YII.4. ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. СПЕЦИФИКА ИНЖЕНЕРНОЙ

Философия для технических ВУЗов — Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С

YII.4. ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. СПЕЦИФИКА ИНЖЕНЕРНОЙ

  • Книги и учебники →
  • Книги по философии

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Философия для технических ВУЗов — Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C.  — 2001   Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии. В учебнике освещены основные этапы исторического развития и школы философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы и общества, философии истории, изложены проблема человека в философской мысли, вопросы взаимосвязи познания и практики, дана характеристика методов научного познания, показана специфика и взаимодействие науки и техники. Учебник завершается рассмотрением глобальных проблем современности. О Г Л А В Л Е Н И ЕI.1. Предисловие

Глава I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1. Что такое философия? 1.1. Философия в обычном словоупотреблении 1.2. Философия: взгляд изнутри 1.3. Философы о философии 1.4. Философия в первом приближении 1.5. Философия как теория и «теоретический» образ жизни 1.6. Философия и наука 1.7. Философия и мировоззрение 1.8. Философия и ценности 1.9. Место и роль философии в культуре 2. Возникновение философии 2.1. Традиционное общество и мифологическое сознание 2.2. Мир и человек в мифе 2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода 2.4. Ситуация «потери Пути» 2.5. Предфилософия: Гесиод 2.6. Мудрость и любовь к мудрости

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

II.1. Характерные черты античной философии. Натурфилософия античности. Первая историческая форма диалектики II.2. Классическая греческая философия II.2.1. Сократ II.2.2. Платон II.2.3. Академия Платона II.2.4.Аристотель II.3. Философия эпохи эллинизма II.3.1. Эпикуреизм II.3.2. Стоицизм II.3.3. Общая характеристика античной философии II.4. Философия древней Индии и Китая. II.4.1. Философия древней Индии II.4.2. Буддизм II.4.3. Три драгоценности буддизма II.4.4. Чань-буддизм II.5. Философия древнего Китая II.5.1. Даосизм: II.5.2. Конфуций II.5.3. Сократ – Конфуций II.6. Философия в средние века II.6.1. Античная культура и христианство II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика II.7. Философия Нового времени. .Выдающиеся европейские философы XVII-XVIIIвв. Русская философия XVIIIв II.8. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики II.10. Философский иррационализм II.10.1. Шопенгауэр II.10.2. Ницше II.11. Русская философия XIXв II.12. Панорама философии ХХ века II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры II.12.2. Советская философия II.12.3. Неопозитивизм II.12.4. Феноменология II.12.5. Экзистенциализм II.12.6. Герменевтика

ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА

III1. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи средневековья III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена типов миропонимания III.4.1. Научные революции в истории естествознания III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений III.5. Диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIXв III.5.1. Формирование диалектико-материалистической картины мира III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико-материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи III.5.5. Принцип материального единства мира III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий ХХ века. Проникновение в глубь материи.  Квантово-релятивистские представления о мире III.7. Естествознание ХХ века и диалектико-материалистическая картина мира

ГЛАВА IV. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА.

IY.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества IY.2. Современный экологический кризис IY.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство IY.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни IY.5. Специфика философского подхода к культуре. Культура и природа. Функции культуры в обществе

ГЛАВА V. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Y.1. Возникновение и развитие философии истории Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста» Y.4.2. Концепция «индустриального общества» Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества» Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации Y.4.5. Концепция «информационного общества» Y.5. Философия истории марксизма и современные «индустриальные» и «постиндустриальные» концепции развития общества

ГЛАВА VI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип YI.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность YI.3. Сознание и самосознание человека YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность YI,6. Мораль, нравственные ценности, право, справедливость YI.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах

ГЛАВА VII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

YII.1. Субъект и объект познания YII.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания YII.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности YII.5. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины

ГЛАВА VIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания YIII.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания YIII.3.1. Научное наблюдение  YIII.3.2. Эксперимент YIII.3.3. Измерение YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент YIII.4.3. Формализация. Язык науки YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания YIII.5.1. Анализ и синтез YIII.5.2. Аналогия и моделирование

ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ.

IX.1. Что такое наука? IX.2. Наука как особый вид деятельности IX.3. Закономерности развития науки IX.4. Классификация наук IX.5. Техника и технология как социальные явления IX.6 Взаимоотношение науки и техники IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальный последствия IX.8. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса IX.9. Наука и религия

ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Х.1. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже ХХ и XXI веков Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия Х.3.

Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия для технических ВУЗов — Голубинцев В.О., Данцев А.А.

, Любченко В.С. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Философия для технических ВУЗов — Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C.  — 2001

29.10.2010 09:19 UTC

философия :: Голубинцев :: Данцев :: Любченко :: учебник :: культура :: история :: познание :: логика :: книга :: скачать

 

Источник: https://nashol.me/201010295819/filosofiya-dlya-tehnicheskih-vuzov-golubincev-v-o-dancev-a-a-lubchenko-b-c.html

II. Глава. I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И

YII.4. ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. СПЕЦИФИКА ИНЖЕНЕРНОЙ

III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1. Что такое философия?…………………………………………….10

I.1.1. Философия в обычном словоупотреблении……………………10

I.1.2. Философия: взгляд изнутри……………………………………..13

I.1.3. Философы о философии…………………………………………17

I.1.4. Философия в первом приближении…………………………….28

I.1.5. Философия как теория и «теоретический»

образ жизни………………………………………………………31

I.1.6. Философия и наука………………………………………………35

I.1.7. Философия и мировоззрение……………………………………38

I.1.8. Философия и ценности…………………………………………..41

I.1.9. Место и роль философии в культуре……………………………48

I.2. Возникновение философии……………………………………….51

I.2.1. Традиционное общество и

мифологическое сознание………………………………………52

I.2.2. Мир и человек в мифе…………………………………………..58

I.2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и

Гесиода…………………………………………………………..70

I.2.4. Ситуация «потери Пути»………………………………………..77

I.2.5. Предфилософия: Гесиод…………………………………………80

I.2.6. Мудрость и любовь к мудрости…………………………………86

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

II.1. Характерные черты античной философии.

Натурфилософия античности.

Первая историческая форма диалектики………………………..91

II.2. Классическая греческая философия…………………………….96

II.2.1. Сократ……………………………………………………………98

II.2.2. Платон……………………………………………………………99

II.2.3. Академия Платона…………………………………………….103

II.2.4.Аристотель………………………………………………………105

II.3. Философия эпохи эллинизма……………………………………109

II.3.1. Эпикуреизм…………………………………………………….110

II.3.2. Стоицизм……………………………………………………….113

II.3.3. Общая характеристика античной философии……………….117

II.4. Философия древней Индии и Китая. ………………………….122 II.4.1. Философия древней Индии……………………………………126

II.4.2. Буддизм………………………………………………………..131

II.4.3. Три драгоценности буддизма…………………………………134

II.4.4. Чань-буддизм………………………………………………….137

II.5. Философия древнего Китая……………………………………145

II.5.1. Даосизм: ………………………………………………………147

II.5.2. Конфуций………………………………………………………157

II.5.3. Сократ – Конфуций …………………………………………..166

II.6. Философия в средние века…………………………………….169

II.6.1. Античная культура и христианство………………………….169

II.6.2. Религиозный характер философии средневековья.

