ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ХИМИЯ И ЖИЗНЬ: Л.М. Петенева МОУ СОШ №28, г. ТомскОдним из условий реализации

Программа региональной научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы»

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ХИМИЯ И ЖИЗНЬ:  Л.М. Петенева МОУ СОШ №28, г. ТомскОдним из условий реализации

Администрация Томской области

Департамент общего образования

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды

Областное государственное учреждение «Облкомприрода»

Областное государственное учреждение

«Региональный центр развития образования»

и переподготовки работников образования

Департамент образования Администрации г. Томска

ПРОГРАММА

региональной научно-практической конференции

«Непрерывное
экологическое образование:

проблемы, опыт, перспективы»

2 – 3 ноября 2006 г.

Томск – 2006

Научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» проводится согласно Распоряжения Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 24.10.2006 № 553-р.

СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА

Программный комитет конференции: Адам А.М. (председатель), Горлов П.И. (сопредседатель), Шушпанова О.В., Лахтикова Н.А.,

Лыжина Н.П., Сазанова Т.А., Кобзарь О.И., Игнатенко Н.А., Хахалкина Т.В.

Организационный комитет: Кобзарь О.И. (сопредседатель), Лыжина Н.П. (сопредседатель), Бабенко А.С., Глазова И.М., Дорошенко М.Э., Зинченко Н.Н., Игнатенко Н.А., Курасова Н.Н., Куровский В.Н., Лахтикова Н.А., Литковская Н.П., Лукашевич О.Д., Разумнова В.П., Рудский В.Г., Сазанова Т.А, Хахалкина Т.В.,

Руководители секций:

экологического образования с учетом региональных особенностей — Сазанова Т.А., Литковская Н.П., Зинченко Н.Н.

Экологическое образование для устойчивого развития

Кобзарь О.И., Бабенко А.С., Лукашевич О.Д.

Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования – Курасова Н.Н., Игнатенко Н.А.

Экологическое образование в учреждениях дошкольного образования – Глазова И.М.

Экологическое образование в начальной школе – Щелканова Н.И., Рудский В.Г.

Роль библиотек в формировании экологической культуры – Разумнова В.П.

Вузовское и послевузовское образование – Осипова Н.А.,

Куровский В.Н.

Программа

региональной научно-практической конференции

«Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы»

Время работы: 2 ноября с 14.00 до 17.00 и 3 ноября с 9.30 до 16.00

Место проведения: МОУ СОШ № 40 г. Томска, ул. Никитина, 26 (проезд автобусами 8, 9,10, 25, 16, 5; троллейбусами 2, 6, 7, ост. «ул. Тверская»)

Общий регламент работы конференции

2 ноября 2006 г.

13.00 – 14.00 – регистрация участников.

14.00 – 17.00 – пленарное заседание

Место проведения: актовый зал МОУ СОШ № 40 г. Томска

Председатель:Адам А.М.,д.т.н., профессор, начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области

14.00 – 14.20 Открытие конференции: Зинченко В. И., заместитель Главы Администрации (Губернатора) области по научно-технической и инновационной политике и образованию, д.ф/м.н., профессор.Глок Л.Э., начальник Департамента общего образования Администрации Томской области, к.п.н.14.20 – 14.40 Реализация экологической политики в сфере образования на уровне субъекта РФ. Адам А.М.14.40 – 14.50 Основные приоритеты Стратегии развития непрерывного экологического образования и воспитания в Томской области.Кобзарь О.И., зам. председателя комитета Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды14.50 – 15.00 Задачи экологического образования в ХХI веке. Кирпотин С.Н., д.б.н., проф., проректор ТГУ15.00 – 15.10 Развитие экологического образование в контексте концепции устойчивого развития. Бабенко А.С., д.б.н., проф., директор Центра менеджмента качества ТГУ15.10 – 15.20 Формирование экологической культуры и мировоззрения школьников. Чириков В.И., директор МОУ «Поросинская СОШ» Томского района15.20 – 15.40 Перерыв15.40 – 15.50 Прерывистая непрерывность экологического образования. Москвитина Н.С., д.б.н., проф., зав. каф. зоологии позвоночных и экологии ТГУ15.50 -16.00 Образование для устойчивого развития как методическая основа реализации непрерывного экологического образования в системе «школа-вуз». Лукашевич О.Д., к.х.н, доцент, зам. зав. каф. гидрогеоэкологии и водохозяйственной деятельности ТГАСУ

