ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Аутсорсинг в области информационных технологий существовал в той или

Аутсорсинг информационных технологий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  Аутсорсинг в области информационных технологий существовал в той или

Исторически IT-аутсорсинг связан с передачей «на сторону» функций внутренних IT-подразделений (вычислительных центров, отделов) и выполняемых ими видов работ (например, ведения бухгалтерской документации). Впоследствии с развитием пакетов IT-услуг аутсорсеру передаются взаимосвязанные функции и сопровождение финансовых бизнес-процессов полностью.

Традиционно рынок услуг IT-аутсорсинга развивается вместе с рынком собственно информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Характерным примером является рост объёмов услуг IT-аутсорсинга в конце ХХ века, который исследователи связывают с решением «проблемы –2000».

Однако на рубеже ХХ – ХХI вв. экономический спад, усугубившийся в связи с разгулом международного терроризма, оказал негативное воздействие на мировую индустрию информационных технологий.

Сложившаяся в мире экономическая ситуация, привела к сокращению в начале столетия затрат на ИКТ.

Тем не менее, отдельные регионы, такие, как Восточная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка, продолжали увеличивать расходы на информационные и коммуникационные технологии и по темпам роста этих расходов опередили Северную Америку и Западную Европу.

В десятку стран, имеющих самые высокие темпы роста на информационные и коммуникационные технологии, вошли Китай, Вьетнам, Польша, Колумбия, Индия, Словакия, Греция, Румыния и Бразилия.

По данным European Information Technology Observatory (EITO, Германия), в 2004 году объем мирового рынка ИКТ составил 2167 млрд. евро, при этом 74% совокупных оборотов пришлось на США, Европу и Японию. Оставшиеся 26% совокупных оборотов формируют, прежде всего, Китай, Индия и Южная Корея.

IT-outsourcing – это такой вид услуг, который подразумевает передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке IТ систем в специализированную IТ-компанию. При этом исполнитель гарантирует выполнение обозначенных в договоре функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса.

Следует отметить, что своё развитие аутсорсинг начал именно с IT-аутсорсинга. Аутсорсинг получил более широкое распространение с развитием Интернета.

Это даёт возможность предприятиям также тесно сотрудничать со сторонними организациями, как их собственные подразделения взаимодействуют между собой. Это было предсказано ещё Б. Гейтсом в 90-х годах ушедшего столетия.

Сегодня данный прогноз как раз находится на стадии практической реализации.

Под понятие IТ-аутсорсинга подпадают одноразовые и долгосрочные работы в области использования информационных технологий.

К ним относятся решение административных функций, обслуживание компьютерного сетевого оборудования, консультации в этой области, программное обеспечение и другое.

Заметим, что IТ-аутсорсинг выступает:

— во-первых, как родоначальник современного аутсорсинга;

— во-вторых, как лидер рынка аутсорсинга.

Ведь предприятия, как правило, начинают использование схемы аутсорсинга в первую очередь с IТ-аутсорсинга, лишь затем плавно переходят к остальным видам.

Активное развитие IТ-аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным развитием технологий предприятиям сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов. Как правило, предприятиям выгоднее привлекать опытные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения.

Исследования компаний «IDC» и «Technology&Business» показали, что основная отдача от IТ-аутсорсинга состоит в значительном повышении эффективности финансового менеджмента.

Средством получения этой отдачи являются богатые технические возможности аутсорсинговых компаний и высокая квалификация персонала, а также наблюдается тенденция роста числа контрактов, заключаемых сразу с несколькими поставщиками с целью дополнительного снижения издержек.

Аутсорсинг информационных технологий (IТ-аутсорсинг) – это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями.

К услугам аутсорсинга информационных технологий относятся:

— обслуживание сетевой инфраструктуры;

— проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением;

— системная интеграция;

— размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний;

— создание и поддержка публичных web-серверов;

— управление информационными системами;

— приобретение в лизинг компьютерного оборудования;

— оффшорное программирование.

Существуют следующиеосновные ресурсыIT-аутсорсинга:

— профессиональный (у аутсорсера есть специалисты лучше, чем у предприятия);

— производственно-технологический (аутсорсер располагает необходимыми мощностями);

— финансово-административный (аутсорсер может управлять некоторыми проектами и транзакциями так, чтобы ускорить их выполнение и снизить стоимость);

— географический (в некоторых регионах работа может стоить дешевле).

Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) наиболее развитый вид услуг аутсорсинга, что связано, безусловно, с устойчивыми тенденциями к расширению сферы применения информационных технологий во всех областях деятельности современных организаций.

Более того, именно передача «третьей стороне» функций сопровождения систем обработки информации породила в бизнес-практике сам термин «аутсорсинг».

До сих пор в толковании ряда специалистов аутсорсинг связан именно с использованием информационных технологий в экономике и управлении.

Само понятие «информационные потребности организации» охватывает разнообразные по форме и содержанию виды деятельности, связанные с получением, обработкой, хранением, передачей информации, а также широкий спектр сопутствующих консалтинговых услуг. К IT-аутсорсингу относятся также многочисленные услуги в сфере телекоммуникаций (в том числе связь, телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет и другие).

В настоящее время большинство крупных компаний, специализирующихся в области IT-аутсорсинга, предлагают клиенту широкий спектр услуг, начиная с организации и обработки внутренних и внешних информационных потоков, проектирования и внедрения корпоративных информационных систем и сетей и заканчивая специальным обучением персонала предприятия-клиента.

Клиентами IT-аутсорсеров во всем мире являются транснациональные промышленные корпорации, крупные банки, государственные учреждения.

Большинство поставщиков услуг IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов мирового уровня активно занимаются сбором и высококачественным анализом бизнес-информации, широкими публикациями специализированных отчетов и обзоров рынка, оказывают значительное влияние на формирование и развитие информационной среды международного бизнеса.

Среди мировых поставщиков услуг IT-аутсорсинга – крупнейшие производители компьютерных технических и программных средств, сетевых технологий и приложений, систем корпоративного планирования и управления ресурсами.

Одной из наиболее существенных тенденций развития мирового рынка ИКТ исследователи считают смещение рыночного «центра тяжести» от аппаратных средств в сторону программного обеспечения и услуг.

В условиях снижения темпов роста рынка ИКТ многие компании вынуждены искать новые пути ведения бизнеса, включая аутсорсинг.

Несмотря на наметившийся кризис отрасли информационных и коммуникационных технологий в целом, рынок услуг IT-аутсорсинга продолжает расти, причем пик этого роста смещается из США в Западную Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Безусловно, IT-аутсорсинг оказывает значительное влияние на развитие бизнеса.

Основными причинами обращения к IT-аутсорсингу большинства предприятий, передающих функции своих IT-подразделений «на сторону» являются причины, типичные для других видов услуг аутсорсинга:

— необходимость использования высококвалифицированных профессиональных ресурсов поставщика услуг IT-аутсорсинга;

— стремление сократить постоянные издержки;

— стремление эффективно распределять IT-бюджеты;

— стремление повысить основные финансовые показатели;

— необходимость внедрения передовых технологий управления на основе информационных технологий.