Патристика и схоластика………………………………………178

II.7. Философия Нового времени. .Выдающиеся

европейские философы XVII-XVIIIвв. .

Русская философия XVIIIв……………………………………183

II.8. Немецкая классическая философия.

Вторая историческая форма диалектики…………………….196

II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма

диалектики……………………………………………………..208

II.10. Философский иррационализм…………………………………216

II.10.1. Шопенгауэр…………………………………………………..216

II.10.2. Ницше…………………………………………………………224

II.11. Русская философия XIXв………………………………………236

II.12. Панорама философии ХХ века………………………………..249

II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры………..249

II.12.2. Советская философия………………………………………..256

II.12.3. Неопозитивизм……………………………………………….261

II.12.4. Феноменология……………………………………………….266

II.12.5. Экзистенциализм…………………………………………….268

II.12.6. Герменевтика…………………………………………………273

ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ

КАРТИНЫ МИРА

III1. Понятия «картина мира» и «парадигма».

Естественнонаучная и философская картины мира…………….278

III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности……….280

III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой

натурфилософии. Учение о первоначалах мира.

Миропонимание пифагореизма………………………………280

III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой

натурфилософии. Возникновение атомистики.

Научное наследие Аристотеля……………………………….283

III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой

натурфилософии. Развитие математики и механики………..287

III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии.

Продолжение идей атомистики и геоцентрической

космологии…………………………………………………….289

III.3. Естественнонаучная и математическая мысль

эпохи средневековья…………………………………………..290

III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена

типов миропонимания…………………………………………292

III.4.1. Научные революции в истории естествознания…………….292

III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической

картины мира…………………………………………………..293

III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической

механики и экспериментального естествознания.

Механистическая картина мира………………………………296

III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема

философского метода………………………………………….303

III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация

естествознания и очищение его от натурфилософских

представлений………………………………………………….305

III.5. Диалектико-материалистическая картина мира

второй половины XIXв…………………………………………318

III.5.1. Формирование диалектико-материалистической

картины мира…………………………………………………..318

III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии

и естественознания. Материя как объективная

реальность……………………………………………………..321

III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико-

материалистическому пониманию движения.

Движение как способ существования материи……………..324

III.5.4. Понимание пространства и времени в истории

философии и естествознания. Пространство и время

как формы бытия движущейся материи……………………..327

III.5.5. Принцип материального единства мира……………….……331

III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий

ХХ века. Проникновение в глубь материи.

Квантово-релятивистские представления о мире……………335

III.7. Естествознание ХХ века и диалектико-

материалистическая картина мира……………………………340

ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА.

IY.1. Природа как естественная основа жизни и

развития общества……………………………………………..345

IY.2. Современный экологический кризис………………………….354

IY.3. Общество и его структура. Социальная

стратификация. Гражданское общество и

государство…………………………………………………….359

IY.4. Человек в системе социальных связей.

Свобода и необходимость в общественной жизни………….367

IY.5. Специфика философского подхода к культуре.

Культура и природа. Функции культуры в обществе……….371

ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Y.1. Возникновение и развитие философии истории………………380

Y.2. Формационная концепция общественного развития

в философии истории марксизма…………………………………382

Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества.

Традиционные и техногенные цивилизации…………………386 Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма»

и «постиндустриализма»………………………………………….393

Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста»………………..393

Y.4.2. Концепция «индустриального общества»…………………..394

Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного)

общества»………………………………………………………396

Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии

цивилизации……………………………………………………398

Y.4.5. Концепция «информационного общества»………………….400

Y.5. Философия истории марксизма и современные

«индустриальные» и «постиндустриальные»

концепции развития общества………………………………..403

ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,

НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип……………………………………405

YI.2. Биологическое и социальное в человеке.

Человек как индивид и личность…………………………….410

YI.3. Сознание и самосознание человека…………………………..415

YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм

и неофрейдизм…………………………………………………426

YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и

ответственность………………………………………………..432

YI,6. Мораль, нравственные ценности, право,

справедливость…………………………………………………442

YI.7. Представления о совершенном человеке

в различных культурах…………………………………………451

ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

YII.1. Субъект и объект познания……………………………………456

YII.2. Этапы процесса познания. Формы

чувственного и рационального познания……………………459

YII.3. Мышление и формальная логика.

Индуктивный и дедуктивный типы

умозаключения………………………………………………..468

YII.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика

инженерной деятельности………………………………….…474

YII.5. Проблема истины. Характеристики истины.

Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины………………482

ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация

методов научного познания…………………………………..489

YIII.2. Принципы диалектического метода, их

применение в научном познании……………………………..492

YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения

изучаемых объектов. Комплексный подход

в познании………………………………………………………492

YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи.

Системное познание…………………………………………..493

YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические

и статистические закономерности. Недопустимость

индетерминизма в науке………………………………………495

YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический

и логический подходы в познании……………………………497

YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания……………499

YIII.3.1. Научное наблюдение ………………………………………499

YIII.3.2. Эксперимент………………………………………………..503

YIII.3.3. Измерение…………………………………………………..507

YIII.4. Общенаучные методы теоретического познания…………..511

YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного

к конкретному………………………………………………….511

YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………..514

YIII.4.3. Формализация. Язык науки………………………………..520

YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом

и теоретическом уровнях познания…………………………..523

YIII.5.1. Анализ и синтез……………………………………………..523

YIII.5.2. Аналогия и моделирование…………………………………524

ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ.

IX.1. Что такое наука?………………………………………………..528

IX.2. Наука как особый вид деятельности…………………………..533

IX.3. Закономерности развития науки………………………………536

IX.4. Классификация наук……………………………………………539

IX.5. Техника и технология

как социальные явления……………………………………….542

IX.6 Взаимоотношение науки и техники……………………………552

IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические

и социальный последствия……………………………………557

IX.8. Социальные и этические проблемы научно-

технического прогресса……………………………………….567

IX.9. Наука и религия…………………………………………………572

ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Х.1. Социально-экономические, военно-политические и

духовные характеристики мировой ситуации на

рубеже ХХ и XXI веков……………………………………….577

Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие

черты и иерархия………………………………………………582

Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций

и стратегия дальнейшего развития человечества……………584

П Р Е Д И С Л О В И Е

Авторы учебника исходят из того, что высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров.

Только такой сплав названных компонентов образовательной деятельности является наиболее результативным в процессе подготовки высококлассных технических специалистов.

Иными словами, стратегия осуществления преподавания в высших технических учебных заведениях связана с интеграцией специальных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов с курсом философии. Данный учебник содержит необходимые отправные моменты для проведения этой интеграции.

