����, ���� ������������ ��� � �������� ���������. � �������� ���������� ����� ������������� � ������������ � ������� ��������� � ���� ���� ��������������� ���������, ��������� ������������ ����������� ���������-������� � ����������-��������.

������ ��������� ��������� ������������� ������������ ��� ��������� �������, �� ��������� � ������������� ����������. ��� ���� ��������� �����, ��� ����� ������������ ����� ��������������� ��������, �� ��������� � �������� � �������������. � ����� ������ ������ ���������, �� ��������� ������������ � �����, ���������� �� �����. � ����� �� ����� XIX � ������ �� �.

�������������� ������ ���������. ��������������� �������� ��������, ������, �������� ��� � ��. ������ � ��������� ������������ ��� ������� ������ �� ������ ��������������� ������. ��� �������, ��� ��� ������������� � �������� ������ ��������� ������� — ����� ����������, ��� �����, ��������� ��������� ������� � ��������, �������� ������������ ���.

� ��������� ������������ ������ ���� ��������� � �������� ������������ � ������� ���� ������� � ������ �����, �������, ������� � ��. �������� ������� ����� � ���� ��������� ��� ������ ��������, �������� ��� �������� ������������ �������� ������������� ������� �������, ������������ ������� ���������� ������������ �������� ���.

� �������� ����� ������������� ������� ������ � ������ ������������. �� �������, ������������ ���� ������ ���������� ����������, � ������� ������������� ��� ���� ��� ����� ������� �� ��������� � ����. ��� ���� �������� �������������� ���������� �� ������������� ������ ���. ������ �������, ��� ������������ ���������, ����������, ��������� � ���������.

��� ��������� ����� ����� �� ���������� ���� �� �����, �, ������, ���������������� ��������� ���� ����� ������ � ���� �� � ����������� ������ ���������� — ���������� �������. ����� ���� ������ ������������, �������� ������ ���������� ������� ������ �� ����. ��� ����� ���������.

������������ ������������ � ������� �������� ���������� � ���� ���������, ���� � ���������������, ��������. ��-������, «���������� �������������» ������ ������� ������ � ����������� �� ��������� � ������� ������������ (����� ���������� ���), � ������� ����������� ����������������� ������� ���������.

��-������, ������ ������������ ������������� ��� �������������� ��������������, �.�. ������������ ���� �������� � ����� �������� �������. ���������� ������� «���������� �����» ��������������� ���, � ����� �������, ��� ������ ������������, � ������ �������, ��� ������������ (��������������) ��������� ���������� � ����� �������� �������.

��� ��������, ��� ����� � ������������ ���������� ������ «�������» �����, �� ��������� �� ������ ������� ��������� � ��������� �������� ���. ������������ ������������� � ������������ � ������� ������������� ������������ ������������ ������, ��� ��� ���� ������� ������������� ������� �������, ������������ ������� ����������� ����� ������������ ��������, — ���������� ������������.

����� ���������� ������ �������� ������ ��������� ������������ � �������. ����������, �������� ������ ���� ��������������� �������� ����, �������� ������ � ��� � ���� ������� ������������. � ����� ������ ����������, ������������ ������������ ����� ������������ ���� ���������� ������.

����� �������, ������������ — ��� ������� ��������� ������������ ��������� ��������� ���, � ����� — ������� ��������� ���� ����� ������� � ��������� ���, �.�. ����� ����������� � ���������, ���������� ���. ���������� �������� ������ ��������� �������� � ������ ��������, ��������, ����� � ��.

�������� ��������, ������������ � ����� �� ����� ������������ ��� ������� � ���������, ������������ � ���. ������� �������� ������ ������������� ��������� ������ ������������� � ������ ������������.

� ����� ������ ��������������� ������������ ������������ � ����� ���������� ������� ����� ����� � � ���������� ��������, ������� ������������� ������� ��� ��������.

�� ���� ��������� ����� ��� ������� ���� ����� �� ���������� �����������, ��� ����� ��� ������������, ������������ � ����� ��� ������� — ������ �������������, ����������, ������������ ������ � ����� ������. �������, � ����������-������������������ ��������� �������� �������� ������������ � ������� � �������� � ��������������� �������.

