ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: , система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий

Понятие юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение и правосознание

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: , система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий

Юридическое мировоззрение система взглядов на право и государство как основу, главного движущего фактора общественного развития.

Оно образовалось в результате культурного и исторического развития европейской духовной культуры, западной цивилизации, возникшей в Древнем Риме в идеях мифологического мировоззрения и сменившей в Новое время благодаря Реформации и научного религиозно-философского мировоззрения античности и Средних веков.

Представляет собой совокупность взглядов на общество и место в нём человека через индивидуалистические договорно-правовые отношения и систему представлений о праве как ведущем факторе развития государства и общества. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права. — М.: Юрайт, 2011. — С. 214-216.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни общества организованного в государстве. Оно возникло на заре развития человечества в раннеклассовых обществах вместе с формированием государства.

На развитие и формирование правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие культурные, экономические, социально-политические факторы, оно взаимодействует и взаимосвязано с политическим сознанием, наукой философией, религией, искусством, моралью.

Правосознание включает и само представление о праве, то есть правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни государства и общества, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, обществом и государством.

Как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: правовыми отношениями; процессами правореализации и правотворчества; юридическими институтами, принципами и нормами; совокупностью правовых учреждений. Эти взаимодействия элементов и взаимные связи правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни. юридический правосознание законодательный

Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции “верховенства права”, “правового государства”, осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во “Всеобщей Декларации прав человека” от 10 декабря 1948 года, Всеобщая Декларация прав человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. — 1995. — 5 апреля. Европейской конвенции “О защите прав человека и основных свобод” от 4 ноября 1950 года, О защите прав человека и основных свобод: Европейская конвенция от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №2. — Ст. 163. Международном Пакте “О гражданских и политических правах” от 16 декабря 1966 года. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — №12. “О Декларации прав и свобод человека и гражданина”, О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года №1920-1// Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — №52. — Ст. 1865. принятой в 1991 году, подчёркивается, что права и свободы человеку принадлежат от рождения, общепризнанные международные нормы, которые относятся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР.

Специфический признак правосознания заключается в соотношении в сознании (классовом, индивидуальном) жизненных интересов, потребностей, условий данного класса с необходимыми, возможными или существующими юридическими обязанностями и правами. Результатом такого соотнесения являются идеи и представления о праве.

Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и отражение в идеях и эмоциях, формировании их поведения.

Приметой нравов и быта древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в судебные учреждения, в сенат по любому спорному вопросу: касалось ли это продажи раба или государства и при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Гринин, Л.Е.

Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому. — М.: Либроком, 2010. — С. 42.

Буржуазные общества XIX-XX веков, которые основывались на фундаментальных правовых документах — конвенциях, конституциях, декларациях, на включённых в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.

Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, ответственности и обязанностей. Там же. — С. 50.Только в коммунистическом обществе пытались юридическое мировоззрение заменить революционным, классовым сознанием. Всплеск правосознания характеризует и периоды революций и социальных перемен.

Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правоприменении и правотворчестве.

Таким образом, представления, взгляды и идеи о праве предшествующих поколений передаются новым. Нередко воспринимаются теории и идеи, выработанные другими народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определённому образу действий.

Следовательно, правосознание не только отражает поведение людей в сфере права и юридическую действительность, но и участвует в урегулировании поведения. Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой фундаментом правового государства и верховенства права в обществе.

Источник: https://vuzlit.ru/118983/ponyatie_yuridicheskogo_mirovozzreniya_yuridicheskoe_mirovozzrenie_pravosoznanie

Юридическое мировоззрение

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: , система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт заочного и ускоренного обучения

Кафедра философии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Философия»

Тема №2: « Юридическое мировоззрение»

Выполнила: студентка 1-го курса 121 группы

Карякина К.А.

Проверил:

доцент Постоляко Л.С.

г. Екатеринбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Понятие юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение и правосознание……………………………………………………………………..………………4

Глава 2. Многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения. “Имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный” типы юридического мировоззрения……………………………………………………….………….7 

Глава 3. Роль юридического мировоззрения в законодательной и правоохранительной деятельности, формировании судебной практики……………………13

Заключение……………………………………………………………………..…….…..18

Список использованной литературы……………………………………………………19 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым.

Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина.

Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Освоение накопленных человечеством богатств философского знания, развитие собственных навыков философствования – сложная и важная задача, стоящая перед каждым студентом-юристом. В профессиональной деятельности юристов принципиальное значение имеют мировоззренческие установки, гуманистические ориентации, в формировании которых философия играет решающую роль.

Цель работы заключается  в исследовании правовых концепций таких явлений как юридическое мировоззрение и правовая культура.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

–  дать  характеристику понятию юридического мировоззрения, а так же его соотношение с правосознанием;

– изучить многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения, таких как  “имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный”;

– выявить роль юридического мировоззрения в законодательной и правоохранительной деятельности, формировании судебной практики.

Структура данной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной  литературы.

1. Понятие юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение и правосознание

Юридическое мировоззрение   система взглядов на право и государство как основу, главного движущего фактора общественного развития.

Оно образовалось в результате культурного и исторического развития европейской духовной культуры, западной цивилизации, возникшей в Древнем Риме в идеях мифологического мировоззрения и сменившей в Новое время благодаря Реформации и научного религиозно-философского мировоззрения античности и Средних веков.

Представляет собой совокупность взглядов на общество и место в нём человека через индивидуалистические договорно-правовые отношения и систему представлений о праве как ведущем факторе развития государства и общества.1

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни общества организованного в государстве. Оно возникло на заре развития человечества в раннеклассовых обществах вместе с формированием государства.

На развитие и формирование  правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие культурные, экономические, социально-политические факторы, оно взаимодействует и взаимосвязано с политическим сознанием, наукой философией, религией, искусством, моралью.

Правосознание включает и само представление о праве, то есть правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни государства и общества, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, обществом и государством.

Как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: правовыми отношениями; процессами правореализации и правотворчества; юридическими институтами, принципами и нормами; совокупностью правовых учреждений. Эти взаимодействия элементов и взаимные связи правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни.

Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции “верховенства права”, “правового государства”, осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во “Всеобщей Декларации прав человека” от 10 декабря 1948 года,2 Европейской конвенции “О защите прав человека и основных свобод” от 4 ноября 1950 года,3 Международном Пакте “О гражданских и политических правах” от 16 декабря 1966 года.4  “О Декларации прав и свобод человека и гражданина”,5 принятой в 1991 году, подчёркивается, что права и свободы человеку принадлежат от рождения, общепризнанные международные нормы, которые относятся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР.

Специфический признак правосознания заключается в соотношении в сознании (классовом, индивидуальном) жизненных интересов, потребностей,  условий данного класса с необходимыми, возможными или существующими юридическими обязанностями и правами.

Результатом такого соотнесения являются идеи и представления о праве. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право.

Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и отражение в идеях и эмоциях, формировании их поведения.

Приметой нравов и быта древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в судебные учреждения, в сенат по любому спорному вопросу: касалось ли это продажи раба или государства и при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную.6 

Буржуазные общества XIX-XX веков, которые основывались на фундаментальных правовых документах – конвенциях, конституциях,  декларациях, на включённых в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.

Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, ответственности и обязанностей.7Только в коммунистическом обществе пытались юридическое мировоззрение заменить революционным, классовым сознанием. Всплеск правосознания характеризует и периоды революций и социальных перемен.

Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правоприменении и правотворчестве.

Таким образом, представления, взгляды и идеи о праве предшествующих поколений передаются новым. Нередко воспринимаются теории и идеи, выработанные другими народами. Под влиянием ценностного анализа правовой деятельности возникает предрасположенность личности к определённому образу действий.

Следовательно, правосознание не только отражает поведение людей в сфере права и юридическую действительность, но и участвует в урегулировании поведения. Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой фундаментом правового государства и верховенства права в обществе.

 

2. Многообразие оснований типологизации юридического мировоззрения. “Имперский” и “федералистский”, “дискурсивный” и “командный” типы юридического мировоззрения

Представляется возможным сформулировать следующий критерий разграничения юридического мировоззрения и правового мышления. Последнее определяется логикой и методом формирования правовых смыслов.

В отличие от него юридическое мировоззрение содержит в себе основополагающие правовые ценности и специфицируется ими.

Нельзя отрицать тесную взаимосвязь правового мышления и юридического мировоззрения, так как ценности последнего предстают в качестве идеальных значимостей, выступающих условиями возможности как самого мышления о праве, так и правоотношений и правовых институтов.