Аналитики из американской исследовательской фирмы IDC ведут постоянный мониторинг того, насколько руководящий персонал корпораций-заказчиков удовлетворяют качество и экономический эффект от привлечения IT-аутсорсинга. При этом характерная продолжительность контрактов на аутсорсинговые услуги в области информационных технологий составляет 5-10 лет.

Среди услуг, предоставляемых IT-аутсорсерами, иногда выделяют несколько основных групп услуг:

— поддержка технических и программных средств;

— разработки и интеграция приложений;

— консалтинг;

— обучение и тренинг;

— управление информационными системами.

Среди причин, отражающих недостаточно эффективное использование IT-аутсорсинга крупными компаниями и невысокую отдачу от средств, вкладываемых в освоение информационных технологий, выделяют следующие:

— недостаточное понимание менеджерами предприятия-заказчика особенностей реализации проектов, связанных с внедрением современных IT;

— несогласованность между возможностями использования информационных ресурсов аутсорсеров и стратегий развития собственного предприятия.

Среди множества видов сервиса в области информационных технологий можно выделить отдельные услуги, оказывающие большее влияние на развитие предприятия.

К аутсорсингу прибегают специализирующиеся в информационном бизнесе предприятия, которые, в свою очередь, сами оказывают комплексные IT-услуги клиентам.

Это предприятия – производители технических и программных средств, разработчики баз данных, системные интеграторы и сетевые провайдеры, использующие аутсорсинг как инструмент оптимизации собственного бизнеса.

Наибольший интерес для менеджмента предприятия представляют услуги в сфере управления, а также аутсорсинг бизнес-процессов на основе передовых информационных технологий, так как именно этот тип услуг IT-аутсорсинга позволяет сделать новый шаг в формировании и развитии современного бизнеса.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании так называемых логистических информационных систем.

В таких информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком.

При этом осуществляется сквозное планирова­ние в цепи «сбыт – производство – снабжение», что позволяет со­здать эффективную систему организации производства, постро­енную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требова­ний в систему материально-технического обеспечения предпри­ятия.

Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистиче­скую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток. Диспозитивные и исполнительные системы детализируют на­меченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные си­стемы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством верти­кальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдель­ными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных пото­ков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

— возрастает скорость обмена информацией;

— уменьшается количество ошибок в учёте;

— уменьшается объём непроизводительной, «бумажной» работы;

— совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении логистической информационной системы необходимо соблюдать определённые принципы:

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей.

Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия.

Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определённой степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определённую функцию в общем программном обеспечении.

Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

— обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

— повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

— снизить их стоимость;

— ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы, построенные на ба­зе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами.

Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.

При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, то есть выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической ин­формационной системы и на эффективность её функционирования, а значит на принятие решения об аутсорсинге.

3. Принцип чёткого установления «мест стыка». В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфиче­ских требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диа­лога «человек-машина».

Рассматривая необходимость IT-аутсорсинга, заказчик оценивает свои информационные потребности, а также внутренние возможности (ресурсы) для их удовлетворения. В первую очередь речь идёт о тех функциях, которые выполняет или должен выполнять внутренний отдел (подразделение) информационных технологий.

Здесь можно говорить о технических возможностях предприятия, квалификации персонала, расширении функций в связи с реорганизацией, сокращении функций вследствие сокращения или реструктуризации предприятия, об отдельных видах работ (например, сборе и анализе внутренней и внешней информации), информационном сопровождении отдельных проектов и других.

Обязательным условием при заключении контракта (соглашения) на услуги IT-аутсорсинга является определение чётких границ обслуживания:

— деловые услуги с поддержкой информационных технологий, такие, как колл-центр;

— услуги для внутреннего использования в организации, такие, как информационные услуги сети Интернет, предоставляемые пользователю непосредственно на рабочем месте;

— хранение данных, предоставление доступа к приложениям;

— поддержка программ реструктуризации;

— консультации относительно стратегии или управления программой;

— разработка приложений;

— тестирование программного обеспечения;

— услуги по улучшению инфраструктуры, такие, как расширение и обновление телекоммуникационных сетей и средств обслуживания.

В современных условиях развивается отдельные виды IT-аутсорсинга – оффшорный IT-аутсорсинг, аутсорсинг корпоративных информационных систем,Copy General Outsoursing.

Оффшорный IT-аутсорсинг представляет собой передачу услуг оффшорного программирования программистам из других стран, является одним из основных проявлений всеобщих тенденций экономической глобализации.

Отрасли оффшорного программирования развиваются во многих странах.

Предлагаемые услуги включают:

— системную интеграцию;

— поддержку и модернизацию унаследованных систем;

— разработку программного обеспечения;

— пакетную реализацию.

Аутсорсинг корпоративных информационных систем связан со следующими основными видами таких систем:

BPR – реинжиниринг бизнес-процессов;

— BPO – аутсорсинг бизнес-процессов;

ERP – управление ресурсами предприятия;

CRM – управление взаимоотношениями с заказчиком;

SCM – управление цепочкой поставок;

— EAM – управление имуществом предприятия;

E-commerce – электронная коммерция;

SAP – система автоматизации процессов.

Copy General Outsoursing – это комбинация процессов изготовления документов на «сайте» (территории «Заказчика»), нацеленных на создание офисной документации и изготовления документов вне «сайта», позволяющая быстро печатать, создавать более сложные и качественные документы, поставляемые затем одним поставщиком.

Услуги на территории/в офисе осуществляются посредством административного оператора. Услуги, которые оказываются не на территории/вне офиса, посредством центров CG, как правило, связанны с выполнением нестандартных задач, неисправностью оборудования на территории «Заказчика», либо с пиковыми объёмами работ, которые невозможно выполнить на оборудовании «сайта».

Реализация проектов по аутсорсингу позволяет предприятиям:

— сфокусировать усилия на процессах, являющихся основными для компании, то есть на тех, которые непосредственно приносят прибыль;

— избежать увеличения штата компании за счет непрофильных для бизнеса специалистов;

— сократить расходы на документооборот;

— обеспечить бесперебойную работу офиса;

— высвободить средства для инвестиций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_44904_glava--autsorsing-informatsionnih-tehnologiy.html

ИТ-аутсорсинг: что это и с чем его едят?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  Аутсорсинг в области информационных технологий существовал в той или
FYI: пост рассчитан на руководителей, занимающихся вопросами ИТ и ИТ-аутсорсинга.

Аутсорсинг нужен, чтобы:

  1. освободить персонал (в нашем случае – ИТ-персонал) от рутинных и непрофильных задач;
  2. сконцентрировать силы сотрудников на главных для бизнеса функциях;
  3. снизить финансовую нагрузку на компанию.