Авторы учебника учитывают то немаловажное обстоятельство, что студенты, изучая дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, приобщаются к постижению их познавательного базисного компонента, составляющего теоретические основы этих дисциплин, а это, в свою очередь, способствует выработке у них мировоззренческих установок. Исходя из этого, авторы видят своей важной задачей продолжить, развить и углубить процесс мировоззренческой подготовки студентов, максимально используя наработки, полученные при овладении основами профессионально-технического знания.

Авторы учебника убеждены в том, что велением времени является гуманитаризация высшего технического образования.

Ее основными тенденциями выступают, как известно, взаимопроникновение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также – усиление роли гуманитарного образования.

Учитывая сказанное, авторы учебника широко используют в нем элементы такого взаимопроникновения, опираясь на положение о возрастании роли мировоззренческой, философской подготовки в деле формирования современного инженера.

Учебник состоит из 10 глав, подразделенных на параграфы.

Ориентированность учебника на технические направления и специальности вузов отражена в его структуре (в выделении наиболее важных для подготовки будущих инженеров узловых проблем), в том большом внимании, которое уделено в нем методологии научного познания, а также характеристике науки, техники, технологии, проблемам их взаимодействия.

Данный учебник отвечает требованиям нового Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и является исправленным и дополненным вариантом учебника «Философия для технических вузов», изданного в январе 2001г. издательством «Феникс» (Ростов на-Дону).

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

I.1.ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

I.1.1.Философия в обычном словоупотреблении[1]

Термин «философия» широко используется в повседневной жизни, периодической печати, художественной и научной литературе. Иногда этим словом называют всякого рода сентенции о жизни, смерти и бессмертии типа французского выражения «се ля ви».Полусерьезно, полушутя И.Г.Эренбург писал о том, что философствовать – значит «предаваться размышлениям о тщете жизни».

Бывает и так, что слово «философия», «философский», «философичный» употребляется в трудно уловимом значении. В критических статьях искусствоведов некоторые литературные произведения – поэмы, стихи, повести – оцениваются как произведения «эпического и философского звучания».

Употребляются выражения типа «серьезным философским складом заметно выделяются стихи…» или «армейская тема не принизила бы его философских размышлений». Слово «философия» широко используется в периодической печати журналистами для придания публикациям оттенка глубокомыслия.

Обороты речи, содержащие это слово, приобрели уже характер стертого стилистического штампа. Например, в статьях о музыке можно встретить обороты: «философское содержание симфонии…» и т.д. Те же самые обороты можно встретить и в обзоре театральной жизни.

Там, где автор желает сказать, каким видится ему современный театр он обязательно напишет, что это должен быть «театр больших страстей, ярких характеров, театр глубоких и сильных философских обобщений».

В статьях на экономические и политические темы встречаются примерно такие фразы: «Общая философия, которая лежит в основе проекта… экономического и валютного союза, — это философия федеральной Западной Европы, вдохновленная отчасти примером Соединенных Штатов Америки».

Здесь явно слово «философия» употреблено вместо слова «идея».

В том же смысле оно используется солидным западногерманским журналом, который в статье «Больная Англия» так характеризует внутреннюю политику правительства консерваторов: «Философия консерваторов в области экономики сводится к тому, чтобы по возможности выключить государство из экономической жизни и полагаться, в первую очередь, на инициативу частных предпринимателей. Следуя этой философии, консерваторы взяли курс на резкое сокращение государственных расходов».В западных средствах массовой информации часто пишут о «философии рекламы» или о «философии владельца загородного дома». Один из типичнейших представителей американского бизнеса на просьбу корреспондента одного из крупнейших журналов охарактеризовать современную ситуацию в США, ответил: «Те, кто следует моей философии – находить выгоду в скверных обстоятельствах, видеть благо даже в несчастьях, — всегда окажутся наверху. Большинству же людей не хватает умения жить».

Рассматривая подобное словоупотребление, можно констатировать, что при обыденном использовании слова «философия», скорее всего, имеют ввиду принципы, лежащие в основе того или иного способа поведения и действия. Обычный вопрос «Какова Ваша философия жизни?» имеет отношение к сумме первичных убеждений, в соответствии с которыми ведет себя человек.

Распространено также использование слова «философия» для обозначения нравственно-психологических качеств человека. Выражения «философское спокойствие», «философская невозмутимость» довольно прочно вошли в обыденную речь.

Словом «философия» многие называют размышления о жизни, рассуждения на исторические, нравственные, религиозные, политические темы.

Ярким примером, иллюстрирующим такое словоупотребление, может служить рассуждение Александра Карамзина о «Философическом письме» Чаадаева: «Философия – самая ужасная вещь настоящего века, станешь философствовать, что вот-де как проводишь время, что-де молодость проходит самым подлым образом, что оскотинился, что чувства душевные тупеют приметно, что начинаешь походить на полену и пр. При этой философии начинает по всему телу проходить какая-то гадость, которая мало-помалу переходит в сонливость, станешь зевать, ляжешь да и всхрапе! А на другое утро в казарму. Видя такую всеобщую гадость в жизни, можно помешаться и даже написать вроде Чаадаева…».

Такое применение слова «философствование» часто встречается в русской литературе XIXв. Герои многих рассказов и пьес А.П.Чехова в этом смысле философы. Например, Иван Иванович из рассказа «Ночь на кладбище», аттестуя себя смирным и пьяненьким обывателем, повествует: «Жизнь – канитель… — философствовал я, шлепая по грязи и пошатываясь.

– Пустое бесцветное прозябание… мираж.

Дни идут за днями, годы за годами, а ты все такая же скотина, как и был… Пройдут еще годы, и ты останешься все тем же Иваном Ивановичем, выпивающим, спящим… В конце концов закопают тебя, болвана, в могилу, поедят на твой счет поминальных блинов и скажут: хороший был человек, но, жалко, подлец, мало денег оставил!…».

В научной литературе, претендующей на разработку теоретических проблем какой-либо науки, словом «философия», как правило, именуют теоретическое мышление.

С этой точки зрения философствовать – значит мыслить, а философ – это вообще человек, обладающий развитой способностью мышления.

По-видимому, в таком смысле используется слово «философия» при характеристике тех направлений современной теоретической мысли, которые охватываются общим для них названием «философские проблемы естествознания».

На Западе со времен Возрождения сложилась традиция обозначать светское знание словом «философия», чтобы отличать его от богословия.

В соответствии с этим значением в XYII и XYIIIв.в. философией называли все теоретические науки. Сочинение И.Ньютона по теоретической механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии». Первый естественнонаучный журнал в Англии получил название «Философские записки королевского научного общества».

Издававшийся Томсоном журнал назывался «Анналы философии или химии, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Гегель отмечал обычай английских торговцев называть термометры и барометры философскими инструментами.

В продолжение этой традиции и сейчас на Западе человеку, защищающему после окончания высшего учебного заведения теоретическую работу, скажем, по физике или лингвистике, присваивают ученую степень доктора философии.

Широко распространено использование слова «философия» как синонима слова «мировоззрение». Для обыденного словоупотребления между значениями двух этих терминов нет различия.