Источник: http://uchebana5.ru/cont/3213622.html

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы Томск 2006

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ХИМИЯ И ЖИЗНЬ:  Л.М. Петенева МОУ СОШ №28, г. ТомскОдним из условий реализации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА

Химия и жизнь

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы

Томск 2006

Рекомендовано к изданию НМС МОУ СОШ №28

Химия и жизнь: программа элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. — Составитель: Петенёва Л.М.. – Томск, 2006.

В данном сборнике представлена программа элективного курса «Химия и жизнь» для обучающихся 9 классов с подробными разработками материалов к данному курсу. Тип элективного курса предметно-ориентированный.

Пояснительная записка

В связи с переходом школ на профильное обучение учащиеся уже в основной школе должны сделать важный для их дальнейшей судьбы выбор профиля или вида будущей профессиональной деятельности. Обучение в профильной школе требует всесторонней подготовки.

Опыт работы с учащимися показывает, что в основном выбор профиля обучения учащегося связан с симпатией к конкретному учителю, с классным руководителем, ориентирован на выбор одноклассников, определяется мнением родителей. При таком выборе ученик зачастую не заинтересован в процессе обучения.

К моменту окончания средней школы выясняется, что выпускник не определился, не выбрал дальнейший путь обучения и профессию.

Для успешного решения этой проблемы учителю необходимо найти средство, помогающее сделать выпускнику основной школы правильный выбор. Этому способствует введение элективных курсов, как вариативной части учебного плана 9 класса.

Элективный курс «Химия и жизнь» ориентирован вызвать и поддержать познавательный интерес к химии у тех обучающихся, у которых он возник, обеспечить базу для дальнейшего обучения в профиле, связанного с естественнонаучными дисциплинами, а также на формирование у обучающихся навыков исследовательской работы. В отличии от базового курса химии программа элективного курса содержит в основном практические задания, которые выявляют и развивают склонности обучающихся к эксперименту, интерес к предмету, к открытиям в науке. Большое внимание уделяется в программе экологическим проблемам современности.

Курс носит межпредметный характер. Он тесно связано с такими дисциплинами как биология, экология, математика. Рекомендован обучающимся 9-х классов.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о

  1. методике проведения химического эксперимента;

  2. глобальных экологических проблемах, экологических проблемах Томской области и г. Томска;

  3. проектной деятельности;

  4. видах мониторингов окружающей среды;

  5. методах социологических исследований.

Знает

  1. разные виды концентрации веществ;

  2. способы расчета концентрации веществ;

  3. качественные реакции на катионы и анионы;

  4. практическое применение знаний по химии в быту;

  5. методики проведения мониторингов и социологических исследований.

Умеет

  1. рассчитывать и готовить растворы разных концентраций;

  2. проводить качественные реакции на катионы и анионы;

  3. проводить мониторинг загрязнения окружающей среды;

  4. проводить социологические исследования

  5. вести диалог, дискуссию, интервьюирование;

  6. составлять план проведения исследования, анкеты для социологических опросов.

Владеет

  1. навыками публичного выступления с использованием различных средств наглядности;

  2. коммуникативными умениями: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства, работать в группах, парах и др.,

  3. элементами исследовательской и проектной деятельности.

Цель данного курса: создатьусловия для оценки обучающимися своих возможностей продолжения образования в выбранном профиле, познакомить с экспериментальными методами в науке, содействовать формированию у обучающихся углубленных знаний по химии и практическому их применению в жизни.

Задачи

  1. формировать систему знаний по химии;

  2. совершенствовать умения при поведении химического эксперимента (научить обучающихся рассчитывать и готовить растворы разных концентраций, разным способам расчета концентрации веществ, проведению качественных реакций на катионы и анионы);

  3. создать основу для понимания глобального экологического кризиса, рационального природопользования;

  4. научить оформлению и анализу полученных результатов при проведении мониторинга окружающей среды и социологических исследований;

  5. сформировать навык публичного выступления;

  6. создать условия для развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе приобретения знаний по химии с использованием различных источников информации, в том числе и информационных технологий.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы

  1. «Знакомство с техникой безопасности в химической лаборатории, химической посудой, приборами, реактивами».