������ � ��������� ����������� ����� �� ������ �������� �����������-������� �������������. ������� ����������� ������������ � �������, � ����� ����� ��� ����� ������ ��������� �� ������� ������� � ��������� ����������� �����, ������ ����� ������ � ���������.

� ��������� �����, ���������� ����� ���������� �������� ������������ � ������� � ��������� ������������. «������������ — ��� ������������ ��������� ���������� ����������� ������������ ��������, �� ������������ ���� ������������ ����� � ������������� �������� (���������� � ����������). ������������ �������� ������� ������������ ������������ ������������ ��������, �� �������������. ����� — ������������ ���������, ���������� ����������� ��������� ���� ����� ��������� (�������), �� ������������������ � ������������».

����������� ����������� ����� ����������-������������������ ��������. ��� ���������� ������������� ���� ������� ������������ � ������� � �� ������ �� �������, ������������� �� ������������ ��� ��������� ��������� ��������������� ���������.

����� ������������ � ����� �� �������� �����, ��� ������������ �������� ����������� ������������ ������������ ��������.

������ ����� ������������� ���������, ��������� ����, ��� ��� �������� ��������������, ���������, �������� ������������� ���� ������������ �����, ������������������� ����� ��������� � ������������� �� �����, �� ����� ������, ��� ����� ������������ � �����.

����� � ������������� �������� ������������ � ������� ����������� ������������ � �������

����������� ������������ � ������� �� ������� ���������� � ��� �� �������� ��������. ��� ���� ������� �����������, ��� ���� ��� � ������ ������� ���� ����� ������������� �������, ������ ����� ���� ���� � ��������. � ������� ��� ����� ��� �������, ��� �����, ��� � ���������� �� ���� �� �����.

������ ����� �������� — �������������. ������������ � ����� ���������� ��� � ���������� �� �������� ��������.

������ �������� — ������������. � ���� �������� ������������� �������, ����� ������������ � �����. �� ����� ���� ������ ���������, ����� ������� ������������ �� ��� �� ����, ��� ��������� ������������ � �����, ��� ����� ����, ��� ��� ��� �������.

������ ����� �������� ������������ � ������� � ������������� � �������������� , ���������� �� ��������� ������������� ������������� ����. � ���������� � ������������ �������������� ��������, ��� � ����� �� ������� � �� ����� �� ���������� �� ���������, ����� � ������� �� �� ��������� ����� �������, ������� ����� ������� ��������.

������������� ������������ ����������� � ���, ��� ��� �� ������ �� ���� ������� �������, ������ �������� ����� ������� �������� �������, ������� ����� �������� � ���� ������ ������� � �������� ������ �� ����� ���������.

������������ ������� �������������� � ������������� ����������� � ���������� �������, ����� ������� ��� �� ����� ������� ������������, �� ����� ������������� ���������� ���������, ��������� ���� �� ������.

�������� — ���������������. ��� ��������, ��� ������� ������� � ���������������� ���������� ������ ������� ������ ������������� �� ���������� ������� �������, ������������ �� ������ �������.

������ ������� ������ ��������� ���������, ������ ������ ���� ������� � ����������.

��������, �� �������, ��� ����� ��������� � 3 ���� ���������, ������ ��� �� ������ ����� ���� ��������� ����� � 15 ����� 00 �����.

��� ���� ����� �������� ������������ � ������� — ���������� ����������������.

������������ � ����� ����� �� ������ ����� ��������������, �� � ������������� ��������, ������� ��������� ������ � ������������ ��� ������ �� �������.

������������� ��������� ������������ �������� ��� ������������. ��� ����������, ��-������, � ���, ��� ���� � ������������ ������ ������������ � ����� �����������: �����, ����, ������, �����, ������, �����. ��-������, ��� ������������ ���� �������� ���������� ���������������� ������ — �������������� � �����, ������ � �������.

������������� ������������ ������������ ���������� �� ������������������ ������������ ����� ��� ������� � �������� ����� � �� ������������ � �������� ������������ ������� ���������. �����, � ������� �� ������������, ���������.

��� ��������, ��� ���� ������ ������ ������� �� �������, �� ������ ��� ����� ������-���� ��������, ����� ���������� ���������� ����� ������� ����� ������.