Когда французская писательница Жорж Санд в одном из писем пытается обрисовать свое религиозно-социалистическое мировоззрение, сложившееся под влиянием идей Руссо, то она называет его философией: «Это единственная философия, которая ясна, как день, и проникает в сердце, как евангелие; я погрузилась в нее и преобразилась, я нашла в ней покой, силу, веру и терпеливую, неизменную любовь к человечеству…».

В учебной и научной литературе термин «философия» используется также для обозначения особой формы общественного сознания, относимой к ряду: религия, искусство, мораль, политика, наука – и отличаемой от каждой из них как по мыслительным средствам, так и по содержанию.

Итак, наблюдение за употребление слова «философия» в языке газет, журналов, научных книг, литературных произведений позволяет сделать вывод, что философией называют:

1) рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия;

2) размышления о тщете жизни и несовершенстве мира;

3) совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия;

4) нравственное, политическое, научное и прочее самосознание;

5) размышления о смысле жизни;

6) научное мышление, теоретическое содержание любой отрасли знания;

7) мировоззрение;

8) особую форму общественного сознания;



Источник: https://infopedia.su/10x3c57.html

Yii.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности

YII.4. ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. СПЕЦИФИКА ИНЖЕНЕРНОЙ

Вистории философии категория практикидлительное время разрабатывалась внерамок учения о познании.1В античной философии – в платонизме –практика противопоставлялась поэзии.Под практикой понималась человеческаядеятельность, которая детерминированасодержанием, понимаемым как благо,красота, польза.

В поэзии же детерминирующийфактор усматривался в форме. В философииПросвещения практика связывалась создравым смыслом и рассудком. В немецкойклассической философии категорияпрактики разрабатывалась, начиная сКанта.

Он, в частности, считал, чтопрактическая сфера базируется на понятиисвободы, выступающей основанием дляпредписаний и регулятивов деятельности,которые могут стать практическими илиэтическими.

ПоКанту, активность сознания рассматриваласькак деятельность по упорядочению данныхопыта, а практика – лишь как деятельностьнравственно-практического сознания(средоточием практического разума онсчитал волю). Основываясь на установках,идущих от античности, Кант понималпрактику как нравственно-справедливыедействия.

Куяснению взаимосвязей практики ипознания впервые подошел Гегель. Онпродолжил кантовское абстрактно-идеалистическоеучение о деятельной стороне познания.Согласно Гегелю, подлинно активнымначалом является абсолютный дух, которыйустанавливает самого себя в качествеабсолютной идеи с помощью саморазвития.

Абсолютная идея была понята мыслителемкак тождество идеи теоретической ипрактической. Словом, практика, по Гегелю– это момент идеи.

Она представляетсобой опредмечивание абсолютного духа,воплощение его в конкретных (идеальных)предметах: по Гегелю, предметность вкоторой воплощается дух, есть не чтоиное как мир культуры, ставший предметомтеоретического анализа.

Подчеркиваядеятельный характер практики, Гегельписал, что «практическийобраздействий, посредством которого духсамопроизвольно вносит в своюнеопределенность какое-нибудь определение»следует отличать от «его теоретическогообраза действий».2

Причем,предметы «выступают у Гегеля какмыслительныесущности…субъект естьвсегда сознаниеилисамосознание,или, вернее, предмет выступает какабстрактное сознание, а человек толькокак самосознание», и, поэтому, отношениетакого субъектаи объектапредставляет собой «диалектику чистоймысли».1Рассматривая практику как отношениесубъекта и объекта, Гегель считал, чтоона возможна только как познание.

Трудкак основная форма практики понималасьГегелем в качестве духовно-абстрактнойдеятельности. Им признавался толькоодин вид труда абстрактно-духовный.Словом, практика, по Гегелю, естьактивность мышления.

Рассматриваяматериальную деятельность как воплощениедуховной, идеальной деятельности, Гегельвыделял в качестве наиболее совершенноговида деятельности нравственно-политическую.Он считал действительным лишь то, чтодействует. Именно таковы дух, идея,мысль. С этих позиций, дух – этоединственная действительность. Воплощениедуха в государстве – вершина егодействия.

Процесс познанияс точки зрения Гегеля состоит из двухфаз. Первая фаза связана с созерцаниемсубъектом объекта, с теоретическойдеятельностью идеи, а вторая – сизменением объекта субъектом, с волей,практической деятельностью идеи.Практика, таким образом, рассматриваетсяв качестве необходимого звена в процессепознания.

Гегелевскийподход связан, как видим с абсолютизациейодной из черт, присущих практическойдеятельности человека. Упор сделан насознательном, волевом характере этойдеятельности, который истолкован какее решающий момент.

Наиболееобстоятельно категория практики быларазработана в марксизме. Маркс, употребляяфейербаховскую терминологию, назвал в«Тезисах о Фейербахе» практику«человеческой чувственной деятельнос-тью».

Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»и в других произведениях применялитермины «чувственный», «предметный»,«материальный» применительно к практикекак синонимы.

Словом, практика – этопрежде всего материальная деятельностьлюдей по изменению мира.

Согласноболее развернутому определению, практика– это специфически человеческая,сознательная, целеполагающая,целесообразная, чувственно-предметнаядеятельность.

Практика отлична оттеории, которую нередко называютдуховным, мысленным «слепком»,воспроизведением реальной действительностии которая представляет собой системуобобщенного достоверного знания о ней(это знание описывает, объясняет ипредсказывает функционированиеопределенной совокупности объектов,составляющих изучаемый фрагментдействительности). Выделяя спецификутеории и практики, необходимо учитыватьих неразрывную связь: результатыпрактической деятельности входят вкачестве органического элемента втеорию.

Основнойпрактической деятельностью людейявляется трудовая, производственнаядеятельность, создающая те материальныеблага, без которых человеческая жизньневозможна. Данный Марксом в «Капитале»анализ труда имеет непреложное значениедля понимания практики. Труд- этоодновременно материальный и духовныйпроцесс.

Прежде всего, это «процесс,совершающийся между человеком иприродой», в котором «веществу природыон сам противостоит как сила природы».Однако труд и вообще человеческаядеятельность отличаются от поведенияживотных своей целенаправленностью.

Маркс о труде писал: «В конце процессатруда получается результат, которыйуже в начале этого процесса имелся впредставлении человека, т.е. идеально.

Человек не только изменяет форму того,что, что дано природой; в том, что даноприродой, он осуществляет вместе тем исвою сознательную цель, которая какзакон определяет способ и характер егодействий и которой он должен подчинитьсвою волю».1

Итак,хотя практика- это материальнаядеятельность, но она являетсяцелеполагающей, в ней материальные идуховные моменты находятся в единстве.Разумеется, содержащийся в практикедуховный момент не тождественен всейдуховной жизни, а является лишь еечастью.

Причем, этот духовный момент неравнозначен, и абстрактному мышлениювообще, сформировавшемуся и отражающемумир на основе практики. Абстрактноемышление участвует в практическойдеятельности лишь в той мере, в которойтеория была использована для того, чтобывыделить цель для действия.