  2. «Растворимость. Растворы»

  3. «Водные ресурсы и качество воды»

  4. «Безопасная химия»

  5. «Правовые основы охраны окружающей среды в России»

  6. « Защита проектов»

При выборе форм и методов работы будут использованы следующие методики: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов); проведение экологического мониторинга микрорайона школы, социологических опросов.

Планируемые результаты

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

  • развитие системы программных знаний и умений по химии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе опыта приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • получение представления о широком практическом использовании предметных знаний;

  • приобретение опыта поиска информации по выбранной теме и представление ее в виде проекта.

Измерители достижения планируемых результатов:

  • степень активности обучающихся на занятиях;

  • качество сообщений обучающихся, выполнение практических и исследовательских работ;

  • качество представленных проектов как формы презентации личных достижений;

  • уровень социальной зрелости обучающихся, выраженный в готовности участвовать в экологических акциях, реализации разработанных проектов, в готовности сделать осознанный выбор будущего профиля (выявляется через практическую деятельность, в процессе бесед с обучающимися, их родителями)

Курс завершается проектной работой, в которой обучающийся должен продемонстрировать полученные знания и умения.

Программа элективного курса «Химия и жизнь» рассчитана на 17 часов

2.ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Лекции

Практика

Раздел 1.Техника безопасности в химической лаборатории

    1. Техника безопасности в химической лаборатории

    1. Химическая посуда, приборы, реактивы.

    1. Простейшие химические и физические операции

Итого по разделу

0.5

0.5

1

2

0.5

0.5

1

1

1

Зачет

Отчет

Раздел 2 Растворимость. Растворы.

    1. Растворимость. Растворы.

    2. Растворимость твердых веществ, газов.

    3. Концентрация растворов: процентная, молярная, нормальная.

Итого по разделу

1

1

1

3

1

1

1

1

2

Защита результатов

Защита результатов

Защита результатов

Зачетная работа

Раздел 3 Водные ресурсы и качество воды

3.1 Водные ресурсы и качество воды.

3.2 Очистка грязной воды

3.3 Определение качества воды. Анализ воды.

3.4 Загрязнение воды ионами тяжёлых металлов.

Итого по разделу.

2

1

1

1

5

2

2

1

1

1

3

Защита результатов

Защита результатов

Защита результатов

Раздел 4 Безопасная химия

4.1 Лекарства и яды

4.2 Опыты с простыми лекарственными препаратами (определение качественного состава глицерина, йодной настойки, борной кислоты и др.)

Итого по разделу

1

3

4

1

1

3

3

Защита результатов

Выпуск рабочей тетради с итогами работы

Раздел 5 Правовые основы охраны окружающей среды в России

5.1 Основы природоохранного законодательства России (Конституция РФ)

5.2 Экономическое право и экологическое законодательство.

Итого по разделу

1

1

2

1

1

2

Раздел 6 Защита проектов

1

1

Проекты

Всего

17

7

10

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 Техника безопасности в химической лаборатории

Тема 1. Правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории. Практическая работа «Химическая посуда, приборы, реактивы».

Тема 2. Практическая работа «Простейшие химические и физические операции»

Раздел 2 Растворимость. Растворы.

Тема 1. Растворимость. Растворы. Физико-химические свойства растворов Растворимость твердых веществ, газов. Концентрация растворов: процентная, молярная, нормальная.

Тема 2. Практическая работа «Приготовление рабочих растворов для кабинета химии с долей вещества (% концентрация) »

Тема 3. Практическая работа «Приготовление рабочих растворов для кабинета химии с молярной и нормальной концентрацией»

Раздел 3. Водные ресурсы и качество воды

Тема l. Водные ресурсы. Распределение вод гидросферы. Пресные и морские воды, их минерализация. Жесткость воды и способы ее устранения.