Добиться всего перечисленного вполне реально – если правильно подойти к аутсорсингу. Этот пост о том:

  • как подготовить и начать кампанию ИТ-аутсорсинга;
  • как выбрать надежного поставщика;
  • что можно и нельзя отдавать на ИТ-аутсорсинг.

1. Подготовка к ИТ-аутсорсингу Оцените готовность своей компании к ИТ-аутсорсингу:

  • поймите главные процессы управления ИТ-услугами;
  • сформулируйте конкретные и выполнимые цели преобразований;
  • ответьте себе на вопрос: «Удовлетворяет ли меня управление ИТ-потребностями в компании?».

Этот анализ поможет в дальнейшем избежать затруднений и сделать работу подрядчика максимально продуктивной. Затем просчитайте экономическую эффективность. Опыт показывает: в теории заказчики знают, что ИТ-аутсорсинг позволяет экономить, но на практике далеко не все могут правильно посчитать стоимость владения собственной ИТ-службой.

Затраты на содержание ИТ-инфраструктуры делятся на три основные группы:

  1. прямые затраты на заработную плату ИТ-специалистов;
  2. прямые и косвенные затраты на организацию рабочего процесса (стоимость рабочих мест, включая площади, затраты на обучение и развитие персонала…);
  3. другие затраты (управление рисками, организация, коммуникации, инфраструктура…).

Но экономия экономией, а главным ресурсом каждой компании остаются ее сотрудники. В тот момент, когда принято решение об ИТ-аутсорсинге, работа отдела информационных технологий кардинально меняется. ИТ-специалисты компании переквалифицируются в менеджеров, главной задачей которых становится управление поставщиком услуг. Трансформация в менеджера подходит не каждому техническому специалисту. Чтобы не потерять ценные кадры, заказчик может перевести своих сотрудников в аутсорсинговую компанию. Это снизит «кадровые риски», поскольку опытные сотрудники компании, повышая свой уровень квалификации, по-прежнему будут задействованы в предоставлении услуг.

2. Выбор аутсорсера

От ИТ-инфраструктуры зависит весь бизнес. Разумеется, нужно отнестись к выбору поставщика и передаче ИТ на аутсорсинг со всей серьезностью.

Выберите несколько поставщиков услуг и обратитесь к их заказчикам: довольны ли они проделанной работой? У ИТ-аутсорсинговой компании должно быть как минимум 3 удовлетворенных клиента, которые подтверждают, что с ней можно иметь дело.

Определились с партнером? Теперь нужен четкий и понятный договор. Ключевой показатель для решения о заключении контракта – Service Level Agreement (соглашение об уровне предоставления услуг). На схеме указано, что в него входит.

3. Что можно, а что нельзя отдать на ИТ-аутсорсинг?

Передать на аутсорсинг всю ИТ-систему целиком нельзя. Давайте выясним, что стоит отдать, а что нужно обязательно оставить внутри компании. Для начала определимся с лишней нагрузкой, от которой можно избавиться:

Сервис-Деск. Это стандартная и наиболее популярная у заказчиков услуга. В случае сбоев Сервис-Деск позволяет быстро принять и маршрутизировать звонки, своевременно устранить технические проблемы и восстановить утраченный темп работы.

Довольные пользователи, отсутствие технических проблем и сокращение затрат на обслуживание запросов конечных пользователей в 2 раза – вот что получит компания, отдавшая Сервис-Деск на аутсорсинг.

В нашем случае заказчикам предоставляется отзывчивый Сервис-Деск, основанный на по-настоящему человеческом отношении.

Управление ИТ-инфраструктурой. Производительность труда напрямую зависит от успешной работы ИТ-инфраструктуры. Ее передача на аутсорсинг увеличит показатели производительности, сделает расходы прозрачнее, а также позволит сэкономить на косвенных затратах – покупке лицензий, обслуживании, аренде помещений и коммунальных платежах.
Управление приложениями и поддержка рабочих мест. Хороший аутсорсер сократит стоимость владения приложениями для бизнеса и повысит эффективность рабочих мест. Более того, передав подрядчику автоматизацию развертывания приложений, вы снизите расходы на недешевое специализированное ПО. Однако под пристальным вниманием внутренней ИТ-службы должно остаться все самое сложное и важное:

Проектирование и развитие архитектуры. Весь жизненный цикл компании, ее прошлое и планы на будущее знают только те, кто непосредственно в ней работает. К тому же сама компания быстрее и эффективнее реагирует на изменения в своей бизнес-среде. Поэтому проектирование и развитие архитектуры должно происходить «внутри». ИТ-аутсорсер может в этом помогать, но не владеть процессом.

Критические сервисы. Это та часть ИТ-системы, которая отвечает за ключевые бизнес-процессы компании. Возможности быстро изменить сервис в соответствии с ситуацией на рынке, а также тенденции развития и специфика бизнеса лучше видны изнутри. Если критическими сервисами занимается внутренняя ИТ-служба, компания получает более структурированный сервис и может эффективно им управлять.

4. И еще кое-что

Правильно построенный ИТ-аутсорсинг обеспечивает клиенту не только частичное страхование рисков при сбоях ИТ-инфраструктуры, но и управляемый уровень сервиса. Это именно те преимущества аутсорсинга, которые позволят любой компании постоянно быть на высоте.

Источник: https://habr.com/post/250453/

Аутсорсинг в сфере информационных технологий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  Аутсорсинг в области информационных технологий существовал в той или

Сущность аутсорисинга услуг. Специфика аутсорсинга информационных технологий в РФ. Сферы аутсорсинга ИТ.

Дисциплина:Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид работы:реферат
Язык:русский
ВУЗ:
Дата добавления:14.11.2014
Размер файла:46 Kb
10882
Загрузок:115
Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Аутсорсинг в сфере информационных технологий (предмет: Программирование, компьютеры и кибернетика) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта.Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0).

В эпоху информационных технологий и глобальной компьютеризации практически вся бизнес-деятельность мира зависит от компьютерной техники. Но, несмотря на это, многие компании не считают нужным нанимать в штат системного администратора. Обычно руководители фирмы говорят: «А зачем? Ведь и так все работает».

Но работает компьютерная техника до поры, а вот во время серьезных сбоев в работе, приводящих к приостановке бизнеса или временно выбивающих его из привычной колеи, такие руководители задумываются о штатных сотрудниках, которые проводили бы абонентское обслуживание компьютеров.

На сегодняшний день у таких компаний есть прекрасное, недорогостоящее и профессиональное решение – обслуживание компьютерной техники специалистами из области IT-аутсорсинга. Aутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Β отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на Аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Проше говоря, для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно, выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации, или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию. Отметим, что фирма, берущая на себя «чужие» функции называется аутсорсинговой, или аутсорсером.

Родоначальниками индустрии аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОП), позволившие сотням предприятий защитить свой бизнес более качественно и более профессионально, чем несколько штатных охранников. Постепенно бизнес становился более цивилизованным, и все большее значение приобретала реклама.

Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, что создало благоприятную почву для образования специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты.

Вслед за рекламными агентствами появились PR-агентства и исследовательские компании, причем если последние привлекались, как правило, на проектной основе, то многие рекламные и PR-агентства выполняли полный спектр функций соответствующих отделов своих клиентов, фактически замещая эти отделы.

В 1998 году стартовал бум Рунета – русскоязычного сегмента Интернет, приведший к появлению не только тысяч сайтов, но и огромного рынка услуг по их созданию, поддержке и продвижению. Это была потрясающая по своим масштабам возможность, в результате которой возникли и успешно существуют до сих пор 3 хостинговые компании: РТКомм.ру, masterhost и Utransit (ранее Valuehost).

По данным исследований Рунета на долю этих трех компаний приходится размещение около 60% российских сайтов. Какие функции можно передать по договору аутсорсинга? Различают аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) и производственный аутсорсинг.

IT-аутсорсинг – это передача на обслуживание специализированным организациям информационных систем (например: техническая поддержка; поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, web-сервера и сайта; хостинг; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.).

Аутсорсинг бизнес-процессов – передача компании, оказывающей услуги аутсорсинга (аутсорсеру), функций тех или иных отделов, не являющихся для организации основными (например: реклама; управление персоналом; логистика; транспорт; уборка офиса; охрана).

Важным вектором аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг кадров, который включает не только сотрудничество с кадровым агентством в области подбора персонала.

Здесь говорится о том, что предприятие – аутсорсер оформляет сотрудника у себя и становится его фактическим работодателем (начисляет ему заработную плату, рассчитывает налоги, оформляет больничные, компенсации, следит за выполнением трудового законодательства, соблюдением норм охраны труда), то есть берет на себя функции кадровой службы и бухгалтерии предприятия.

Наиболее востребована такая разновидность аутсорсинга, как аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Аутсорсеры предлагают свои услуги в области постановки, ведения, восстановления бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, ведения дел с налоговыми инспекциями вплоть до судебных разбирательств с привлечением юристов-аутсорсеров.

Производственный аутсорсинг  предполагает, что организация  отдает во внешнее управление часть своей производственной цепочки или даже весь производственный цикл. Βозможен вариант продажи своих подразделений и дальнейшее взаимодействие с ними в рамках аутсорсинга. К примеру, предприятие занимается проектированием, сборкой, контролем и реализацией продукции.

Βсе промежуточные звенья производственного цикла отданы сторонним предприятиям. В чем основные преимущества аутсорсинга?  1) это возможность сосредоточиться на основном бизнесе посредством поручения внешнему исполнителю операционных функций и получить конкурентное преимущество.

Кроме того, это перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях. 2) сокращение затрат. Ведь зачастую привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью.

Связано это с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения функции ниже, и продает он свои услуги «оптом».

3) доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (к примеру,  небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный IT-отдел), передача ответственности за выполнение конкретных функций.

Что касается недостатков, то к ним можно отнести тот факт, что если организация передаст в аутсорсинг слишком много функций, то у нее могут сильно возрасти издержки. Кроме того, законодательная база в России по аутсорсингу не проработана. Развитие корпоративных информационных систем привело к возможности их аутсорсинга.

До 90-х годов некоторые типы аутсорсинга (к примеру,  оффшорный аутсорсинг колл-центров) технически было чрезвычайно трудно реализовать. Зачастую под аутсорсингом информационных процессов понимается аутсорсинг ИТ-процессов организаций, не связанных с ИТ-отраслью непосредственно.

В западных странах распространен комплексный ИТ-аутсорсинг, в рамках которого подрядчику передается вся ИТ-инфраструктура заказчика. Β России данный подход используется крайне редко, компании предпочитают использовать его ограниченные варианты, такие как хостинг приложений или поддержка корпоративных сайтов.

На данный момент основными поставщиками аутсорсинговых ИТ-услуг в России являются системные интеграторы, однако за последние 2-3 года появился ряд крупных российских игроков, для которых аутсорсинг является основным видом деятельности. Кроме этого, на российский рынок активно выходят крупнейшие мировые игроки: IBM и HP.

Модель SaaS также можно рассматривать как вариант аутсорсинга в области эксплуатации программного обеспечения. Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (к примеру,  аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры.

Простейшим вариантом подобной практики является хостинг сайта компании. Многие современные компании пользуются услугами аутсорсинга, что говорит о его популярности и выгодности для конечного потребителя. Аутсорсинг может рассматриваться как сервис, организованный определенной компанией, где несколько услуг предоставляются комплексно для полного охвата потребностей клиента.

На практике, обычно акцент ставится на одну из конкретных услуг. Переходу на IT аутсорсинг предшествует комплексный аудит IT инфраструктуры, который выполняют специалисты самой компании-аутсорсера. Они определяют важные сегменты вашей инфраструктуры, учитывая направленность вашего бизнеса, выявляют в ней уязвимые места и ее неоптимизированные части.

По результатам аудита заказчику передается заключение о состоянии IT инфраструктуры, а также рекомендации по её усовершенствованию. Затем готовится соглашение об обслуживании. Среди прочего в нем оговариваются следующие моменты: Количество плановых визитов специалистов в офис клиента.

Любая информационная инфраструктура является весьма сложным механизмом, требующим постоянного мониторинга и оперативного вмешательства в случае необходимости. Независимо от количества плановых визитов IT сервисы клиента контролируются постоянно. Но плановые визиты также необходимы для выявления контроля таких вещей как состояние кабеля, пыль в сервере и т.п.

, требующих визуального осмотра специалистом. Время реакции на заявку клиента. По статистике, большинство заявок поступают в связи с жалобами пользователей при работе с компьютерами и оргтехникой. Как правило, эти проблемы решаются удалённо в течении 10 минут.

Если же проблему не получается решить удалённо (как в случае физической поломки), то время реакции может составить больше 1 часа, необходимого на сборы и приезд специалиста. Список поддерживаемых сервисов. Β число таковых часто входят техническое обслуживание сетей, компьютеров и серверного оборудования, заправка картриджей, контакты с сервисами компьютерного ремонта и т.п.

При необходимости можно поручить разные сервисы разным организациям-аутсорсерам. К примеру, сопровождение вашего специфического программного обеспечения лучше поручить компании — разработчику. Время простоя каждого ИТ сервиса. Работоспособность одних IT сервисов может оказаться более критичной для вашей компании, чем работоспособность других.

К примеру, 10-минутный простой IP-телефонии может привести огромным убыткам, тогда как неработоспособность сервера видеонаблюдения в течении часа не является столь критичным. Разумеется, это зависит от специфики вашего бизнеса. Определение максимального времени простоя для IT сервисов позволяет внедрить схему резервирования IT служб так, чтобы минимизировать простой ключевых IT сервисов.