Такимобразом, духовный момент деятельноститолько обеспечивает материальнуюдеятельность и не является ведущейстороной практики. Она материальна всилу своих предпосылок, средств иконечных результатов.

Видыпрактики исключительно многообразны,к ней относится не только материальноепроизводство, но и области экономическихотношений, научного эксперимента,политики, культуры, общественной жизни,быта, игровой деятельности и т.д.

Кпримеру, научный эксперимент, будучиспецифическим видом деятельности,всегда возникает как практическоевоплощение какого-либо теоретическогопостроения, которое необходимо проверить.В философской литературе особо выделяютсоциальную практику, как деятельностьв сфере социальных отношений внематериального производства.

Еерассматривают, точнее как деятельностьпо установлению, воспроизводству ипреобразованию общественных отношений:экономических, политических, правовых,нравственных, национальных,межгосударственных, бытовых, брачно-семейныхи т.д.

Речьидет о совокупности основных способови форм деятельности людей историческиконкретного общества. Причем, различныевиды такой деятельности(социально-экономической,социально-педагогической, этической,эстетической и т.д.) истолковывают какпрактику лишь при условии, что онифункционируют, материализуются всоответствующих видах общественныхотношений и общественных организаций.

Выделениетакой особой области как социальнаяпрактика основано на учете тогообстоятельства, что установлениеобщественных отношений предполагаетсоответствующие формы деятельности,которая отлична от производстваматериальных благ.

Кроме того, поддержаниеэтих отношений на более или менеестабильном уровне, их совершенствованиетакже требует соответствующейдеятельности.

Исследование множествапроявлений таких видов деятельности(число которых увеличивается в ходесущественных изменений, происходящихв обществе) ведет к обогащению и расширениюклассификации вариантов осуществленияпрактики.

Особымвидом практики является техническаядеятельность. Она опирается наконструкторскую и проектную (инженерную)деятельность людей, являясь в то жевремя их объективной основой.

Техническаядеятельность, как и техника, составляютважнейший компонент производительныхсил общества. Во многом благодаря имосуществляется преобразование предметнойсреды, в которой живет человек.

Однакоизначально техническая деятельностьнаправлена на преобразование созданныхлюдьми различных устройств, с помощьюкоторых изменяется окружающая среда.

Всвою очередь техническая деятельность,выполняемая на производстве техниками,мастерами и рабочими, являетсяисполнительской по отношению к инженернойдеятельности. Эта (инженерная) деятельностьсвязана с регулярным применением знанийв технической практике.

Инженернаядеятельность имеет двойственнуюориентацию1:с одной стороны она ориентирована нанаучные исследования природных явлений,а с другой – на производство, иливоспроизводство, собственного замыслав целенаправленной деятельностичеловека-творца. Техническая деятельностьнаправлена на решение задачи непосредственноорганизовать изготовление какой-либосистемы.

А инженерная – сначала наопределение материальных условий иискусственных средств, влияющих наприроду в нужном направлении, а затемна то, чтобы задать требования к этимусловиям и средствам, указать способыи последовательность их обеспечения иизготовления.

Словом, инженернаядеятельность включает в себя практическуюи является таковой в той мере, в которойона использует проведениеэкспериментально-исследовательской,пуско-наладочной, испытательной,производственной деятельности.

Говоряо разнообразии видов практики, исходят,таким образом, из разнообразия реализуемыхв ней видов человеческой деятельности.Однако нужно иметь в виду, что практикавключает в себя не всю деятельностьлюдей: теоретическая деятельность внее не входит.

Философыматериалистической ориентации вXYII-XYIIIвеках исключительно упрощали пониманиепрактики, сводили ее к несколькимотдельным своим проявлениям. Так, уБэкона, а затем у французских материалистовпрактика была низведена до уровняотдельного эксперимента или лабораторногоопыта. Для Бэкона именно практика, опыты– «законные истолкователи природы».

Междутем категория практики охватываетизменение природы человеком (благодаряразвитию промышленности, техники,сельского хозяйства и т.д.

), преобразованиеобщественных отношений, включая тепреобразования, которые происходили входе их исторического развития.

Неуклонноеусложнение и умножение видов человеческойдеятельности, направленных на материальноепреобразование действительности,обеспечивает постоянное расширениеклассификационного арсенала практики.

Характерно,что ограниченное понимание практикипредставителями домарксовскогоматериализма не дало им возможностиобстоятельно решить вопрос о движущейсиле развития познания. Они усматривалиее в любопытстве, либо в жажде знаний,либо в стремлении к удовольствиям инаслаждениям.

Практика же в расчет небралась. Фейербах, хотя и включал практикув процесс познания, но для него материальнаяпрактика – нечто чуждое, враждебное,несовместимое с философией, и в болеешироком плане с теоретическим мышлением.

Подлинно-человеческой Фейербах считаллишь теоретическую деятельность, апрактику он низводил до утилитарной(практически выгодной), своекорыстнойдеятельности. Словом, по Марксу, у негоречь не шла об истинной человеческойпрактике, и это крайне суживало трактовкуисточника возникающих в ходе познанияидей.

Широкомасштабное истолкованиепрактики как движущей силы развитияпознания было осуществлено в марксизме.

Эта трактовкапозволяет взглянуть на познание не какна абсолютно самостоятельный,самопроизвольно развертывающийсяпроцесс, а как на процесс, детерминированныйпотребностями практики.

Именно запросыпрактики, а не инстинктивное стремлениек познанию, стимулируют познавательнуюдеятельность.

Развиваясь под воздействиемпрактических потребностей жизниобщества, познание совершенствуетсявместе с развитием общественной практики.

Практикарассматривается также как основапознания. Этимположением иллюстрируется тообстоятельство, что познание возникаети вырастает на базе историческиразвивающейся производственной и всейобщественной деятельности людей иопределяются ею. Чем на более солидныйфундамент практики опирается познание,тем большие возможности проникновенияв исследуемые объекты оно получает.

Являясьдвижущей силой и основой познания,практика выступает также в качествеего источника.Она обеспечивает познавательный процесснеобходимым фактическим материалом,который систематизируется, обобщается,обрабатывается, а также – оборудованиеми техническими средствами. Практикаподобна неиссякаемому резервуару,благодаря которому процесс познанияполучает постоянную подпитку.

Полученные усилиямипознания данные используются на практике.Именно практика является областьюприменения выработанных знаний, сферойвоплощения их в конкретные замыслы. Этопозволяет говорить о том, что практикавыступает как цель познания.

Научнымобобщением практики является теория,служащая результатом общественногодуховного производства, формирующегоцели деятельности и определяющегосредства их достижения.

Она, выступаяв «чистом» виде, не изменяет действительности,но указывает пути такого изменения. Дляпретворения теоретических воззренийв жизнь необходима практическаядеятельность. Сама по себе теоретическаядеятельность не является абсолютносамостоятельной.

Ее возникновение иразвитие базируется на основе практики,ее запросах и потребностях.

Стабильноевзаимодействие теории и практики –необходимое условие плодотворностипознавательного процесса.