Юридическое мировоззрение в правоприменительной деятельности “срабатывает” как бы между общей нормой и казусом.

Не случайно, возникает ситуация вынесения судебных решений, когда затруднительно прямое применение правила и в силу этого необходима апелляция к ценностным принципам данной правовой системы.

Ссылаясь на многовековую традицию, к фундаментальным правовым ценностям единодушно причисляют свободу, справедливость, равенство.

В настоящее время, как и прежде, является открытым вопросом о соотношении содержательной (акцентируемой в естественном праве) и формальной (акцентируемой в позитивном праве) сторон права, соотношение содержательного и формального начал в праве подвижно и неустойчиво. Принцип формального равенства неизменно сосуществует с принципом столь же формального неравенства (всякое правило оговаривает исключения), вводимым по содержательным соображениям справедливости.8

Известно, что ещё Аристотель выделил два рода справедливости. Справедливость распределяющая предписывает вознаграждать каждого по достоинству, то есть пропорционально его личному вкладу в общее дело.

Последнее предполагает общую цель, и, следовательно, понятием распределяющей справедливости полагается особая ценность – общее благо, которое характеризуется отождествлением морального и разумного. Здесь и зарождается первая дихотомия (деление, противопоставление) юридического мировоззрения: общее благо противостоит благу особенному.

9 Общее благо, отчуждаясь от индивида – субъекта правоотношений, предстаёт в сознании последнего как благо Общего (конкретно-всеобщего, общества). Особенные субъекты (групповые или индивидуальные) должны быть защищены определённым образом, отличных от соображений государственной выгоды.

Благо Общего находится в противоречии с благом Особенного (правоспособного индивида), то есть по отношению к первому последнее может выступать как не-благо. Наряду с правовой ценностью общего блага необходимо признать и противоположную ей (но в равной мере имеющую правовой статус) ценность  –  самоценность инаковости. 

 Дихотомия  –  общее благо – самоценность инаковости порождает два противоположных типа юридического мировоззрения. Первый тип “имперский”.

Его основополагающая ценность – общее благо (благо Общего),  гражданский  идеал  – единство в многообразии, политическая цель – единение во имя внешней безопасности и внутренней стабильности. Противоположный тип юридического мировоззрения “федералистский”.

В его основе находится фундаментальная ценность – инаковость. Гражданский идеал – партнёрство, конструктивный диалог и взаимовыгодный контакт. Политическая цель – свободное и открытое общество от тоталитарных тенденций.

Аристотель говорит также об уравнивающей справедливости: “Справедливое равенство – это середина между “больше” и “меньше”, а нажива и убыток – это “больше” и “меньше” в противоположных смыслах. Серединой между тем и другим оказывается справедливое равенство, которое мы определяем как правосудное…”.

10 Таким образом, смысл, уравнивающий справедливости – в том, чтобы соблюсти равновесие в человеческих отношениях между преимуществом и лишением, выгодой и ущербом, то есть обеспечить любому равную меру свободы. В самом деле, неимущий является зависимым, а значит – рабом. Уравнивающая справедливость подразумевает равенство, которое состоит в “бытии-свободным”.

Так от идеи равенства приходим к собственно единственной правовой ценности – свободе.

Юридическое мировоззрение последующих столетий – это мировоззрение, в основе которого находится принцип вытекающего из объективного разумного начала (божественного Логоса или естественного разума) единства справедливости, свободы (естественного права) и закона (позитивного права).

Это мировоззрение составляет единую основу развития юридической науки, правосознания и философии со времён Античности до Нового времени, а также образует предпосылку немецкой классической философии права.

Субстанцией права выступает сама разумность мироустройства, а свобода совпадает с разумной и потому познаваемой человеком необходимостью.

Примечательно, что правовым основанием закона в понимании греков выступает честность, то есть верность данному слову “соглашению”. “Соглашаться” буквально означает “одинаково говорить”. Соглашение – это как бы схождение в одной “точке”.

Единомыслие как минимум двух рассуждений гарантирует правовой характер договора (закон государства – разновидность договора), который и есть единственный источник юридической силы последнего. Римский дух, в противоположность эллинскому, часто связывается с понятиями “воля”, “воление”.

11 Здесь отправным пунктом образования понимания мира служит и роль воли.