Выбирая услуги IT аутсорсинга вы нанимаете целый штат специалистов и можете быть уверены, что ваш приходящий сисадмин не заболеет и не уволится. Ваш собственный бизнес становится более простым и стабильным.  Обслуживание информационных систем предприятия Абонентское обслуживание компьютеров — самый распространенный в современном мире вид аутсорсинга в ИТ-сфере.

При таком виде обслуживания заказчику предлагается комплексный набор услуг, позволяющий ему обойтись без собственного системного администратора или же значительно снизить его загрузку.

Абонентское обслуживание компьютеров, как правило, включает в себя следующие виды услуг: • настройку и обновление аппаратной части оборудования; • настройку и обновление программного обеспечения; • создание защиты против взломов и проникновения в сеть; • антивирусная профилактика; • оперативный ремонт и замену оборудования; • профилактические мероприятия по предотвращению поломок и износа оборудования; • резервное копирование информации; • консультирование и обучение персонала. В действительности те же фирмы часто оказывают сопутствующие услуги — поддержка работоспособности оргтехники, модернизация (upgrade) компьютерного парка, прокладка локальных сетей, IP-телефония и настройка АТС, ИТ-аудит и консалтинг. Поэтому обслуживание компьютеров часто приобретает форму обслуживания всего комплекса информационных систем предприятия-клиента. Во многих отраслях компании сталкиваются с необходимостью пользоваться услугами дата-центров или ЦОД (Центр Обработки Данных). Строительство собственного ЦОД требует от компании привлечения финансирования, проведения общестроительных работ, решения проблем с энергоснабжением, закупки серверного оборудования, организации службы эксплуатации ЦОД и обеспечения безопасности. ЦОДы периодически требуют текущей и капитальной модернизации. Многие компании предпочитают вместо создания корпоративного ЦОД заключить договор SLA с коммерческим ЦОДом и получить услуги ЦОД как сервис. Внешнее размещение информационных систем (SaaS) Аутсорсинг размещения ИТ-систем (модель «программное обеспечение как услуга», англ. Software as a Service, SaaS) является разновидностью аутсорсинга информационных процессов. Β отличие от обычного хостинга, SaaS аутсорсер не только предоставляет физическое оборудование для размещения информационных систем, но и обеспечивает их установку, поддержку и обновления. В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (к примеру,  за его использование через веб-интерфейс). Β отличие от классической схемы лицензирования ПО, заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать существенные средства в приобретение системы. Схема предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, заказчик может приостановить выплаты. Схема SaaS наглядно демонстрирует взаимосвязь между различными видами BPO. Компания, разрабатывающая SaaS-системы по управлению персоналом или бухгалтерскому учёту, может одновременно являться провайдером BPO-сервисов в этих направлениях. Разработка программного обеспечения посредством аутсорсинга Весьма популярным стал аутсорсинг разработки программного кода. Традиционным лидером в области ИТ-производства является Китай, а ведущими разработчиками программного кода — Индия, страны Восточной Европы, Беларусь, Украина и Россия. Β течение 2007-08 годов сразу несколько ведущих ИТ-корпораций открыли в России собственные центры разработки. Россия, Украина и Беларусь, вместе с рядом других развивающихся стран (в первую очередь Индией), входят во второй эшелон популярных направлений для аутсорсинга разработки программного обеспечения сразу после Индии и Китая. В России и Беларуси в число лидеров в области разработки программного обеспечения входят компании EPAM Systems, IBA Group, Intetics, Luxoft, Accenture,ExigenServices, Reksoft, Auriga, DataArt, MERA Networks, ЛАНИТ. Среди зарубежных разработчиков можно выделить, к примеру, TopCoder.

Заказать работу без рисков и посредников

Источник: http://referatwork.ru/refs/source/ref-127967.html

Чем аутсорсинг в сфере информационных технологий выгоден для современного бизнеса

В начале этой статьи мы уже кратко перечислили основные выгоды, которые способно принести предприятию использование аутсорсинговой модели. Теперь же остановимся на этом поподробнее.

  • Снижение расходов на ИТ. Как правило, большинство компаний сталкиваются с тем, что на то, чтобы найти, обучить и организовать работу ИТ специалиста, тратится много времени, усилий и финансов. Предприятию приходится нести расходы, связанные с арендой специальных помещений, закупать дорогостоящую оргтехнику, мебель, обучающие материалы, тратиться на консультации специалистов и повышение квалификации сотрудников. При этом заработная плата даже рядового системного администратора может оказаться тяжелым бременем и для среднего предприятия, не говоря уже о малом. Ведь за него придется еще и выплачивать налоги и взносы. А если это не один сотрудник, а целое подразделение, затраты существенно возрастают. В то же время стоимость аутсорсинга информационных технологий оказывается гораздо меньше, чем расходы на содержание штатных ИТ специалистов.
  • Получение компанией высококвалифицированного обслуживания своей информационной системы. В специализирующихся в области предоставления аутсорсинговых услуг компаниях на работу принимают только специалистов, имеющих необходимый уровень квалификации, которые способны разрешить проблемы, которые могут оказаться не под силу штатным сотрудникам. Для большинства небольших предприятий это практически единственная возможность получить в качестве работника профессионала, имеющего большой опыт и знания.
  • Предоставление заказчику дополнительных услуг. При необходимости клиентская организация может пользоваться и такими нужными услугами, как консалтинговые, ip-телефония, удаленный доступ и многие другие, которые сможет получить даже по сниженной цене при условии заключения долгосрочного контракта с аутсорсинговой фирмой.
  • Уменьшение негативного влияния такой извечной проблемы, как человеческий фактор. При аутсорсинге информационных технологий компания получает надежную страховку от того, что ее ИТ инфраструктура когда-либо может остаться без обслуживания (если, например, системный администратор уйдет на больничный или в отпуск, захочет уволиться или окажется не в состоянии разрешить возникшую проблему). Аутсорсер в тот же день пришлет ему на замену равноценного по уровню квалификации специалиста. Устранением же масштабного сбоя займется команда сотрудников внешней профильной организации. Клиентская компания получит возможность больше не опасаться того, что ее работа будет парализована вследствие возникшего технического сбоя, что убережет ее от финансовых и репутационных потерь.
  • Ответственность со стороны поставщика ИТ услуг. Заключение договора и Соглашения об уровне сервиса (SLA) между клиентом и аутсорсером будет гарантировать, что сторона, предоставляющая услуги, будет финансово и юридически отвечать за нарушение взятых на себя обязательств, что будет стимулировать ее выполнять свою работу максимально качественно.

Перечисленные преимущества являются слишком весомыми, чтобы их можно было игнорировать. Поэтому компании, которые до сих пор не перешли на аутсорсинг, должны серьезно изучить все выгоды, которые им может предоставить данная модель, взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный выбор.

Источник: https://alp-itsm.ru/interesting/autsorsing_informaczionnyix_texnologij/

Вывод IT-подразделений на аутсорсинг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  Аутсорсинг в области информационных технологий существовал в той или

Считается, что аутсорсинг в области информационных технологий сокращает затраты и позволяет организации сконцентрироваться на ведении своего основного бизнеса.