Тема 2. Абиогенное загрязнение вод. Всепланетный круговорот воды. Кислотные дожди. Вода как сырье. Применение в промышленности закрытых цехов по использованию воды ­необходимое условие сохранение окружающей среды.

Тема 3. Измерения и метрическая система (СИ). Мерная посуда. Практическая работа «Очистка грязной воды»

Тема 4. Практическая работа «Определение качества воды. Анализ воды»

Тема 5. «Практическая работа «Загрязнение воды ионами тяжелых металлов»

Раздел 4 Безопасная химия

Тема 1. Лекарства и яды. Самые простые из лекарств: КМНО4. Н2О2.

I2 (настойка), борная кислота, аспирин. Состав этих веществ, свойства, применение в быту.

Тема 2 Практическая работа «Определение качественного состава глицерина, йодной настойки, перманганоя калия, борной кислоты» Тема 3. Практическая работа «Определение качественного состава карандаша ляписного, фосфата натрия, тиосульфата натрия»

Тема 4. Практическая работа «Определение качественного состава этилового спирта, аспирина, уротропина»

Раздел 5 Правовые основы охраны окружающей среды в России.

Тема 1. Основы природоохранного законодательства России (Конституция РФ). Краткая история развития российского природоохранного законодательства.

Тема 2. Экономическое право и экологическое законодательство.

Раздел 6. Защита проектов

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

  1. «Динамика изменения химического состава в помещениях школы в течение дня».

  2. Пищевые продукт. Анализ некоторых продуктов, поступающих в продажу через магазины на наличие добавок.

  3. Свойства воды, исследование проб воды на территории микрорайона «Черемошники».

  4. «Чистая вода в нашем доме».

  5. Сколько стоит стакан чистой воды?

  6. Анализ моющих веществ, применяемых для посуды.

  7. О химии в стихах (творческий).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Занятие №1

Тема: Изготовление простейших приборов.

Цель занятия: ознакомить учащихся с простейшими навыками работы со стеклом: резанием трубок, изготовление капилляров, запаивание трубок; проделыванием в пробках отверстий заднего диаметра; научиться готовить детали и собирать простейший прибор, соблюдая меры предосторожности.

Оборудование: стеклянные трубки диаметром от 3 до 7мм., напильники, спиртовки, каучуковые резиновые пробки, свёрла, колбы.

Выполнение работы:

  1. Инструктаж по ТБ при работе со стеклом.

  2. Резание стеклянных трубок.

  3. Обработка концов стеклянных трубок.

  4. Изготовление изогнутых стеклянных трубок.

  5. Изготовление трубок с оттянутым концом.

  6. Изготовление пипеток.

  7. Обработка пробок

А) каучуковых

Б) корковых

VIII. Изготовление простейших приборов.

Рис.1 Рис.2 Рис3

  1. Привести в порядок рабочее место. Будьте внимательны! Убирая осколки стекла, можно легко поранить рук

Занятие №2

Тема:Растворы, их приготовления.

Цель занятия: закрепление теоретического материала для приготовления растворов и работы с ними.

Оборудование: колбы, мерные цилиндры, соли, кислоты, весы, разновесы.

Ход занятия.

  1. Растворы – твёрдая или жидкая однородная система, состоящая из двух или более компонентов.

Растворы

ненасыщенные насыщенные перенасыщенные

(можно ещё (при данной температуре (содержит

растворить данное скорость растворения растворённого

вещество) скорость осаждении) вещества больше,

чем требуется

для насыщенного

раствора)

Вещества

Легко растворимые малорастворимые практически нерастворимые

( в 100г. H2O (0,01 – 1г. ) (0,о1г.)

раств. 10г. вещества

и больше)

Абсолютно нерастворимых веществ нет.

  1. Инструктаж по ТБ

  2. Приготовление 500г. 5% раствора СuSO4. В лаборатории есть кристоллогидрат СuSO4 * 10 H2O

Мг (СuSO4* 10 H2O)= 250

Мm (СuSO4* 10 H2O)= 250г/моль

Мг (СuSO4 )= 160

Мm (СuSO4 )= 160г/моль

В 250г. СuSO4 * 10 H2O – 160г. СuSO4

Х – 25г. СuSO4

Х= 250*25 = 39г. СuSO4 * 10 H2O

160

m (H2O) = 500г. – 39г. = 461г.