Это власть над всем миром суверенной высшей воли, отграничение по отношению к этой власти ответственной свободы личности, отграничение в правовом устройстве общества сфер господства отдельных воль друг от друга, закон, как правило, этого отграничения, снижение объекта до подчинённой воле вещи.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_10/juridicheskoe-mirovozzrenie/422697.2822188.page1.html

Юридическое мировоззрение в системе правовой культуры

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: , система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИГромова Т. Н.В статье определяется категориальный статус юридического мировоззрения в системе философского знания. Автор производит его анализ на фоне понятий «правовая культура» и «правосознание».Правовая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, особое качество правовой жизни, показатель ее эволюции, степени свободы и ответственности личности в государстве. Правовая культура представлена как духовными, так и материальными (объективированными) ценностями. Правосознание понимается как духовная составляющая правовой культуры, отражающая отношение людей к праву, юридическим нормам, своим правам. Правовое сознание возникло с появлением государства, достигало теоретических высот в легистском и конфуцианском Китае, в правовой теории и практике античности. Но до Нового времени оно никогда не поднималось до уровня мировоззрения: между периодом появления на исторической сцене правосознания и эпохой возникновения юридического мировоззрения лежит многотысячелетний временной зазор. Юридическое мировоззрение – это комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни. Оно выделяется из правосознания только в условиях функционирующего гражданского общества, способного оказывать влияние на правовую реальность. Юридическое мировоззрение есть особое качество правосознания, придающее ему целостность и целесообразность.

Начиная с Нового времени, все большее значение в со­циальной жизни человека стало приобретать юридическое мировоззрение — комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни. Для анализа юридического мировоззрения как неотъемлемой части духовного багажа современной цивилизации, до сих пор определяющего характер жизнедеятельности и функци­онирования социума, необходимо показать место в системе правовой культуры.

В научном дискурсе сочетание «юридическое мировоз­зрение» часто употребляется в связке с другими понятиями, близкими ему по значению: правовая культура, правосозна­ние (правовое сознание).

Рассмотрение сходств и различий этих понятий способно высветить специфические характери­стики юридического мировоззрения и более четко обозначить его категориальный статус в системе социально-философского знания.

Правовая культура — наиболее широкое по смыслу поня­тие из приведенных выше.

Обычно она рассматривается как «разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность человека».

Правовая культура охватывает все ценности, как идеаль­ные, так и материальные. В нее включаются собственно право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и т.д. Это совокупность «овеществленных и идеальных элемен­тов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей».

Поэтому она, на наш взгляд, является понятием более широким, чем правосознание и, тем более, чем юридическое мировоззрение.

Очевидно, что все элементы правовой культуры упорядочены таким образом, что позволяют говорить о том, что она есть особое качество правовой жизни как таковой, показатель ее эволюции, степе­ни свободы и ответственности личности в государстве.

Правовая культура является частью общечеловеческой культуры. При этом на ее формирование и развитие накла­дывает свой отпечаток состояние культуры в определенном обществе. «На процесс правового формирования личности огромное влияние оказывают та духовная атмосфера, тот пра­вовой климат, которые господствуют в данном обществе.

Чем прочнее правопорядок в обществе, чем выше организован­ность и дисциплина его членов, чем глубже уважение к зако­нам и законности, тем успешнее процесс овладения правовой культурой, правовыми знаниями, правовыми убеждениями».

И наоборот, если в обществе царит беззаконие, к закону отно­сятся без должного уважения, общая духовная культура явля­ется неразвитой, процесс формирования правовой культуры будет чрезвычайно сложным.

Важной составной частью правовой культуры является правосознание. Отношение между понятиями «юридическое мировоззрение» и «правосознание», на наш взгляд, соответ­ствует отношению между более широкими понятиями «ми­ровоззрение» и «общественное сознание».

Люди осознают природный мир, социальный мир и са­мих себя во многих аспектах и с различных точек зрения. В зависимости от сферы и характера отражения выделяются нравственное, художественное, религиозное и пр.

формы об­щественного сознания. В ряду этих форм особое место зани­мает правосознание.

Правовое сознание обладает всеми теми характерными чертами, что и общественное сознание в целом, тесно связано с другими его формами, но также и обладает своей спецификой.

В наиболее общем понимании правосознание есть «сово­купность чувств, настроений, теорий, представлений, взглядов и т.п., в которых выражено отношение людей к действующему праву, к вновь создаваемым юридическим нормам».

Несколь­ко более содержательную дефиницию предлагает Л. С.