Поэтому стремительное развитие рынка IT-аутсорсинга обусловлено прежде всего тем, что аутсорсинг в сфере IT позволяет компаниям снизить косвенные затраты (по данным Gartner Group, их сокращение достигает в среднем 30 %). Однако не все согласны с этим.

По данным различных исследований, в мировой практике не более 75 % компаний считают, что использование аутсорсинга позволило им достичь значительной экономии. За последнее время в Европе порядка 40 % телекоммуникационных компаний отказались от услуг аутсорсинга информационных технологий по причине проблем и несоответствия критерию цена/качество.

В России ситуация еще более запутанная. Экономический рост здесь способствует тому, что компании бурно развивающихся отраслей чаще всего решают возникающие задачи автоматизации путем увеличения штата специалистов в области IT, не слишком задумываясь при этом об эффективности.

Чем руководствуются российские компании, стремясь расширить штат IT-подразделения и возлагая на него все больше функций? Обычно это объясняется следующим:

  • оперативностью (возможность быстрой реакции на запросы пользователей);
  • безопасностью (минимизация рисков утечки информации);
  • качеством (у собственных специалистов больший опыт работы с внутренними бизнес-процессами и выше возможность контроля и влияния на результат работ);
  • более низкой себестоимостью (нет необходимости оплачивать норму прибыли, закладываемую подрядчиком).

Конечно, среди менеджеров и собственников российских компаний уже появляются первые сторонники аутсорсинга, но полностью отказаться от собственного IT-подразделения пока все же рискованно, и это зачастую приводит просто к выводу подразделения в отдельную дочернюю компанию.

Однако для материнской компании подобного рода «аутсорсинг», как правило, оборачивается увеличением расходов, так как финансировать теперь приходится не только IT-специалистов, но и административный персонал организованной IT-компании, а сама она, не имея клиентов во внешнем окружении, выжить в рыночных условиях чаще всего не способна.

Принципы аутсорсинга в области IT

Очевидно, что IT-подразделение для организации, не специализирующейся на оказании услуг в области информационных технологий, является вспомогательной службой, и в настоящее время основными игроками рынка очень активно продвигается концепция аутсорсинга в области предоставления IT-услуг.

Однако практика показывает, что не всегда применение аутсорсинга позволяет достичь целевых преимуществ. В качестве недостатка данного подхода аналитики отмечают то, что полностью «вывести» все IT-процессы все равно не получится, потому что в компании так или иначе должны быть определены сотрудники, обеспечивающие контроль качества работы подрядной организации.

При использовании аутсорсинга в области IT постепенно происходит изменение обязанностей IT-директора, которые сужаются до выбора подрядчика и контроля за его работой.

Фактически IT-директор не погружается в подробности автоматизации, а контролирует работу подрядчика по результатам и степени удовлетворенности ключевых пользователей, тогда как раньше он был обязан вникать досконально во внутреннюю деятельность IT-подразделения для обеспечения эффективного управления.

В настоящее время применяются две модели вывода IT-процессов на аутсорсинг: эволюционная и революционная.

В рамках использования эволюционной модели при выведении на аутсорсинг процессы и услуги выделяются последовательно одна за другой сторонним подрядчикам, при этом сотрудники подразделения остаются в штате компании и постепенно передают свои функции внешним подрядчикам, сосредотачиваясь на задачах выбора поставщиков и контроля за результатами.

При использовании революционной модели IT-подразделение вместе со своими процессами выделяется в отдельное юридическое лицо (как правило, дочернее) и получает возможность оказания услуг как внешним заказчикам, так и самому предприятию.

Одним из видов аутсорсинга является привлечение в штат внутреннего IT-подразделения специалистов сторонней IT-компании.

Такую услугу называют «аутстаффинг», и фактически это вырожденный тип аутсорсинга, поскольку управлением внешних IT-специалистов занимается сам заказчик.

Аутстаффинг применяется в тех случаях, когда заказчик только начинает работу с внешней компанией, не доверяя ей, и поэтому начинает работать с внешними специалистами под своим руководством.

Фактически при таком варианте взаимодействия говорить об использовании концепции аутсорсинга преждевременно.

Наиболее совершенным и эффективным направлением аутсорсинга считается аутсорсинг бизнес-процессов — это услуга, предоставляя которую, поставщик берет на себя ответственность как за IT-решение, так и за управление и оптимизацию бизнес-процессов заказчика.

В таком варианте на аутсорсинг могут быть отданы не только сопровождение решения по расчету заработной платы, но и сам расчет заработной платы персонала. Однако такая концепция в настоящее время только находит своих сторонников в России.

Итак, можно сказать, что главный мотив аутсорсинга — получить IT-услуги необходимого качества, заплатив за них меньше, чем в случае использования для этого внутренних ресурсов.

Об аутсорсинге следует говорить в том случае, если подрядчик выполняет регулярные действия, направленные на получение результатов, необходимых заказчику.

Причем для выполнения этих процессов требуется постоянное взаимодействие между подрядчиком и заказчиком с учетом необходимости совершенствования процесса под конкретного заказчика.

Таким образом, можно говорить о том, что компания использует аутсорсинг, если имеет место постоянное наличие процесса, который отдается подрядчику на исполнение, причем данный процесс имеет взаимосвязь с основными бизнес-процессами заказчика. При передаче процесса на аутсорсинг можно достигнуть следующих преимуществ:

  • получение более высокого уровня услуг;
  • сокращение затрат на IT-инфраструктуру;
  • передача и минимизация операционных рисков по процессу;
  • привлечение внешних инвестиций под определенные задачи;
  • концентрация на основных бизнес-процессах.

Все это достижимо, если есть понимание того, что аутсорсером надо управлять на всех стадиях жизненного цикла процесса. Фактически при аутсорсинге вовне отдается процесс, неразрывно встроенный в основной бизнес. И чтобы этот процесс эффективно работал, необходимо создать, регламентировать и контролировать все интерфейсы между бизнес-процессами компании и ее подрядчиков-аутсорсеров.

Далее мы рассмотрим те проблемы, которые возникают при использовании революционной модели вывода на аутсорсинг. Некоторые из них актуальны и при эволюционной модели, но наиболее активно они проявляются в первом случае.

Проблема № 1. Ослабление режима информационной безопасности

Снижение степени информационной безопасности является одной из наиболее существенных проблем, возникающих при выделении IT-процессов на аутсорсинг.

Нужно понимать, что вся экономическая эффективность аутсорсинга может быть потеряна, если произойдет инцидент в части информационной безопасности, в результате которого компания может понести убытки, несравнимые с полученной от аутсорсинга экономией.

Сохранение режима информационной безопасности потребует выполнения определенных требований, которым должны удовлетворять как процессы обеспечения информационной безопасности, так и другие процессы IT-подразделения.