Отрыв наук,в особенности естественных и технических,от практики в ее производственномварианте неизбежно ведет к застойнымявлениям в науке, к замедлениюнаучно-технического прогресса, к ставкена схоластическое теоретизирование, киспользованию умозрительных теоретическихпостроений. Только основываясь надостижениях практики нынешнего дня,познание в состоянии предвидеть будущее,указать перспективы развития производства,культуры, науки.

Взаимодействиетеории и практики, обеспечивающеепроцесс познания, приобрело в нынешнемстолетии новые специфические черты.

Если относительно недавно осуществлениенаучной практики (эксперимент, измерение,физическое моделирование, наблюдение)не требовало особо больших затрат, тосейчас ситуация существенно изменилась:проведение экспериментов, например,невозможно без чувствительных, тончайшихприборов и без обслуживания промышленностью,специально работающей на нуждыэкспериментирования. Научная практикаперестала быть чисто лабораторной: онасинтезировала в себе возможностилаборатории и заводского цеха. Этот видпрактики занимает все более важноеместо среди других проявлений практическойдеятельности. Происходит «онаучивание»материального производства, неуклонноприобретающего черты, свойственныенаучнойпрактике.

Крометого, на основе теории определяетсязамысел эксперимента, включая методикуего проведения, выбираются техническиесредства его выполнения. Степеньматематизации теории в значительноймере определяет степень теоретизацииэкспериментальной деятельности.

«Научнаяпрактика» занимает, словом, не толькорезко возрастающие по важности местосреди других проявлений практическойдеятельности, но и значительно ускоряетосуществление производственнойпрактической деятельности.

Если ещекаких-нибудь два столетия назадвоздействие теории на практику, применениенаучных знаний в производстве быловесьма незначительным, то ныне такоевоздействие исключительно усилилось.Невооруженным глазом просматриваетсятенденция нарастания этого процесса.

Рассмотрениероли практики в познании сопряжено сее трактовкой как критерия истинностиполучаемых знаний. С этих позицийпрактика предстает как способ выясненияистинности или ложности тех или иныхвоззрений, положений, выводов, взглядов.

Конечно, практическая реализация идейвсегда связана с их корректировкой иразвитием. Подтверждая или опровергаяодни идеи, практика служит основой длявозникновения новых, т.е. она одновременновыступает и как критерий истины, и какоснова познания.

Ее роль в качествекритерия истины не изолирована, авключена в непрерывный процесс развитиязнания на базе взаимодействия теориии практика.

Реализациявыдвигаемых идей в ходе развитияматериального производства служитважнейшим путем подтверждения ихистинности. В конечном счете нетеоретические рассуждения, а практика,и прежде всего производственная,позволяет судить верны или неверны теили иные теоретические положения.

Однакотакой подход к проблеме критерия истинынельзя, разумеется упрощать.

Нужно,прежде всего, иметь в виду, что самапрактика развивается и не представляетсобой единовременный акт: она –многообразный исторический процесс,если учитывать смену уровней производства,техники, возможностей экспериментированияи т.д.

Значительноечисло идей невозможно воплотить впроизводство без длительного этапапредварительного экспериментирования.Нередко экспериментаторская деятельностьне в состоянии дать окончательногоответа на те или иные вопросы, связанныес познанием конкретного объекта.

Кпримеру, в последнее время широкоераспространение получил такой видпрактической проверки истинностигипотез как активный эксперимент. Онтакже направлен на выявление особенностейизучаемых явлений и на получение новыхфактов, требующих объяснения.

Активныйэксперимент, однако, не везде применимв силу того, что воспроизводит исследуемыйпроцесс в полной изоляции от привходящихкомпонентов, что далеко не всегдадостижимо. Даже активное наблюдениекак способ практической проверкивыдвигаемых гипотез имеет избирательныйхарактер и ограничения в использовании(например, в астрономии и медицине).

Имеет существенные ограничения иэкспериментальная проверка положенийв науках об обществе, ведь оно представляетсобой сложнейший комплекс социальныхявлений, выделить из которых исследуемоевесьма непросто.

Сложностьосуществления проверки истинностивыдвигаемых положений заключается нынеи в том, что все чаще проверка носитопосредованный характер.

Это связанос углублением теоретического содержаниянаук, что предполагает использованиеположений высокой степени абстракции.

Такие положения не поддаютсянепосредственной проверке, а требуютпроведения серии проверочных процедур,имеющих опосредованный характер.

Многочисленныесложности, связанные с практическойпроверкой выдвигаемых положений, непозволяют, однако, отрицать того, чтоименно практика выступает в качествекритерия истинности знаний.

Возникающиепри этом затруднения свидетельствуютлишь о том, что проверка истины практикойпредставляет собой процесс, имеющийспецифические проблемы, порожденныеусложнением взаимодействия теории ипрактики.

Необходимо учитывать тообстоятельство, что процесс проверкиистины практической деятельностью неосуществляется автоматически,самопроизвольно: он связан с рядомусложняющих его факторов, проявляющихсяв ходе сознательной деятельности,направленной на осуществление такойпроверки.

В этом процессеучаствует, кстати, и теория, ранеепроверенная на практике. Она, получивпрактическое подтверждение, даетвозможность делать те или иные выводыс «позволения практики».

Всеболее важную роль играет в научномпознании формально-логический критерийистины. Он применим к аксиоматически-дедуктивнымтеориям и предполагает соблюдениетребований внутренней непротиворечивости(это основное требование), полноты ивзаимозависимости аксиом. Иногдаутверждают, что этот критерий соперничаетс практическим.

Это однако не так:названный критерий позволяет провестипроверку формально-логической правильноститеорий, но он не служит свидетельствомв пользу их истинности в плане соответствиясвязям и отношениям в объективнойреальности. К тому же, его нельзя назватьсамостоятельным.

Известно, что логическаянепротиворечивость (рассматриваемаякак правильность) производна от операциивыполнимости, реализуемой на практике.

Именнооперация выполнимости позволяет выявитьистинность аксиомативно-дедуктивныхисчислений.1Под выполнимостью специалисты понимаютналичие по крайней мере одной совокупностиматематических или вещественныхобъектов, на которой моделируютсярезультаты данного исчисления, что ивыясняется средствами практики(конкретно, путем практическогопостроения).

Итак,действие практики как критерия истинностизнаний отнюдь не стихийно и небезпроблемно;оно основано на сознательном,целенаправленном процессе проверкиконкретных теоретических положений.

Успешность его проведения требуетзачастую немалой затраты времени иусилий.

Характерной чертой проверкиистины практикой служит произошедшееза последние десятилетия усложнениеэтой процедуры, включающей широкоеиспользование теории, подтвержденнойпрактически.