По- столяко, который пишет: «Правосознание в широком смысле можно определить как переживание и осмысление человеком некоторой возможности социально значимого поведения в ка­честве своей возможности, своего «права».

Субъектами правосознания являются отдельные люди, общности, классы, человечество в целом. Профессиональны­ми субъектами правосознания выступают специалисты в об­ласти права. Они выступают творцами правовой идеологии, интерпретаторами правовых теорий, экспертами в сложных вопросах, примерами и образцами носителей правового со­знания в глазах самой широкой общественности.

Объект правосознания — это государственно-правовая действительность, которая отражается в знаниях, идеях, тео­риях, эмоциях, оценках людей. Специфика правосознания определяется, прежде всего, особенностями объекта, а не только способом его отражения.

Поэтому правосознание по­зволяет оценивать правовую реальность с позиций не только собственно права, но и морали, религии, политики и т.д. В са­мом общем смысле правосознание — это система идей, кото­рые задают параметры того, что следует считать правомерным или неправомерным, правовым или противоправным.

С его позиций законы квалифицируются как гуманные или жесто­кие, справедливые или несправедливые, полезные или неэф­фективные.

Роль правосознания в духовной жизни человека чрезвы­чайно высока. Русский философ И. А.

Ильин утверждает: «Че­ловек не может обходиться без правосознания, ибо всякая слу­чайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не говоря уже о сделках и об участии в любой обще­ственной организации, — ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосо­знанию человека и приводит его в движение».

Юридическое мировоззрение — это идеальная совокуп­ность элементов общественного сознания, которое, однако, качественно отличается от правосознания как более четко по­зиционированное и структурированное образование.

С точки зрения основных составляющих частей в юридическом миро­воззрении нет ничего, чего не было бы в правосознании, од­нако элементы юридического мировоззрения упорядочены в нем таким образом, что эта упорядоченность порождает но­вые смыслы.

Важнейшее, на наш взгляд, отличие правосознания от юридического мировоззрения связано с особой — универсаль­ной — оптикой последнего. Это не просто идеальное отраже­ние права. Это, скорее, отображение самого мира через при­зму права.

В юридическом мировоззрении все без исключения формы общественного сознания — мораль, искусство и т.д. — приобретают правовые измерения и могут интерпретировать­ся в координатах справедливости, права и закона.

Универсали­зация права в юридическом мировоззрении связана с тем, что, начиная с XVII столетия, оно рассматривается не просто как особый регулятор социальных отношений, а как своеобразное инобытие разума на социальном поле.

Иными словами, право в социально-философских учениях Нового времени стало спо­собом формализации универсальных законов разума, верных в любых ситуациях и при любых условиях.

Юридические законы в трудах классических теоретиков правовой и политической философии (Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, С. Пуффендорф и др.), рассматриваются в едином контексте с законами природы: и те, и другие суть отображе­ния естественных законов разума.

Если проводить аналогию с естественными науками, то можно сказать, что физика не создает закона всемирного тяготения или закона сохранения энергии: она только обнаруживает и описывает естественные, устойчивые связи, уже существующие в природе до и помимо всяких научных писаний.

При этом разумность мироустрой­ства предполагает, что в наличном мире законы эти могут быть только такими и никакими иными: они логичны, мате­матически формализуемы, согласуются между собой, а значит не имеют альтернатив.

Точно так же теория права не создает, а раскрывает извечно существующие фундаментальные зако­ны общежития любых разумных существ.

Социальный мир устроен разумно и законосообразно, право просто фиксирует эту логику мироустройства, а на ее основании уже создает кон­кретные правовые нормы, применимые для упорядочивания социальных взаимодействий в конкретных ситуациях. Конеч­но, эмпирические нормы не могут полностью соответствовать идеальным представлениям о высших законах разума, но они должны, по меньшей мере, стремиться к этому.

Юридическое мировоззрение, таким образом, фактиче­ски выстраивается на том же объяснительном фундаменте, что и мировоззрение естественнонаучное.

В сущности, весь мир — как социальный, так и природный — непротиворечиво объясняется на основании единой системы законов, частным случаем которой и являются юридические законы.

Конечно, такой подход на деле сильно упрощал социальные взаимо­действия, но он находился в полном соответствии с механи­стической системой взглядов начала Нового времени, когда социальные взаимодействия считалось возможным проверять математикой (вспомним «Этику», доказанную Б. Спинозой «в геометрическом порядке»).