ω = m(вещества) ; m(вещества)= ω* m (раствора); m(СuSO4 )= 0,025*500=25г.

m (раствора)

  1. Отмерить цилиндром 461г. H2O, отвесить 39г. СuSO4 * 10 H2O и приготовить раствор.

  2. Приготовленный раствор разместить в стеклянные ёмкости с надписью «СuSO4» для использования на уроках химии.

Занятие №3

Тема: Приготовление раствора кислоты из более концентрированного.

«Сначала – вода, потом – кислота, иначе – беда

Цель работы: приготовить 100г. 2% раствора серной кислоты из более концентрированного раствора.

Приборы и реактивы: набор ареометров, цилиндр для определения плотности растворов, термометр, мерные цилиндры вместимостью 10-25 и 100мл, стаканы вместимостью 150-200мл, раствор серной кислоты 10-20%, ёмкость для слива приготовленного раствора.

Выполнение работы:

  1. Определить плотность исходного раствора.

  2. Вычислить необходимые объёмы исходного концентрированного раствора и воды для приготовления заданного раствора.

Для расчёта удобно пользоваться правилом диагональных схем (правило «креста»):

ω1 m1

ω

ω2 m2 (1)

ω – это массовая доля заданного раствора, ω1 — массовая доля концентрированного раствора, ω2 – массовая доля раствора, используемого для разбавления (в случае с водой ω2 =0), m1 и m2 – массы исходных растворов, устанавливающие соотношения, в которых следует смешивать исходные растворы:

m1 = ω1 – ω2

m2 = ω1 – ω.

Масса и объём раствора взаимосвязаны через плотность соотношением:

Плотность раствора

Ρ = mp-pa/V (2)

20 2 1 Соотношение массовых долей

ω исходного 20% раствора серной кислоты

0 18 9

10 – Сумма массовых долей

Обозначая массу 20% раствора серной кислоты через Х , составим соотношения и рассчитаем массы кислоты воды:

100/10 = Х/1, Х= 100/10, Х=10 (г 20% раствора серной кислоты).

Масса воды: 100 – 10=90 (г воды).

Воспользовавшись формулой (2), рассчитаем объёмы растворов кислоты и воды, предварительно узнав, что плотность 20% раствора серной кислоты равна 1139кг/м3, плотность воды приблизительно равна 1000кг/м3.

Мерным цилиндром на 100мл отмерить рассчитанный объём воды и вылить в стакан. Другим цилиндром на 10-25мл отмерить необходимыё объём раствора серной кислоты и малыми порциями при помешивании внести в стакан с водой. Охладить раствор до 200С, определить его плотность.

Полученный раствор разместить в стеклянные ёмкости для использования растворов на уроках химии.

Занятие №4

Тема:Анализ воды из природного водоёма, водопроводной.

Цель: познакомить с простейшими способами анализа воды, определением её качества.

Оборудование: образцы воды из разных источников, мерный цилиндр высотой 30см и диаметром 2,3см. 0,03% раствор KMnO4, кольцо из медной проволоки диаметром меньше диаметра цилиндра, колбы, химические стаканы, мыло.

  1. Учебно-методическое пособие

    Программа элективного курса «Какая речь может всех увлечь», как и любого другого ориентационного курса, не может быть жёстко заданной, требует особого, творческого подхода, ибо она реализуется в результате добровольного выбора и интереса учащихся.

  2. Программа

    В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной итоговой аттестации выпускников

  3. Программа

    В 2009 состоялся 61-й выпуск школы. Всего за годы существования выпущено 3252 ученика, из них 60 с золотой и 90 серебряной медалями. Они стали врачами, учителями, инженерами, учеными… и работают во всех уголках РФ и за рубежом.

  4. Программа

    Программа учебной дисциплины «Профессиональная педагогическая ориентация» предназначена для реализации в педагогических классах основной общеобразовательной школы.

  5. Программа

    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Источник: https://refdb.ru/look/1629846.html

Scicenter1
Добавить комментарий