Одно из ключевых требований — налаженная система по управлению рисками информационной безопасности с целью минимизации их последствий или их полного предотвращения, а также сформированная технологическая инфраструктура, обеспечивающая минимизацию основных технологических рисков. Как правило, особенностью российского аутсорсинга являются повышенные требования заказчика к конфиденциальности.

В условиях существующей системы налогообложения и «черной» бухгалтерии любая утечка информации потенциально опасна.

Тем более если поставщик требует для оперативности обслуживания выделенный канал, чтобы извне решать проблемы заказчика, что создает опасность того, что не только у аутсорсера есть прямой доступ к финансовой информации заказчика.

Это одна из серьезнейших проблем на рынке, в силу которой организации боятся что-либо отдавать на аутсорсинг.

Хотя любой сотрудник IT-компании, привлекаемый для работы по контракту аутсорсинга, подписывает соглашение о неразглашении, заказчики часто пытаются «перестраховаться», проверяя всю информацию о компаниях, с которыми придется работать. Единственное, что может помочь в этой ситуации, это регламентация всех вопросов информационной безопасности в двухсторонних соглашениях и обеспечение атмосферы доверия в рамках общего взаимодействия.

Проблема № 2. Угроза надежности

Критичность определенных IT-услуг для бизнеса может привести к тому, что при выделении процессов на аутсорсинг необходимо определенные услуги, как и определенные процессы, оставить на предприятии для обеспечения бесперебойного функционирования и технологической безопасности.

На предприятиях с непрерывным и технологически опасным производственным процессом инцидент в системе автоматизированного управления технологическим процессом может привести к необратимым последствиям, что заставляет держать под собственным контролем процессы  в части обеспечения работоспособности и надежности данного оборудования.

Для решения данной проблемы при определении возможности вывода на аутсорсинг требование технологической безопасности должно быть одним из основных при принятии решений. И в том случае, когда аутсорсинг может поставить под угрозу надежность процессов, выведение на аутсорсинг не может быть оправдано.

Проблема № 3. Сильная конкуренция

Сильная конкуренция на рынке IT-услуг может сделать существование IT-подразделения крупной компании в виде самостоятельной компании достаточно недолгим. Как правило, после выделения вовне заказы основного заказчика могут выиграть другие компании, и у компании уже нет постоянного бюджета на информационные технологии.

К тому же очень часто менеджмент дочерних компаний еще не привык оперативно действовать в рыночных условиях, так же как и клиенты еще не знают о новой компании и ее возможностях.

Поэтому в случае создания компании на основе внутреннего IT-подразделения одним из конкурентных преимуществ новой компании может стать сильная специализация в отраслевых решениях, что связано с тем, что сотрудники занимались автоматизацией процессов компании изнутри и прекрасно знают отраслевую специфику бизнес-процессов.

В данном случае, имея передовые технологии в рамках отраслевых решений, можно обеспечить первоначальный объем проектов для становления образованной компании. В настоящее время очень немногие IT-компании, образованные путем выделения внутреннего IT-подразделения, смогут удержаться на плаву без своей материнской компании.

И основная задача при подготовке к выделению на аутсорсинг — обеспечение такой стратегии развития, которая позволит компании самостоятельно развиваться и конкурировать на рынке. Однако, при определенных условиях, решая проблему № 3, можно создать проблему № 4.

Проблема № 4. Потеря конкурентных преимуществ

При необдуманном выделении процессов и IT-подразделения на аутсорсинг может возникнуть ситуация, когда ключевые технологии в области информационных технологий, созданные в материнской компании и являющиеся конкурентным преимуществом, будут доступны другим участникам рынка.

В данном случае тиражирование созданного IT-решения IT-компанией может сделать доступным бизнес-процессы материнской компании, которые были заложены при создании IT-решения.

Это может привести к распространению лучшей практики по организации бизнес-процессов между участниками рынка, что нивелирует данное конкурентное преимущество для материнской компании.

В этом случае IT-компания эффективно будет оказывать услуги как материнской компании, так и на внешнем рынке, но произойдет распространение ключевой технологии по всей отрасли. Поэтому в случае рисков распространения ключевых технологий возможно оставлять данные услуги внутри компании или ограничивать договорным образом возможности передачи IT-решений конкурентам на рынке.

Проблема № 5. Отсутствие клиентов

В случае, если компания находится на регионально-обособленном рынке, отсутствие внешних клиентов может сделать идею аутсорсинга неосуществимой, поскольку в части регионов нашей Родины единственным потребителем IT-услуг может являться только то предприятие, IT-подразделение, которое планирует вывод своей деятельности на аутсорсинг.

В данном случае процедура вывода на аутсорсинг окажется более сложной и затратной, поскольку необходимо будет создать искусственную конкуренцию путем выделения двух IT-компаний со схожими или пересекающимися услугами.

Это однозначно вызовет дополнительные расходы по дублированию административного персонала в обеих компаниях, и в этом случае перспективы экономической эффективности аутсорсинга могут исчезнуть. При выведении на аутсорсинг необходимо также учитывать возможную конкуренцию с компаниями центрального региона, в случае если IT-услуги могут оказываться дистанционно.

В любом случае выбор решения и модели вывода на аутсорсинг должен основываться на детальном анализе как бизнес-процессов, так и возможностей рынка данного региона.

Проблема № 6. Сложность анализа эффективности

Для принятия решения о выводе на аутсорсинг внутренних IT-подразделений или привлечении внешних поставщиков IT-услуг и оценки финансовой эффективности аутсорсинга необходимо сравнить стоимость IT-услуг в случае предоставления их внутренним IT-подразделением и в случае их передачи на аутсорсинг.

Одна из главных проблем — отсутствие четкой оценки стоимости работы своего подразделения. Это далеко не только сумма зарплаты сотрудников и стоимости оборудования — не учитывается множество факторов, касающихся набора, обучения, замены сотрудников, вопросов информационной безопасности и т. д.

, а без этого невозможно увидеть реальную цену получаемых IT-услуг.

Для определения целесообразности аутсорсинга IT-процессов может использоваться ряд критериев. Например, важность услуги для бизнеса — неважные для бизнеса услуги потенциально должны быть в аутсорсинге.

Неэффективность предоставления услуги внутренним IT-подразделением является одним из признаков необходимости аутсорсинга. Имеет значение доступность услуги на рынке — доступные на внешнем рынке услуги легче отдать внешним поставщикам IT-услуг.

На основании анализа рынка услуг возможно определить качество сервиса, предлагаемого на рынке, и в случае если необходимо повышение качества до такого уровня, аутсорсинг будет целесообразен.

То же самое касается и стоимости услуги на рынке — при ее снижении такая услуга может быть отдана на аутсорсинг.

При определении перечня услуг для вывода на аутсорсинг необходимо определять критерии вывода и учитывать вопросы цены, качества и безопасности.