Что касается собственно социального мира, то здесь пра­во превратилось в универсальную схему для понимания всех возможных общественных взаимодействий. Рассмотрение по­литики, экономики, и т.д. в координатах права с точки зрения юридического мировоззрения представляется одновременно объективной оценкой их разумности, жизнеспособности, есте­ственности, эффективности.

Кроме прочего, юридическое мировоззрение есть такое состояние правосознания, при котором все его элементы со­ответствуют определенным представлениям о мире, согла­суются между собой и в совокупности формируют единое интегральное целое.

Обращение к естественным законам по­зволяет интегрировать представления о мире природы и со­циальном мире. Обращение к праву как к гаранту социальной справедливости позволяет интегрировать идеи о политике, экономике, морали.

Наконец, внутри юридического мировоз­зрения нормы представлены как элементы систем (отраслей права, институтов), формирующих четко структурированную систему.

Таким образом, в силовом поле юридического мировоз­зрения правовые идеи, знания, эмоции, ценности перестают со­существовать изолированно друг от друга, и кристаллизируют­ся как элементы неразрывного мировоззренческого единства.

Интегральность и целостность юридического мировоз­зрения достигается, прежде всего, наличием единой практи­ческой цели, объединяющей все его элементы. Само по себе наличие цели говорит о деятельностном характере мировоз­зрения как перспективной программы действий.

Если право­сознание как подсистема общественного сознания — это отра­жение государственно-правовой реальности, то юридическое мировоззрение есть выход за пределы простого отражения.

Это, прежде всего, творчество, побудительность, надежда на возможность изменения мира — природного, социального или хотя бы внутреннего мира человека.

Считается, что всякая форма общественного сознания ха­рактеризуется определенной активностью и потому способна оказывать обратное воздействие на общественное бытие.

На примере правосознания становится очевидным, что именно юридическое мировоззрение отвечает за эту активность.

Если элементы сознания не вписаны в мировоззренческую систему, придающую высший смысл человеческой деятельности, они так и останутся формами пассивного отражения действитель­ности, неспособными трансформировать породившую их ре­альность.

В. Г. Федотова, опираясь на идеи М.

Вебера, полагает, что движущей силой этой активности является противоре­чие между реальным положением дел и мировоззренческой программой: «Мировоззрение имеет внутреннюю логику, которая делает его относительно независимым от других со­циальных систем.

Согласно Веберу, между всеохватывающим объяснением целостного мировоззрения и эмпирической реальностью складывается противоречие, которое может сде­лать внутреннюю логику мировоззрения определяющей для изменений в социальном мире».

Подтвердить и теоретически обосновать активный, про­цессуально-деятельностный характер юридического миро­воззрения возможно при помощи анализа его генезиса.

Генетически правосознание выступает в качестве одной из от­носительно поздних форм общественного сознания, поскольку для его функционирования необходимо наличие государства, в то время как нравственное или художественное сознание, очевидно, могли функционировать и на догосударственном этапе общественного развития.

Что касается юридического мировоззрения, то, как справедливо отмечал Ф. Энгельс, оно оформляется только в Новое время, и этот вывод не оспари­вается ни одним из исследователей этой проблемы. Правовое сознание достигало больших теоретических высот в легист- ском и конфуцианском Китае, в правовой теории и практи­ке Древней Греции и, особенно, Древнего Рима.

Но вплоть до XVII в. оно никогда не поднималось до уровня мировоззрения. Таким образом, между периодом появления на исторической сцене правосознания и эпохой возникновения юридического мировоззрения лежит многотысячелетний временной зазор.

Очевидно, что настолько огромная разница во времени появления правосознания и юридического мировоззрения де­терминирована сущностными отличиями между обществен­ным сознанием в целом и мировоззрением как таковым.

С позиции деятельностного подхода очевидно, что юри­дическое мировоззрение может сформироваться только в определенных социальных условиях, а именно тогда, когда общество может оказывать реальное, хорошо заметное воз­действие на правовую реальность: на представления о спра­ведливости, правовую идеологию, характер и содержание конкретных правовых норм.

Иными словами, юридическое мировоззрение выделяется из правосознания только в услови­ях функционирующего гражданского общества.

До его появ­ления широкая общественность была способна только пассив­но отражать в своих знаниях, чувствах и ценностях правовую реальность, конструируемую элитой в собственных интересах на основе устойчивых социальных традиций и обычаев.