Источник: https://studfile.net/preview/878338/page:99/

Стена | ВКонтакте

YII.4. ПРАКТИКА, ЕЕ ВИДЫ И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. СПЕЦИФИКА ИНЖЕНЕРНОЙ
Подработка для студентов: Вакансия — Социальный агент Ассоциация по защите прав инвалидов как потребителей и прав инвалидов на доступную среду «БезБарьерный Альянс» Ассоциация БезБарьерный Альянс (АББА)

http://www.безбарьерный.рф/

Показать полностью… от 35 000 руб. График работы: гибкий график Опыт: не имеет значения Образование: любое Мы предлагаем: Стабильная работа, корпоративное обучение. Удобное место работы, гибкий график работы. Стабильный‚ конкурентоспособный доход, фиксированная ставка за объект. Оплата сдельная —зависит от выполненных объемов работ (количества объектов). Успешные кандидаты делают в день до 50 объектов. Оформление по совместительству, или по Агентскому договору. Вакансия доступна инвалидам. Обязанности: Экспертиза объектов на наличие пандуса или соответствие нормативам. Фотографирование нарушений для свободного доступа инвалидов. Фиксирование нарушений в акте осмотра. Передача актов осмотра Территориальному управляющему. Подписание Претензии у представителей объекта. Передача Претензии Территориальному управляющему. Требования: Активный‚ энергичный‚ целеустремленный‚ амбициозный. Внимательный‚ самоорганизованный‚ ответственный‚ стрессоустойчивый. Может координировать своё время и работу. Ориентированный на результат. Место работы: Подбираем рядом с местом жительства. Контакты: 8 915 43 44 45 8

nnterra@mail.ru

Приветствуем любителей круто провести время и забыть о накопившихся проблемах! Lounge cafe «Dejavu Rooms» – отличное место, где можно провести свидание, поиграть в настольные игры и приставки всей компанией, посмотреть матч любимой команды и многое другое. К вашим услугам общий зал, кинозал с проектором, виниловая и фото комната, оборудованные Ps3, Ps4 и Х-box360, полноценный бар, волшебная кальянная карта и летняя веранда.Работаем ежедневно с 16:00 и до последнего гостя! Lounge cafe «Dejavu Rooms» ул.Садовническая 56 стр.1телефон для бронирования +7(966) 079-29-46

Покажи это сообщение официанту и получи скидку 20%.

Южно-Российский Государственный Технический Университет (НПИ)Данцев Андрей АндреевичЛюбченко Василий Сергеевич МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Показать полностью…Ф И Л О С О Ф И ЯУчебник для технических направленийи специальностей вузов2 0 0 1г.ББК 87 Ф 56Ф 56 Философия. Учебник для технических направлений и специал-ностей вузов. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии.

В учебнике освещены основные этапы исторического развития и школы философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы и общества, философии истории, изложены проблема человека в философской мысли, вопросы взаимосвязи познания и практики, дана характеристика методов научного познания, показана специфика и взаимодействие науки и техники.

Учебник завершается рассмотрением глобальных проблем современности. ББК 87О Г Л А В Л Е Н И ЕI.1. ПредисловиеII. Глава. . ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА ИIII. МЕСТО В КУЛЬТУРЕI.1. Что такое филосо-фия?…………………………………………….10.1.1. Философия в обычном словоупотребле-нии……………………10.1.2. Философия: взгляд изнутри……………………………………..13.1.3. Философы о филосо-фии…………………………………………17.1.4.

Философия в первом приближении…………………………….28.1.5. Философия как теория и «теоретический» образ жизни………………………………………………………31 .1.6. Философия и наука………………………………………………35 .1.7. Философия и мировоззрение……………………………………38 .1.8. Философия и ценно-сти…………………………………………..41 .1.9. Место и роль философии в культуре……………………………48 .2. Возникновение филосо-фии……………………………………….51 .2.1.

Традиционное общество и мифологическое созна-ние………………………………………52 .2.2. Мир и человек в мифе…………………………………………..58 .2.3. Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода…………………………………………………………..70 .2.4. Ситуация «потери Пути»………………………………………..77 .2.5. Предфилософия: Гесиод…………………………………………80 .2.6. Мудрость и любовь к мудрости…………………………………86ГЛАВА II.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ II.1. Характерные черты античной философии. Натурфилософия античности. Первая историческая форма диалектики………………………..91 II.2. Классическая греческая философия…………………………….96 II.2.1. Сократ……………………………………………………………98 II.2.2. Пла-тон……………………………………………………………99 II.2.3. Академия Платона…………………………………………….103 II.2.4.

Аристотель………………………………………………………105 II.3. Философия эпохи эллинизма……………………………………109 II.3.1. Эпикуреизм…………………………………………………….110 II.3.2. Стоицизм……………………………………………………….113 II.3.3. Общая характеристика античной философии……………….117 II.4. Философия древней Индии и Китая. ………………………….122 II.4.1. Философия древней Индии……………………………………126 II.4.2. Буддизм………………………………………………………..131 II.4.3.

Три драгоценности буддизма…………………………………134 II.4.4. Чань-буддизм………………………………………………….137 II.5. Философия древнего Китая……………………………………145 II.5.1. Даосизм: ………………………………………………………147 II.5.2. Конфуций………………………………………………………157 II.5.3. Сократ – Конфуций …………………………………………..166 II.6. Философия в средние века…………………………………….169 II.6.1. Античная культура и христианство………………………….169 II.6.2.

Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика………………………………………178II.7. Философия Нового времени. .Выдающиеся европейские философы XVII-XVIIIвв. .Русская философия XVIIIв……………………………………183 II.8. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики…………………….196 II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики……………………………………………………..208 II.

10. Философский иррациона-лизм…………………………………216 II.10.1. Шопенгауэр…………………………………………………..216 II.10.2. Ницше…………………………………………………………224 II.11. Русская философия XIXв………………………………………236 II.12. Панорама философии ХХ века………………………………..249 II.12.1. Философия «серебряного века» русской культуры………..249 II.12.2. Советская философия………………………………………..256 II.12.3. Неопозитивизм……………………………………………….261 II.

12.4. Феноменоло-гия……………………………………………….266 II.12.5. Экзистенциализм…………………………………………….268 II.12.6. Герменевтика…………………………………………………273ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРАIII1. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира…………….278III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности……….280III.2.1.

Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма………………………………280III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля……………………………….283III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики………..287 III.2.4.

Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии…………………………………………………….289III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи средневековья…………………………………………..290III.4. Научные революции эпохи Нового времени и смена типов миропонима-ния…………………………………………292III.4.1. Научные революции в истории естествозна-ния…………….292III.4.2.

Первая научная революция. Смена космологической картины мира…………………………………………………..293III.4.3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира………………………………296III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода………………………………………….303III.4.5. Третья научная революция.

Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений………………………………………………….305III.5. Диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIXв…………………………………………318III.5.1. Формирование диалектико-материалистической картины мира…………………………………………………..318III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естественознания.

Материя как объективная реальность……………………………………………………..321III.5.3. От метафизико-механистического – к диалектико- материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи……………..324III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи……………………..327III.5.5.

Принцип материального единства мира……………….……331III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий ХХ века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о ми-ре……………335III.7. Естествознание ХХ века и диалектико- материалистическая картина ми-ра……………………………340ГЛАВА IY. ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА. IY.1.