����� ����, ����� �������� ��������� �������������. �� ������� ���������� �������� ������. ��� ����� ������ � ����� � ����� � ��� �� �����������: �� �������� � ����������, �� ���������� � ��������. ������, ������� �������, ������� ������������� �� ������� ��������-������������ ������.

�� ������������� ������� ������������ � ������� �������� ��, ��� ������������ �������� ���������� ���������, � ����� — ������������. �������������� ������������ ���������� � ���, ��� �������, ������������� � ����� ����� ������������, ����� �������� ���������� ���������� ������������ �������� � ������ ����� ������������ ������������ ������������ �����.

����� ����� � ��������� ������������ ������������ ��� �������� ��� ����� ������������ �����. ��������� ������������ ����������� � ������������ ������������ ��������� ������������ ���. ��������, � ����� ����������, �������� �������.

� ������������ ������ � ����������� ������ ��������������� �������������� �������� ����� ��������� �� ������������ � ��������� ������������ � ������������ �������, ���������� �� �� �������. ������������ ������������ ������� � ����������� ���� ��� �����, � ��������� — � ����������� ���� ��� �����������.

������������ ������� ������������ ����������� ���� �������� �������. ��� ������, ��� � ������ ����� ������������, � ����� ����������� � � ����� ������ ������� ������ ������ ��������� ���������.

����� � ������������ ����� ������������� ����� �����. ��, ��� ����������� � ������������, ���������� ������������ � �� �������, � ��, ��� ���������� �� �������, ��������� � ������������.

����������� ������������ � ������� ������ ������� �������� � �� ������� ������������ ������. ������� ����� ����������� � ������������ � �������. �� ��������� ���� �������, ����������, � �������� ���������������� �������������� � ��������� �����������.

�� �� ����� ����������� � ������������ ������� ����������� � ����������� �������. ���� �������� ������ �������������� ����������� �������, �� �������� �����.

��������, ���� ������� ����� ������������ ��������, �� ���� ����������� ��������� ��� ���� ��������� �������� (������� ����� ���������� �������), ������� ����������� ����������.

����������

�������� �� ������ �� �������� ������������� �������, � ��������� ������������. � ������� ��� ���� �������� �������������, ����� ��������, ��� ��� �������� � ������������ ������ �� �������������. ������� �������� � ������������� ������� ����������� ����� � ��� ��. �������� � ���� ������������� �������.

������������ � ����� � ����� �������� �������, �.�. ����� �� ���������, ����� ����� � ��������������. ��� ������� ��� �����. ������������ � ����� � ��� �� �������, �� ��������, �� ���������, �� ����� � �� �������������� ��� �������, � ������ �����������, ���������, �����������, ����� �������� � ������� �� ������ �������� ������� ��� ����������.

������������ � ��� �� �������������� ��� � ������, � ��� ����������� � ���������; ����� �� ���� ���������, � ������ �����������, ������� ���������. ���������� �� ������������ � ����� ���� �� ����, � �������� �������. ������������ � ����� � ������ ��������������, �������� ����� ��������.

������������ � ����� ������������ ����� �����, ���������� ������������ ������� ����������� ������������ �������� � �� ���������. ����������� ���� ���� �������� ���������� �������, ������������ ��������, � ������ ����������� � �������� ��������� ������ ���������� �� �������� ��������.

����� ����, ������� � ������������ � ������� ������� ���������� � ���������� ������� � ��������� � �� ����������� ����� ����� ������������� � ��������, �� ������������� �� ������������� ��������� ���������� ���� �� �����.

����������

1. �.�.�������, �.�.��������. ��������� ������������ ��������������. ������� ��� ������������ ���������� ������� �����������. ��� ��������� �.�.�������. � �., �����, 2000.

2. �. �������� � �������� �������� ������� // http: //www.fsb.ru fsb/ history/ author/ single.htm

3. �������� � ��� �������� �����. ������������ � ����� // http: //ev9802.narod.ru/movement.htm

4. �.�.��������� ��������� ������������ ��������������: ����������. � �.: ����. ��., 2004.

5. ����������� �������. � �.: ������������ ������������ ����������, ���-�� 3, 1972.

6. ������� �.�.� �������� ����������� � ������������� ������������ � �������.��.: ������, 1974, 254�.