Проблема № 7. Отсутствие конкуренции

Монополизм на локальном рынке, который возникнет при выводе IT-подразделения на аутсорсинг в регионе, где IT-компании с подобными услугами не представлены, может привести к тому, что созданная IT-компания получит возможность формировать завышенные тарифы на свои услуги для определенной части клиентов.

В такой ситуации для минимизации подобных рисков необходимо предусматривать ограничения по росту цен на услуги для материнской компании при организации компании или вводить искусственную конкуренцию путем выделения на аутсорсинг двух компаний с пересекающимися услугами. Что, как правило, уменьшает экономическую эффективность аутсорсинга в данном случае.

Проблема № 8. Сложность контроля

Сложность построения системы контроля за аутсорсером может нивелировать все преимущества аутсорсинга. Для обеспечения адекватного взаимодействия заказчика с IT-компанией необходимо предусматривать создание службы заказчика, которая должна четко понимать основные приоритеты и направления автоматизации и ориентироваться в бизнес-процессах компании.

Отсутствие квалифицированных специалистов со стороны покупателя IT-услуг может вызвать необоснованное раздувание затрат на услуги.

Фактически служба заказчика должна обеспечивать выбор поставщика услуг и контроль за качеством его работы.

Практика показывает, что отсутствие службы заказчика в материнской компании ведет к увеличению стоимости оказываемых услуг по сравнению с рыночными показателями.

Проблема № 9. Отсутствие подготовки к аутсорсингу

Отсутствие подготовки к выведению на аутсорсинг может привести к катастрофическим последствиям, поскольку у IT-подразделения внутри компании совершенно другой статус, чем у отдельной компании.

Основные процессы IT-подразделения настроены в первую очередь на взаимодействие с другими внутренними подразделениями.

Система мотивирования менеджеров, как правило, не ориентирована на достижения рыночных показателей и не направлена на удовлетворение запросов клиентов.

Причем в рамках выведения на аутсорсинг очень часто производится реструктуризация, и помимо разрыва связей с материнской компанией происходит перераспределение управленческих полномочий и ответственности, что еще более усугубляет ситуацию.

Поэтому при подготовке к выделению IT-подразделения на аутсорсинг следует в первую очередь определить существующие бизнес-процессы. В дальнейшем необходимо сформировать стратегические цели для создаваемой компании и определить ключевые показатели результативности для оценки достижения сформированных целей.

Одним из ключевых факторов является необходимость корректировки системы мотивирования для менеджеров, для построения механизма, направленного на достижение поставленных перед компанией целей.

В дальнейшем необходимо провести совершенствование процессов в части взаимодействия с клиентами и поставщиками.

Очень часто бывает, что для достижения поставленных целей приходится разрабатывать новые процессы с «чистого листа», поскольку в текущей деятельности необходимых процессов не существует.

При подготовке к выводу на аутсорсинг также необходимо определить договорные условия между компанией и материнской компанией, что делается путем разработки соглашений об уровне услуг, в рамках которых определяется перечень услуг и согласуются параметры их предоставления.

Основная причина успешной работы кроется в разработке подробного соглашения об уровне услуг, в котором фиксируются и регулируются все взаимные ожидания и договоренности между поставщиком и заказчиком.

Чем подробнее составлен такой договор, тем меньше может возникнуть проблем в будущем.

Кроме всего прочего, в контракте обязательно должны быть введены количественные метрики, по которым оценивается качество деятельности компании-аутсорсера.

Неподготовленное выведение IT-подразделения на аутсорсинг может привести к просчетам, которые сделают деятельность компании убыточной.

Эта ситуация опасна тем, что образованная компания не будет иметь возможности инвестировать в новые технологии, и в конце концов ей придется уйти с рынка, что может привести к сложности поддержки IT-решений, разработанных на ранних этапах автоматизации предприятия.

Поэтому при подготовке к аутсорсингу в финансовую модель ИТ-компании необходимо закладывать возможности по развитию компании и разработке новых услуг.

Проблема № 10. Неустойчивость IT-компании

Для российского рынка не уникальна ситуация, когда компания внезапно прекращает свою деятельность. У IT-компании могут возникнуть проблемы с налогами, либо изменится рыночная конъюнктура, и ее управленцы могут перейти в другой бизнес.

Также можно потерять аутсорсера в связи с повышением его расценок. В этом случае придется искать нового поставщика услуг. Расходы на его поиск и «передачу дел» — это так называемые «затраты на переход», и надо предусматривать возможности реализации таких рисков.

Единственная возможность снизить этот риск — потребовать от компании максимального документирования всех действий и закрепить это требование в контракте. Тогда новый поставщик сможет достаточно быстро восстановить должное качество услуг с помощью этих пошаговых инструкций и зависимость заказчика от конкретного поставщика будет снижена.

Заключение

Основные проблемы во взаимоотношениях заказчика и ИТ-компании состоят в том, что первый стремится получить за свои деньги как можно больше, а второй старается минимизировать объем выполняемой работы.

В конце концов такие взаимоотношения могут закончиться полным разрывом. Известно много случаев, когда попытки сотрудничества в области аутсорсинга оборачивались для компаний скандалом. Для того чтобы избежать неразрешимых проблем, очень важным для компании-заказчика является подготовка ИТ-подразделения к выводу на аутсорсинг.

Любое организационное преобразование, как правило, требует тщательной подготовки, начиная от вопросов целеполагания, заканчивая вопросами проработки процессов уровня рабочих мест. Невнимание к фазе подготовки может привести к катастрофическим последствиям, которые снизят эффективность применения аутсорсинга и приведут только к дополнительным расходам и увеличению штата сотрудников.

Основное внимание при подготовке к передаче ИТ-процессов на аутсорсинг необходимо уделить определению целей создаваемой компании и механизмов их достижения. Помимо этого необходимо уделять внимание построению эффективных бизнес-процессов и их совершенствованию с учетом того, что организация должна перейти на другой уровень взаимодействия с внешним миром.

Одним из основных условий эффективного аутсорсинга является регламентация взаимодействия с аутсорсером, и в контракте должны быть четко оговорены те рамки, в которых действует поставщик IT-услуг.

Для обеспечения эффективного вывода IT-подразделения на аутсорсинг необходимо осуществить анализ возможных потребителей IT-услуг на региональном рынке на предмет возможности их оказания другим потребителям.

Помимо этого существует необходимость определения того, не будет ли монополистом выделившееся IT-подразделение в данном регионе.

Поскольку в этом случае процедура выделения на аутсорсинг окажется несколько сложнее.

В заключение необходимо отметить, что преимущества аутсорсинга в России вполне достижимы, если принимать продуманные решения и осуществлять качественную подготовку для вывода IT-процессов на аутсорсинг.

Андрей Коптелов, Директор департамента ИТ-консалтинга компании «IDS Scheer Россия и страны СНГ»

Источник: http://koptelov.info/publikatsii/it-podrazdelenij-na-autsorsing/

Scicenter1
Добавить комментарий