Обобщая результаты сравнительного анализа, можно ут­верждать, что юридическое мировоззрение есть особое каче­ство правосознания: универсальное по направленности, четко интегрированное и деятельностно-ориентированное. В целом, юридическое мировоззрение является элементом правосо­знания, а правосознание — духовной составляющей правовой культуры.

http://www.mars-energo.com

  

Источник: https://www.eurasialegal.info/index.php/component/content/article/132-2012-01-09-09-47-12/5014-2016-04-20-08-49-57

Мировоззрение юристов

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: , система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, определение — система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий фактор обществ. развития, возникшая в ходе борьбы. 1. Понятие юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение и правосознание. Юридическое мировоззрение система взглядов на право и государство как основу,главного.

УслугаЦена
Первичная юридическая консультация онлайнБесплатно
Первичная юридическая консультация по телефонуБесплатно
Личная (устная) юридическая консультацияот 500 руб
Письменная юридическая консультацияот 1000 руб
Правовое заключениеот 3000 руб
Правовая экспертиза стандартного договораот 1000 руб
Правовая экспертиза сложного договораот 2000 руб
Составление приложения к договоруот 500 руб
Редакция договораот 500 руб
Составление индивидуального договораот 4000 руб
Составление претензийот 2000 руб
Составление заявленийот 2000 руб
Правка документовот 500 руб
Составление претензииот 2000 руб
Ответ на претензиюот 2000 руб
Составление соглашенийот 2000 руб
Досудебное урегулированиеот 5000 руб
Составление искового заявленияот 4000 руб
Составление заявления о выдаче судебного приказаот 3000 руб
Составление апелляционной жалобыот 4000 руб
Составление возражения на исковое заявлениеот 3000 руб
Составление мирового соглашенияот 3000 руб
Оценка перспективы судебного разрешения спораот 1500 руб
Ознакомление с материалами дела в судеот 2000 руб
Получение исполнительного листа в судеот 2000 руб
Представительство в суде в первой инстанцииот 4000 руб
Комплексное представительство в судеот 12000 руб
Полное ведение дела в суде в первой инстанцииот 15000 руб
Полное ведение дела в суде второй инстанцииот 12000 руб
Досудебное урегулирование спора со страховой компаниейот 5000 руб
Составление административного искового заявленияот 4000 руб
Определение границ земельного участкаот 20000 руб
Раздел земельного участкаот 25000 руб
Иные судебные земельные дела и спорыот 20000 руб
Составление претензии к работодателюот 3000 руб
Раздел имуществаот 30000 руб
Увеличение размера алиментовот 15000 руб
Определение порядка общения с ребенкомот 20000 руб
Лишение родительских правот 25000 руб
Представительство в подразделениях ФССП РФот 2500 руб
Заказ несрочной выписки из ЕГРИПот 1500 руб
Сбор доказательств и документовот 2000 руб
Телефонные переговоры  c контрагентамиот 2000 руб

Философия Философия для юристов Мировоззрение и философское мировоззрение непосредственно связаны с таким феноменом мышления, как картина мира. 2 лучших книг для адвокатов и юристов.

Она оказывает колоссальное воздействие на мировоззрение: ты начинаешь мыслить так, что перестаешь зависеть от .

Причин тому множество: стремление к получению престижного образования, повышению личного социального статуса, легализация возможности получить юридическое образование за плату.

«Юристы». 1 серия

чем отличается мировоззрение юриста от мировоззрения людей. Юридическое мировоззрение. ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на право и государство как основу, Это — фантазия юристов. Естественно-правовые аспекты эстетической культуры юриста . В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как.

Юрист шокировал правдой о гражданстве

Юридическое мировоззрение права. По вопросу о ценности права в философской и юридической мысли сложились разные подходы. Один из них подчеркивает и даже. Юридическое мировоззрение, идеалистическая совокупность взоров, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как база и основной движущий фактор.

Рекомендуем ознакомиться:

Источник: https://tesoronotes.ru/pomosh-advokata/5986-mirovozzrenie-yuristov.php

109. Юридическое мировоззрение буржуазии и право

ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: , система взглядов на право и гос-во как основу, главный движущий

Юридическоемировоззрение — идеалистическаясистема взглядов, в соответствии скоторыми право и государство рассматриваютсякак основа и главный движущий факторобщественного развития. Юридическоемировоззрениескладывалось в ходе борьбы буржуазиипротив феодальных отношений и абсолютизма.Ф.