Природа как естественная основа жизни и развития общества……………………………………………..345 IY.2. Современный экологический кри-зис………………………….354 IY.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство…………………………………………………….359IY.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни………….367 IY.5.

Специфика философского подхода к культуре. Культура и природа. Функции культуры в обществе……….371ГЛАВА Y. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Y.1. Возникновение и развитие философии исто-рии………………380 Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма…………………………………382 Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилиза-ции…………………386 Y.4.

Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма»………………………………………….393 Y.4.1. Концепция «стадий экономического роста»………………..393 Y.4.2. Концепция «индустриального общества»…………………..394 Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного)общества»………………………………………………………396 Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации……………………………………………………398 Y.4.5.

Концепция «информационного общества»………………….400 Y.5. Философия истории марксизма и современные «индустриальные» и «постиндустриальные» концепции развития общества………………………………..403 ГЛАВА YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,НАУКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. YI.1. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип……………………………………405 YI.2. Биологическое и социальное в человеке.

Человек как индивид и личность…………………………….410 YI.3. Сознание и самосознание человека…………………………..415 YI.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм…………………………………………………426 YI.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность………………………………………………..432 YI,6. Мораль, нравственные ценности, право, справедли-вость…………………………………………………442 YI.7.

Представления о совершенном человеке в различных культурах…………………………………………451ГЛАВА YII. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА YII.1. Субъект и объект познания……………………………………456 YII.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания……………………459 YII.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения………………………………………………..468 YII.4.

Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельно-сти………………………………….…474YII.5. Проблема истины. Характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины………………482ГЛАВА YIII. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ YIII.1. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания…………………………………..489 YIII.2.

Принципы диалектического метода, их применение в научном познании……………………………..492 YIII.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании………………………………………………………492 YIII.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание…………………………………………..493 YIII.2.3. Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности.

Недопустимость индетерминизма в науке………………………………………495 YIII.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в позна-нии……………………………497 YIII.3. Общенаучные методы эмпирического познания……………499 YIII.3.1. Научное наблюдение ………………………………………499 YIII.3.2. Эксперимент………………………………………………..503 YIII.3.3. Измерение…………………………………………………..507 YIII.4.

Общенаучные методы теоретического познания…………..511 YIII.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному………………………………………………….511 YIII.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………..514 YIII.4.3. Формализация. Язык науки………………………………..520 YIII.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания…………………………..523 YIII.5.1.

Анализ и синтез……………………………………………..523 YIII.5.2. Аналогия и моделирование…………………………………524ГЛАВА IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ. IX.1. Что такое наука?………………………………………………..528 IX.2. Наука как особый вид деятельности…………………………..533 IX.3. Закономерности развития науки………………………………536 IX.4. Классификация наук……………………………………………539 IX.5. Техника и технология как социальные явле-ния……………………………………….542 IX.6 Взаимоотношение науки и техни-ки……………………………552 IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальный последствия……………………………………557 IX.8. Социальные и этические проблемы научно- технического прогресса……………………………………….567 IX.9. Наука и религия…………………………………………………572ГЛАВА Х. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Х.1. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже ХХ и XXI веков……………………………………….577 Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия………………………………………………582 Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций

и стратегия дальнейшего развития человечества……………584

• Что такое философия?• Краткий очерк истории философии• Философская картина мира

Показать полностью…• Философия человека• Философия деятельности• Задачи и упражнения по философииМОСКВА • 2003 ББК 87Б 202Рецензенты: д.ф.н., проф. Ю. М. Хрусталевд.ф.н., проф. В. Б. КучевскийБалашов Л. Е.Философия: Учебник.. — М., 2003. — 502 с.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями. Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде ву-зов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государ-ственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений.

Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным и предметным указателями.

ПОЛИТОЛОГИЯМИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Бербекова Т.Х. политология

Показать полностью…Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей очной и заочного обученияМосква 2006 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯВОДНОГО ТРАНСПОРТАБербекова Т.Х.

политологияУчебно-методический комплекс для студентов всех специальностей очной и заочного обученияИздательство «Альтаир» Москва 2006Бербекова Т.Х. Политология. Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей очной и заочного обучения М.: Изд-во «Альтаир» МГАВТ, 2006. -190 с.

Учебно-методический комплекс составлен доктором политических наук, профессором Бербековой Т.Х. и доктором философских наук, доцентом Макаренковым Е.В. в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Учебно-методическое пособие по курсу «Политология» включает в себя тематический план курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы, тематику рефератов, краткий конспект лекций, тесты, словарь основных понятий политологии и другие материалы, необходимые для самостоятельного изучения предмета.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения.Рецензенты – доктор философских наук, профессор Беляев Г.Г. кандидат политических наук, доцент Ларионов А.В. Издается по решению Учебно-методического совета МГАВТ.Ответственность за оформление и содержание передаваемых в печать материалов несут авторы и кафедры академии, выпускающие учебно-методические

материалы.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИУчебное пособиеМосква 2009г.ББКС 71

Показать полностью…28 Рекомендовано к изданию кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского Экономико-Лингвистического ИнститутаСевастьянов Михаил АлександровичСоциально-экономические аспекты Отечественной истории Учебное пособие.М.:НОУ МЭЛИ 2009г.

В учебном пособии раскрываются теоретические проблемы возникновения, развития и современного состояния социально-экономических аспектов Отечественной истории; делается попытка комплексного рассмотрения динамики социально-экономических процессов, происходящих в России в контексте мировой истории.

На примерах из истории России, достижениях и трудностях ее социально- экономического развития, делается попытка осмысления ее прошлого и настоящего.

на репродукции: «Вечная Россия» Илья Глазунов

Доброе время суток!Мое настоящее имя Екатерина Судакова (Корбут — творческий псевдоним). В 2012 году мной была создана эта группа в ресурсе социальной сети «».

За время ее существования тут были опубликованы провокационные материалы, демонстрирующие как легко можно исказить любую идею и опорочить политические реалии нашей страны. Мы можем рассматривать их как прекрасный пример «Информациооной войны» ( ru-news.ru/informatsionnye-vojny-v-internete-chast-3/ )

Подчеркну, что эти материалы не имеют к самому Институту, обучению в нем и учебным материалам и взглядам преподавательского состава никакого отношения.

ХАЛЯВА!!!Как это заманчиво звучит для студента, но всех с детства учат,что бесплатный сыр только в мышеловке и тд… Так вот, я предлагаю РЕАЛЬНУЮ ХАЛЯВУ, кому то эти халявные 2000 рублей покажутся вообще ничем, а кому то будут не лишними. Вот для кого они будут не лишними мне и нужны.

Требования очень просты. Прописка или регистрация г. Москвы и вы должны являться студентом московского ВУЗА очной формы. И ВСЕ!!!! Все просто и делать ничего не надо, времени займет всего пару часов… За подробностями в лс.

Спама тут никого нету, не надо меня банить,помогите бедным студентам заработать =))

Источник: https://vk.com/wall-47031812

Scicenter1
Добавить комментарий