[1] ��. �.�.��������� ��������� ������������ ��������������: ����������. � �.:2004 �. 28

[2]

����������   ..  512  513  514   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/00500biologia/000_lekcii_biologia_06/513.htm

Философское понимание пространства и времени. Реляционная и субстанциональная концепции. Взаимосвязь пространства – времени и движущейся материи

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Пространство:

— это атрибут материи, который выражает её протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Свойства пространства:

— неразрывная связь со временем и движением;

— зависимость от структурных отношений в материальных системах;

— протяжённость, то есть рядоположенность различных элементов (отрезков, объектов), возможность прибавления к каждому элементу следующего;

— единство прерывности и непрерывности;

— трёхмерность (линия, плоскость, тело);

— бесконечность.

Время:

— это атрибут материи, характеризующий длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.

Свойства времени:

— неразрывная связь с пространством и движением;

— длительность, то есть последовательность существования материальных объектов путём возникновения одного момента времени за другим;

— асимметрия (однонаправленность от прошлого к будущему). Она объясняется асимметрией причинно-следственных связей;

— бесконечность.

Проблема пространства и времени в истории философии и науки:

Довольно долго преобладала так называемая субстанциональнаятрактовка пространства и времени, рассматривающая их как самостоятельные субстанции. Например, И.

Ньютоном пространство понималось как абсолютное, как некое «вместилище» материальных тел, а время — как абсолютная «равномерная длительность», в которой всё возникает и исчезает, но которая сама не зависит ни от каких процессов в мире.

В кантианской концепции пространство и время не существуют объективно, независимо от сознания человека, а являются лишь априорными (данные до опыта и независимо от него) формами нашего чувственного созерцания. Другие субъективные идеалисты (махисты) рассматривали пространство и время как упорядоченные системы рядов ощущений.

Первую попытку противопоставить субстанциональному подходу понимание пространства и времени как определённого отношения между предметами и процессами, не существующего вне и без них предпринял Г. Лейбниц, правда, с позиций идеализма.

Характеристика пространства и времени в диалектико-матералистической философии включает следующие положения. Во- первых, пространство и время объективны, независимы от человеческого сознания, неотделимы от материи как её атрибуты.

Во-вторых, неразрывно связаны друг с другом и всегда зависят от формы движения и от конкретного уровня развитии материи. В-третьих, они внутренне противоречивы, то есть они есть единство абсолютного и относительного, прерывного и непрерывного, качественного и количественного.

В- четвёртых, пространство и время имеют специфические характеристики, отражающие их особенности как атрибутов материи.

Развитие науки пролило новый свет на проблему пространства и времени — была создана реляционная концепцияпространства и времени. Исследования Н. Лобачевского, А. Эйнштейна, Г. Минковского, Н. Козырева убедительно доказали тесную взаимосвязь и взаимозависимость пространства, времени и движения.

Так, Н. Лобачевский доказал зависимость геометрических свойств пространства от происходящих материальных процессов. Геометрия Н. Лобачевского явилась убедительным аргументом против априоризма И. Канта и подорвала представления об однородности пространства.

А. Эйнштейн в частной теории относительности установил, что абсолютной одновремённости событий происходящих в разных материальных системах, то есть в разных условиях движения, не может быть, ибо не существует единого всегда и везде потока времени.

Эта теория выявила также зависимость пространства и времени от скорости движущихся относительно друг друга материальных систем. Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от концентрации и движения материальных масс.

Г. Минковскому удалось доказать, что существует единое пространство — время. Изменения в нём, по исследованиям Н. Козырева, происходят при необратимых причинно-следственных переходах.

Бытие» как исходная категория философского понимания мира. Монизм и дуализм. Материя как субстанция бытия.

Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования.

Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия:

— бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;

— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;

— бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ

Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий

— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;

— между единством мира и его многообразием в этом его единстве;

— между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей.

В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат.Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм —это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы.

Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены.

Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

Материализм различают:

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало.

Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель).

Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека.

Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).

Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

Материя

В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. То есть здесь материя противостоит сознанию как абсолютная противоположность. Следовательно, говорить о первичности материи мы можем только в гносеологическом аспекте.

Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи.

Затем уже в Новое время материю старались понимать не как материал, а как первосвойство мира, определяющее всё многообразие свойств принадлежащих ему явлений.

Позже стало очевидно, что в онтологическом смысле материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство.

Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов.

Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это:изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.

8) Общество как социальный способ бытия. Основные направления философского общества: история проблемы. Философское осмысление соц-х изменений. проблема общественного прогресса.

Основные направления: 1) в чем сущность общества:2) в каком направлении и при помощи каких сил идут ссоц. изменения общ-ва.

Вне общ-ва человек не может существовать. Общ-во стабильно функционирует, когда опирается на частную собственность ( Аристотель). Оно зависит от космоса, а именно от расположения планет, от внутренних сил в общ-ве.

Оно развивается в плохую сторону из-за жадности (Платон). Оно находится в состоянии хаоса, тк не каждый выполняет свои обязанности, т.е не соответствует своему имени (Конфуций).

В структуре общества главнее всего устройство производства и потребления материальных благ (Маркс).

Общество является неотъемлемым атрибутом бытия человека, имеет сложную онтологическую структуру, аналогичную структуре бытия вообще.

Модели понимания общества. Идеализм, натурализм, материализм.

— идеалистическое (все подвластно богу-объективное, все может изменить сильная личность – субъективная)

— натуралистическое (общ-во отождествляется с природой или с организмом)

— материалистическое (общ-во похоже на природу, но имеет отличия, которые связаны с человеческими факторами)

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть сведение закономерностей общественного развития до уровня неизменных природных начал и жесткая привязка только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием. В данном случае под общественным бытием понимается не вся социальная жизнь общества, включающая и материальные, и идеальные компоненты, а только базисные материальные основы общества, которые отражаются в общественном сознании.

9) Деятельность как способ существования социального. Объективное и субъективное в обществе. Сущность и формы реализации социального детерминизма.

Деятельность (Д) специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Гегель д-ть рассматривает как развивающийся, диалектический процесс познания человеческого мира, как практическую д-ть, связанную с созданием человеком жизненно важных условий и как историческую д-ть Д-тью, связанной с производством необходимых средств, объясняется отличие человека от животных.

Способ д-ти способ производства становятся основой жизнедеятельности человека, образом его жизни. Д-ть имеет двойственную природу: она направлена на обработку природы людьми? и изменение самого человека.

В д-ти человек становится сознательным, активным, познающим и создающим предметный мир и тем самым удваивающим природу и совершенствующим себя существом, субъектом. Как закономерный и естественно упорядоченный процесс д-ть имеет структуру: 1. Д-ть всегда осуществляется в системе взаимодействия субъекта и объекта. Субъект-носитель д-ти.

Объект-предмет направленности человеческой д-ти. Объект является источником познавательной и практической д-ти. 2. В системе объект-субъектных отношений д-ть проявляется как связь , взаимодействие. В этом взаимодействии реализуются вещественно-энергетические и информационные связи.

В человеческой д-ти эти связи приобретают социальное, общественно-историческое отношение. Различают материальную и духовную д-ть. Материальная д-ть ? предметно-практическая д-ть, направленная на производство материальных ценностей. В процессе материальной производственной деятельности возникают общественные (экономические, социальные, политические) отношения как основа коммуникативной д-ти людей.

Духовная д-ть связана с производством духовной сферы бытия. Это религия, наука, искусство.

Детерминизм-это учение о всеобщей, объективной, закономерной обусловленности и связи явлений.

Из многообразия всех связей самыми существенными являются причинно-следственные связи. Существенные, устойчивые и необходимые связи называются законами.

Различают законы бытия и науки. Законы бытия существуют независимо от человека, а законы науки-это отражения законов бытия в жизни.

Законы бытия делятся на 3 группы: законы структуры(т.е. объект изучается с точки зрения его внутренней организации), законы функционирования(изучают поведение системы), законы развития.

Выделяют 2 вида детерминизма: жесткий(зная исходное состояние объекта можно однозначно вычислить его последовательность) и вероятностный. В жестком выделяют динамические, а в вероятностном-статистические законы.

10) Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди.

В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.

Рассмотрение общества как системы означает : 1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ. 2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему.

Система — есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства.

Структура- совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.

Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему — значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, и что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.

Сферы жизни общества — экономическая, социальная, политическая, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы.

Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ.

Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Структура

Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него

Способ

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками.

На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации.

Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x29c9.html

Scicenter1
Добавить комментарий