Энгельс называл Юридическоемировоззрение«классическим мировоззрением буржуазии»которое приходит на смену теологическомумировоззрению средних веков.

Гносеологическипредставления о праве как первоосновеобщества связаны с тем, что правовыеформы простого товарного производства,выраженные ещё римскимправом,оказались необходимыми и для отношенийкапиталистического товарного хозяйства.

Поскольку эти правовые формы пережилисмену общественных формаций и разныхполитических систем, возникла иллюзия,будто они и есть наиболее прочная исовершенная основа общества.

В периодстановления капитализма существенновозросла роль права как в экономике,так и в политике, что также способствовалоупрочению ЮридическоемировоззрениеХотя Юридическоемировоззрениеподчёркивало важность правовых начали законности в жизни общества, выступалос антифеодальным требованием «заменитьправление людей правлением закона»,оно в смещенном виде изображалодействительные закономерностиобщественного развития. Юридическоемировоззрениеабсолютизировало правовую формуобщественных отношений, маскируя ихреальное социальное содержание: на делебуржуазный закон скрывал за юридическимравноправием фактическое неравенство,за формулой свободы договора —экономическое принуждение и т. д. НаЮридическоемировоззрениебыл основан и т. н. юридический социализмА. Менгера и др. — реформистская теорияо возможности перерастания капитализмав социализм исключительно путёмсовершенствования законов. Впроцессе превращения промышленногокапитализма в монополистический,потребовавшего значительных правовыхмодификаций, в условиях обострившихсяклассовых антагонизмов Юридическоемировоззрениетеряет своё доминирующее положение.Вместе с тем юридическо-мировоззренческиетенденции проявляются в современнойбуржуазной юридической науке, в попыткахсчитать буржуазное право одним изсредств коренной трансформациикапитализма.

110. Естественно-правовая концепция и философия права

П.И.Новгородцев(1866 — 1924г).- признанный лидер московскойшколы «возрожденного естественногоправа». Он сыграл большую роль в развитииестественно-правовых взглядов вроссийском правоведении конца 19 — начала20 века.

Какотмечает Новгородцев, потребность вестественно-правовой философии возникаетименно в периоды кризисов и переломов,«…когда старые формы жизни явнообнаруживают свою ветхость, когдаобществом овладевает нетерпеливаяжажда новых порядков».

Разрабатываяестественно-правовую концепцию,осмысливая роль естественного права всоциокультурном развитии человека, егоидейную природу и сущность, философобосновывает значимость естественногоправа, объективность самойестественно-правовой идеи, лежащей вего основании.

Естественноеправо определяется мыслителем какосновное и безусловное право каждогочеловека вести наполненную одухотвореннуюжизнь, сознавая ее самостоятельно исвободно. Оно представляется Новгородцевукак необходимая и безусловная формадуховного бытия человека.

Новгородцевназывает естественное право идеальным,имея в виду его идеалистическуюфилософскую основу: Он утверждает, чтоестественно-правовые построения,являются неотъемлемым свойством нашегодуха и свидетельством его высшегопризвания. Общество, которое пересталобы создавать идеальные построения, былобы мертвым обществом; эти построениякаждый раз показывают, что в нем духжив, есть движение нравственного чувстваи сознания.

Основную ценностьподхода к правовым явлениям с позицийестественного права Новгородцев видитв том, что таким путем возможно выйтииз замкнутого круга одних лишь юридическихявлений и непосредственно связанных сними феноменов — этики, религии, политикии увидеть определяющие, базисные основыправа.

Естественно-правовой подходнеразрывно связывает рассмотрениеюридических проблем с основнымичеловеческими ценностями: свободой,правом на жизнь, независимым социальнымстатусом человека. В данном контекстеестественное право приобретает значениефилософского воззрения, с позицийкоторого познаются «смысл и целичеловеческой жизни», разрабатываютсясоциальные идеалы.

«Философия естественногоправа, — делает вывод Новгородцев, — естьнаука должных отношений, а не причинныхсвязей…».

С точки зренияестественно-правового подхода, право —это право, извне переданное человеку иприоритетное к человеческим установлениям.

Источник: https://studfile.net/preview/6212731/page:76/

Scicenter1
Добавить комментарий